Урок литературы в 7 классе по произведению Носова ЕИ Кукла

Литература 7 класс.

Тема: Е.И. Носов «Кукла».

Тип урока: интегрированный: литература, история, экология, музыка.

Цели: 1. Анализ рассказа.

2.Углубление сведений об охране природы, о войне.

3.Нравственное и патриотическое воспитание.

Оформление и наглядность:

1.Рисунки ребят «Как прекрасен этот мир…»

2. Е.И. Носов (портрет).

3.Запись песни « Кукла» в исполнении «Иванушек…»

4. Цитатный план рассказа на доске:

I. Вот, говорят, раньше реки были глубже…»

1.«Зачем же далеко в историю забираться?»

2.Перевозчик Акимыч

3.«Образовался у меня перерыв»

4.«Поехал и не узнал реки»

5.«Не трави душу»

II.«…мы с Акимычем воевали в одной и той же третьей армии…»

1.«Ранило Акимыча бескровно, но тяжело.»

2.«Уже не помер ли?»

3.«Здорово, друг, сердечный.»

4.«Заклинило»

5.«Вот, гляди…»

6.«Это чья же работа?»

7.«Может, со мной с войны такое?»

III. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят.»

1. «Чему же ты научишь?»

2. «Опустил в сырую глубину ямы…»

3. «Все не закопать…»

Ход урока:

I. Анализ I части рассказа П.И. Носова «Кукла».

Слово учителя:

Ребята, вы прочитали рассказа Е.И. Носова «Кукла». Давайте вместе разберёмся в прочитанном, ответим на вопросы:

а) Что волнует автора рассказа и какие проблемы он поднимает в нём?

б).Какие раздумья вызвал у вас рассказ?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам надо вспомнить содержание рассказа и проанализировать прочитанное.

II. Беседа по вопросам:

1.Большой ли по объёму рассказ и сколько в нем героев? Пробл.вопрос: кукла — герой рассказа?

2.Что мы узнаём о рассказчике в начале повествования? (рыбак, любит природу). Рассказчик и автор — одно и то же лицо?

3.Чем он озадачен, что его волнует?

4.Как выглядела река в первое посещение, а как потом, после перерыва?

5.Изменилась ли природа и в какую сторону?

6.Повинен ли человек в этом? Докажите.

Высказывания ребят с доказательством. (Ребята зачитывают

цитаты из текста, приводят примеры из жизни.)

III. Экологическое воспитание

1)А вы, ребята, любите природу? Чувствуете её красоту? Какоевоздействие она оказывает на человека?

2)Но только любит её мало, надо и охранять её, заботиться о ней.

Зачитать отрывки из сочинений ребят, прослушать высказывания их об отношении к природе, отметить лучшие рисунки о природе.

Беседа по вопросам:

1)Что мы узнаём он Акимыче?

2)Какое ранение он получил и какие последствия этого ранения?

3)Обрадовался ли он ли он встрече с Носовым?

4)Кого он показал рассказчику?

5)Почему его снова заклинило?

6)Как понять слова Акимыча: «Может, со мной с войны такое?»

7)Какая связь между войной и этим происшествием?(Наверно, кукла напоминала ему бездыханные тела убитых солдат наполе боя).

8).Почему автор постоянно напоминает о войне? Что вы знаете о ней?

IV.Анализ II части рассказа.

Беседа по вопросам:

1)Что мы узнаём он Акимыче?

2)Какое ранение он получил и какие последствия этого ранения?

3)Обрадовался ли он ли он встрече с Носовым?

4)Кого он показал рассказчику?

5)Почему его снова заклинило?

6)Как понять слова Акимыча: «Может, со мной с войны такое?»

7)Какая связь между войной и этим происшествием?(Наверно, кукла напоминала ему бездыханные тела убитых солдат наполе боя).

8).Почему автор постоянно напоминает о войне? Что вы знаете о ней?

V. Рассказ учителя истории о Великой Отечественной войне.

Стоит ли ворошить прошлое? Уже больше 66 лет прошло с тех пор. Может, не стоит вспоминать о тех ужасах и страданиях, которые принесла она человечеству?

Ответы и рассуждения ребят.

V1. Нравственное воспитание. Анализ III части рассказа.

Стихи военных лет: «Я обращаюсь к молодым…»

Беседа:

1.О какой высоте говориться в стихотворении? (О моральной,

нравственной.)

2.Находится ли на такой высоте человек, который глумился и надругался над куклой? Какой он в жизни «человек»?

3.Кого и как осуждает Акимыч в рассказе? (молодых, учителей, всех, кто притерпелся к худу)

4.Как Акимыч поступил с куклой?

Установить связь, сравнить рассказ Носова «Кукла» и стихотворение К.Случевского. Вопрос №4. страница 272. (Звучит фрагмент песни «Кукла» группы «Иванушки…»)

5.Прослушать рассуждение о «человеке – кукле».

6.Этот рассказ сначала был назван сначала «Акимыч», потом «Кукла».Как вы думаете, какое название лучше, почему?

Как вы, ребята, понимаете последнюю реплику Акимыча в рассказе: «Всего не закопать?» (Много злых людей, нехороших поступков и т.д.) А как же надо жить? В чём истинная красота человека? В чём смысл человеческой жизни?

Прослушать ответы на эти вопросы.

V1I. Заключение:

1. Вот и разобрались мы в прочитанном.

а).Какие же проблемы поднимает E.H. Носов в своём рассказе?(Экологические, патриотические, нравственные)

б).А о чём заставил задуматься вас? (о смысле жизни, как стать лучше.)Оценки за урок.

VIII. Дом. задание: Написать небольшое сочинение – рассуждение

«В чем я вижу истинную красоту человека»