урок литературы в 6 классе Роль пейзажа в рассказе И С Тургенева Бежин луг

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема: Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

УМК: Коровина В. Я. «Литература»

Класс: 6 -б

Цели:

-содержательные: выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева на основе анализа текста; определить роль изобразительно-выразительных средств в изображении пейзажа.

- деятельностные: развивать коммуникативную компетентность обучающихся; формировать информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля; воспитывать духовные ценности на основе личностного осмысления прочитанного, нравственного опыта других людей.

Оборудование урока: презентация, музыка Чайковского, рисунки учащихся, карточки с текстом, таблицы.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Демонстрирует слайды с картинами природы под музыку П. И. Чайковского «Июнь. Баркарола» читает стихотворение Рыленкова Н. «Все в тающей дымке…»

- Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?

Настраиваются на урок, трое учащихся перед классом читают стихотворения под музыку.

Познавательные УУД: активизация мышления при рассматривании фото

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД через чтениеучащимися литературных произведений.

6 уч-ся читают стихи.

Общеучебные УУД: построение логической цепочки рассуждений.

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Создает проблемную ситуацию:

- Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу над произведением, с которым познакомились на предыдущем уроке. Как оно называется и кто его автор?

- Кому посвящен рассказ?

- Чем интересны изображенные автором мальчики?

- Какая же связь между нашим началом урока и тем, о чем вы сейчас рассказали?

- Давайте мысленно перенесемся в то далекое, тургеневское время, чтобы живее представить себе то, о чем писал автор .

Любовь к природе рождалась и крепла в сердце будущего писателя именно здесь, в Спасском.

О чем нам пора уже начать разговор? Определите тему урока

Какие цели поставим?

Рассказ «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева

Крестьянским мальчикам старой крепостнической деревни середины 19 века.

Автор и его герои любят родные места так же, как мы любим свои просторы

Речь идет о роли природы в нашей жизни и в жизни героев рассказа Тургенева

Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

- Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как писатель использует выразительные средства языка для создания картин природы.

ПУУД:структурирования знания;

РУУД: принятие и сохранение учебной задачи;

КУУД: формулирование собственного мнения;

ЛУУД: формирование ценностных ориентиров

3) Этап выявления места и причины затруднения.

- Человек с чутким сердцем, человек, любящий землю, открывает для себя много нового, интересного, постигает величие, красоту в малом, неярком, неброском. Кто-то скажет, и вы, наверное, слышали это утверждение, что за границей все красивее, лучше, чем у нас, в том числе и природа. Как тут не вспомнить высказывание К. Паустовского:

«Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только так, исследуя какой — нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию мелкой пичуги»

Любил свой родной край и И.С. Тургенев. Будучи охотником, он исходил десятки верст по родной земле. Тонкий наблюдатель, психолог, художник, он мастерски отобразил увиденное в слове, создавая неповторимые пейзажные зарисовки, например, в цикле рассказов «Записки охотника». Один из этих рассказов — «Бежин луг».

И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, создавая свои пейзажные зарисовки. Приступим к их анализу.

1. Анализ пейзажей

– С чего начинается рассказ?

– Давайте послушаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178-179).

– Какое настроение создаётся при чтении?

– В какой части рассказа ещё создается жизнеутверждающее настроение?

– В каких частях рассказа располагаются данные пейзажные зарисовки?

– Как описание летнего дня и описание наступления утра перекликается с настроением охотника?

С описания июльского дня

Слушают отрывок

Создаётся настроение бодрости и ликования, возникает радость встречи с природой

-В описании наступления утра, завершающем рассказ

Они образуют зачин и концовку произведения

Настроение бодрости и радости охотника созвучно состоянию природы в эти периоды

- Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.

П: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

РУУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

КУУД: использование речи для регуляции своего действия

4) Этап построения проекта выхода из затруднения.

Работа над художественно-изобразительными средствами

– У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные средства. У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что?

Предлагаю вспомнить основные выразительные средства, которые возможно встретятся в эпизодах, предложенных для анализа.

Запишите в тетрадь определения, которые вы видите на слайде

Организует совместное действие детей как внутри одной группы, так и между группами: направляет на совместное выполнение задания:

— Исследовать изобразительные средства картин природы в рассказе мы будем в группах. Фрагмент рассказа каждой группе предлагается свой. Вы должны отметить в нем образные средства, использованные писателем. Задания перед вами. Приступайте.

Работа в группах по составлению таблицы «Июльский день, наступление ночи, июльская ночь, утро».

Краски, цвет.

Запахи, звуки.

Тропы.

Ощущения, чувства героя.

Работа с текстом и таблицей.

Краски

Звуки, запахи

Средства художественной выразительности (тропы)

Ощущения, чувства героя

Ваши чувства

Таблица выведена на слайде и распечатана каждой группе

Записывают в тетрадь определения тропов

Заполняют таблицу, извлекая из текста необходимую информацию

ПУУД: поиск разнообразных способов решения задач;

РУУД: различение способа и результата действия;

КУУД: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

ЛУУД: выполнение моральных норм

5) Этап реализации построенного проекта.

Обращаемся к разбору картин природы в рассказе. Пока одна группа выступает, другие внимательно слушают, чтобы в заключение сделать совместный вывод по теме урока.

- Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня. Какие образные средства преобладают? Почему?

– Но на смену дню приходит ночь Изменился ли тон рассказа?– Почему?

- Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека.





- И вот появляются первые признаки пробуждающегося утра Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра?

– Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал олицетворения и метафоры?

– А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты?

Выступление групп:

1группа. Июльский день

1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником «Около полудня обыкновенно появляется: до слов то сеется едва заметный дождь».

2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что преобладают такие изобразительные средства, как эпитеты (золотисто-серые, с нежными краями облака, прозрачные рукава синевы, легкий цвет небосклона:) в сочетании с метафорами (облака теснятся:, они проникнуты светом и теплотой). Встречаются и сравнения (подобно островам, так же лазурны, как небо..). Автор по преимуществу изображает эпитеты. Цель — отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней; показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее.

2 группа. Наступление ночи

1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником «Между тем ночь приближалась и росла:до слов :побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи»./Дополнительное задание: отбор языковых средств, характеризующих состояние охотника в сумерках./

2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что характер и значение изобразительных средств уже иной. Цель, которая стояла перед автором, — показать не только картину наступления ночи, но и нарастание ночной таинственности, чувство нарастающей тревоги при потере дороги. Для фрагмента характерны эмоциональные, выразительные эпитеты, передающие тревожные чувства заблудившегося рассказчика. И.С. Тургенев использует сложный комплекс языковых средств: и эмоционально-выразительные эпитеты (угрюмый мрак, пугливо нырнула, странное чувство, неприятная, неподвижная сырость, было жутко:); и сравнения (ночь росла, как грозовая туча: громадными клубами надвигался мрак); и метафоры (лилась темнота, все было немо и глухо, уныло висело небо:). Автор не столько изображает природу, сколько выражает свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает (от сгущения красок, от таинственных звуков)

3 группа.Ночь

1. Выборка предложений о торжестве и величии ночи. Зачитываются фрагменты./от слов «Картина была чудесная:до слов :мрак боролся со светом», «Я поглядел кругом:Странный, резкий :крик раздался вдруг:»

2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что автор создает торжественные, спокойные и величавые картины природы, так как герой- повествователь нашел дорогу, увидел крестьянских детей в ночном и успокоился, почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи. Ощущение торжественности и величавости ночи усиливается при страшных рассказах мальчиков о водяных, русалках, домовых, леших. Тургеневскую ночь мы слышим (:странный, резкий, болезненный крик: тонкий, острый хохот: слабый шипящий свист:, плеснет большая рыба, тростник слабо зашумит), видим (бесчисленные золотые звезды, тонкий язык свет, тонкое чистое небо: со всем своим таинственным великолепием, луны не было на небе), обоняем (в воздухе уже не так сильно пахло:, особенный томительный и свежий запах — запах русской летней ночи). Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очаровали его и дети. Таинственным великолепием и торжественностью отличается этот фрагмент. Цель автора — через богатство красок, звуков, запахов, ощущений передать свое восхищение этим временем суток.

4 группа. Пробуждение летнего утра (стр. 205)

- Писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.

Приводят примеры из текста

- Чтобы показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны

ПУУД: построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

КУУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

– А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью?

– Чем вы это объясните?

Прочитав эти замечательные тургеневские описание, хочется взять в руки кисть и нарисовать чудесные картины, некоторые из вас попробовали это сделать, расскажите, почему вы изобразили именно это.

Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня — чувство радости жизни.

Ночь – это неизвестность, загадка, тайна, поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается. Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает.

Защищают свои рисунки

ПУУД: структурирование знаний;

РУУД: различение способа и результата действий;

КУУД: построение понятных для партнера высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Ребята, предлагаю вам тоже побыть творцами и нарисовать картины словом. Попробуйте составить синквейн Природа…..или Пейзаж…

Составляют синквейн, потом зачитывают свои работы

Природа

Восхитительная, родная

Чарует, удивляет, тревожит

Писателя, его героев и читателей.

Волшебство!

ПУУД: самостоятельное создание способов решения проблем;

РУУД: оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

ЛУУД: развитие познавательных интересов

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

Слово учителя о мастерстве И.С.Тургенева-пейзажиста.

- Подведем итог. Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?

– Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра?

- Имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?

– А почему так много картин природы в произведении?

– В чём мастерство И.С.Тургенева?

Приходят к выводу, что природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев-мальчиков

(Она «своим таинственным великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном и загадочными звуками породила самое чувство страха). Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая на автора и на его героев-мальчиков. Но она выступает в рассказе и в значении величественного и прекрасного зрелища. успокаивающего запуганное воображение детей и доставляющего им истинно эстетическое удовольствие. Эстетический восторг, вызванный у мальчиков зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами неба, разделяет автор.

- Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.

-Мальчики живут в деревне. Их всегда окружает природа. Она является фоном их жизни.

- Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине

ПУУД: построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

РУУД: осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

КУУД: построение монологического высказывания;

ЛУУД: формирования границ собственного знания и «незнания»

9) Этап рефлексии учебной деятельности.

• Итак, какую задачу мы с вами ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

* Как вы оцениваете результат работы класса?

• Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?

Д/з

Написать сочинение «Признание в любви малой родине» подготовить сообщение о Ф. И. Тютчеве

Заполняют листы оценивания.

Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание

РУУД6 адекватное восприятие оценки учителя;

КУУД: понимание возможности различных позиций других людей;

ЛУУД: развитие самооценки личности