Урок литературы в 6 классе по программе Школа 2100 Тема История басни

Урок литературы в 6 классе.

Тема: « История басни».

Цель урока: дать определение жанра басни;

познакомить с историей жанра, развивать навыки анализа текста;

формирование коммуникативности и экспрессивности.

Методические приемы: выразительное чтение, комментарии учителя, элементы анализа текста, в том числе сопоставительного, рассказы учащихся.

Ход урока

1.Оргомент.

2.Введение в тему.

Рассмотрите иллюстрации. Скажите, к каким произведениям они написаны.

Прослушивание отрывка басни.

Верно, это басня. О ней пойдет речь сегодня на уроке. А что такое басня? (дать определение). (Памятка)

Из каких частей она состоит?

Композиция басни:

повествовательная часть (сближается со сказками) +

поучительная часть (мораль)

Чтобы говорить о басне, нужно вспомнить некоторые термины, которые с ней связаны.

(памятка)

Один из терминов звучит как эзопов язык. Язык Эзопа. Кто же этот Эзоп и как его имя связано с баснями?

3.Тема урока. История басни.

Эзоп-основоположник басни как жанра. Он стоял у истоков басни, первый сочинитель басен. А кто кроме него занимался написанием басен? Об этом и пойдет речь сегодня на уроке.

4. Из истории жанра басни.

Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Учёные считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) — это притча о соловье и ястребе, обращенная к жестоким и несправедливым правителям. Но, по преданиям, основоположником басни считают легендарного Эзопа, жившего, как предполагают, в VI в. до н.э. В то время басня существовала как вид устного творчества, лишь позднее, около II в. до н.э., были записаны басни Эзопа, составившие большой сборник, предназначенный для учебных целей в риторических школах.

Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов: к басенному жанру возвращались Гораций в поэзии, Плутарх в философских трактатах. В I в. н.э. римский поэт Федр переложил басни Эзопа в стихотворную форму и издал их отдельными сборниками. Так родился жанр латинской стихотворной басни.

В XVII в. древний жанр был возвеличен французским писателем Ж. де Лафонтеном, отдавшим дань почтения своим предшественникам.

Эллада — мать искусств, за это ей хвала.

Из греческих земель и басня к нам пришла.

От басни многие кормились, но едва ли

Они до колоска всю ниву обобрали.

Доныне вымысел — свободная страна.

Не вся захвачена поэтами она.

Захватывая новые области «свободной страны», Лафонтен, в отличие от античных авторов, которым сюжет был необходим лишь в качестве иллюстрации, пишет развёрнутые, полные жизни, действий, диалогов остроумные стихотворные повествования. Лафонтен в баснях опирается на народную мудрость.

Русская литература обратилась к басне в XVII в. Жанр басни утвердил в русской поэзии А.П. Сумароков, смело вводивший в свои произведения народные выражения и пословицы.

Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве И.А. Крылова. Басни Крылова глубоко национальны по форме и содержанию. Их персонажи не носят условно-аллегорического характера, а становятся типичными для российской действительности. Сюжет крыловской басни облекается в форму короткой сценки, передающей живость, многообразие разговорной речи. Басни Крылова охватывают широчайший круг тем, продиктованных самой жизнью России, современной автору. В языковых средствах, образах Крылов идёт от фольклора, но при этом благодаря своей афористической точности, меткости, простоте многие строки его басен органично вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили отдельной жизнью.

Достигнув столь блестящего расцвета в творчестве Крылова, басня более чем на столетие почти исчезла из русской литературы.

5. Работа с текстом.

Итак, перед вами название и иллюстрация к басне. Мы говорили о трех замечательных поэтах разных времен, которые обращались к жанру басни в разное время.

Чтобы проследить, как менялась басня, прочитаем произведения Эзопа, Лафонтена и Крылова.

( Раздаточный материал)

Чтение басен Эзопа, Лафонтена и Крылова «Лисица и виноград» и сравнительный анализ прочитанного.

Как вы думаете, о чем будет эта басня? Обратите на позу лисы на иллюстрации.

Различия:

Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи. Она содержит мораль.

Басня Лафонтена более развернутая: действие переносится во Францию (лис-гасконец, лис-нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Лафонтен расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.

Басня Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку, в ней действует «кума Лиса», употреблены простонародные и устаревшие слова: «кумушка», «яхонты» (рубины), «отколь», «око», «неймет», «попусту». Действия Лисы даны подробно. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет», которую Крылов иллюстрирует своей басней.)

Что же объединяет эти басни?

1) Тема, герой.

2) Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей.

3) В басне высмеиваются людские пороки.

4) Басня имеет поучение (мораль).

6.Вывод. Несмотря на одинаковый сюжет, басни разных писателей отличаются, каждый из них вносит в басню свое понимание, показывает особенности национального характера.

В советское время басенные традиции продолжали СВ. Михалков, СИ. Олейник. В творчестве этих и других поэтов осуждается отклонение от моральных норм, международные вопросы. В творчестве современных баснописцев видно следование традициям русской классической басни.

7. Итог урока. Чему учат басни? Что высмеивает?

Почему басня до сих пор сохранилась?

Памятка.

Басня — жанр словесного искусства; небольшое произведение, часто стихотворение, которое построено на иносказании и содержит нравоучение; действующими лицами чаще всего являются басенные звери.

Аллегория - одна из форм иносказания, когда конкретный образ используется для выражения отвлеченного понятия или суждения.

Эзопов язык — речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла.

Мораль - логический, поучительный вывод из чего-нибудь.

________________________________________________

Карточка для работы на уроке.

Эзоп

Лисица и виноград.

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!»

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства.

Жан де Лафонтен (1621-1695)

Лисица и виноград.

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый,

В румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

И.А. Крылов.

Лисица и виноград.

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нём винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы загорелись,

А кисти сочные, как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним не зайдёт,

Хоть видит око,

Да зуб неймёт.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь»