Урок литературы в 5 классе У лукоморья дуб зелёный

«У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

Урок литературы в 5 классе.

Учитель Блохина Т.Ю.

Цели и задачи урока:

обучающие – расширение представлений учащихся о личности А.С.Пушкина; своеобразие вступления в поэму «Руслан и Людмила»; попутное повторение понятий «текст» и «тема текста»;

развивающие – развитие творческого воображения, умения делового общения в парах, в группах, развитие памяти, внимания, развитие речи учащихся; отработка навыка самостоятельного осознанного чтения;

воспитательные - привитие учащимся читательского, литературного вкуса, приобщение к национальным истокам русской литературы.

Оборудование:

На доске – портрет А.С.Пушкина; опорные слова: дуб зелёный, кот учёный, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка, королевич, царь, колдун, Баба – Яга, Кащей, Русь.

На партах учащихся – учебники литературы для 5 класса, рабочие тетради, отпечатанный материал о творчестве А.С.Пушкин.

Грамзапись вступления к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

Аудиозапись лёгкой инструментальной музыки.

Подарочное издание поэмы «Руслан и Людмила».

Ход урока.

Вступление.

Здравствуйте, ребята!

Скажите, чей портрет перед вами? (А.С.Пушкин). Какие впечатления у вас возникают с именем А.С.Пушкина?

Что вы о нём знаете?

Имя А.С.Пушкина хорошо известно каждому русскому человеку, причём с самого раннего детства. Творчество его знают и любят все – и взрослые, и дети. В жизнь каждого из нас Пушкин входит, прежде всего, своими чудесными сказками.

Ребята, какова же тема нашего урока?

Обратите внимание на цели и задачи нашего урока?

Прочитайте вслух.

Мы попытаемся выполнить все поставленные цели и задачи.

2.Вспомним сказки А.С.Пушкина.

Ребята, а знаете ли вы сказки Пушкина? Давайте проверим!

а) Литературная разминка.

Из какой литературной сказки А.С.Пушкина эти стихотворные отрывки и художественные иллюстрации.

Пустились бесёнок и зайка:

Бесёнок по берегу морскому,

А зайка в лесок и до дому.

Вот, море кругом обежавши,

Высунув язык, мордашку поднявши,

Прибежал бесёнок, задыхаясь,

Весь мокрёшенек, лапкой упираясь…

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут,





Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною дворянкой столбовою…

Не видать милого друга!

Только видит, вьётся вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля…

Ох, дети, дети!

Горе мне! Попались в сети

Оба наши сокола!

Горе! Смерть моя пришла!

б) Разминка по иллюстрациям «Угадайте героев сказок».

На доске иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина .

Немного поиграли, теперь поработаем.

3.Работа по теме урока.

1. Работа в парах: один ученик знакомится с материалом учебника об А.С.Пушкина, второй – дополнительно отпечатанный материал.

— Расскажите о том, что вы узнали нового об А.С.Пушкине.

(ответы детей).

4.Проверка усвоения нового материала.

Закончите фразу (предложение).

А.С.Пушкин родился в… году.

Школа, в которой обучался маленький Пушкин, называлась…и находилась в ….

Самым близким лицейским другом А.Пушкина стал….

Высокую оценку поэтическому творчеству молодого Пушкина дал во время лицейского экзамена известный поэт….

Лето после окончания Лицея (1817год) Пушкин провёл в ….

Именно здесь и в это время к нему приходит замысел этой поэмы….

5.Слово учителя.

1. Сегодня мы познакомимся с вводной вступительной частью поэмы А.С.Пушкина, которую вы верно назвали, «Руслан и Людмила».

Это удивительное произведение, посвящённое молодым современникам автора, будущей молодёжи и вам тоже.

(Демонстрация иллюстраций к поэме «Руслан и Людмила», подарочного издания поэмы).

Это очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это мир добрых и злых волшебников, мир увлекательных и интересных, опасных приключений, похищений, фантастических превращений.

Но не будем торопиться.

2.Работа в группах.

По данным опорным (ключевым) словам (на доске) составить мини – текст и озаглавить его.

Чтение составленных учащимися текстов.

3.Учитель. Интересно вам послушать текст, который создал А.С.Пушкин с использованием этих слов?

(фонохрестоматия).

Запись в словарь учащихся:

Лукоморье – изгиб морского берега.

6.Беседа по прослушанному.

1. Ваши впечатления? Понравилось? Чем?

2. В каких словах, по – вашему, выражена основная мысль отрывка? Как вы понимаете это выражение?

3. Как вы думаете, почему этот отрывок воспринимается не как часть поэмы, а как отдельное произведение?

4. Какие народные и литературные сказки вы вспомнили, слушая строки А.С.Пушкина?

7.Подводим итоги.

1. Ребята, что больше всего понравилось сегодня на уроке?

2. Что бы вы изменили?

3. Появилось у вас желание прочитать всю поэму?

4. Попробуйте переформулировать тему нашего урока и предложите свои варианты?

5. Скажите, все ли намеченные цели и задачи мы выполнили?

Всем спасибо, урок окончен.