Урок литературы в 5 классе по теме ААФет Весенний дождь

Урок на тему: «А.А.Фет «Весенний дождь».

Оборудование: на доске записана тема урока, эпиграф, размещены рисунки детей на тему «Дождь»; небольшая книжная выставка с произведениями А.А.Фета; компьютер, проектор, презентация.

Эпиграф к уроку.

Поэт – тот, кто в предмете видит то,

чего без его помощи другой не увидит.

А.А.Фет

Слово учителя: (слайд) Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас урок необычный: к нам пришли гости. Я рада приветствовать всех гостей и надеюсь, что всем у нас будет уютно и комфортно. Ну что ж, начнём наш урок литературы.

Несколько дней назад природа порадовала нас первым дождём, предвестником весны.

- Попадали ли вы под дождь?

- Что вы при этом чувствовали, ощущали?

- Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь?

Поднимите руку, кто когда-нибудь слушал дождь.

- Похож ли шум дождя на музыку?

Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах. Художники, музыканты представили нам своё видение дождя. Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.

Просмотр слайдов.

На доске у нас несколько рисунков на тему дождя. Именно так видят наши юные художники дождь. А попробуйте словесно нарисовать дождь. (Ответы 2-3 учеников)

Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит, слышит, ощущает дождь по-своему. Наши дожди имеют разное настроение. Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.

- А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам своё видение дождя? ( При помощи слов)

Сегодня на уроке мы познакомимся с дождём А.А.Фета. Поэт создал свой дождь – весенний. (Слайд) Тема урока «Афанасий Афанасьевич Фет. «Весенний дождь».

Откройте тетради, запишите число, тему урока, эпиграф к уроку.

Сегодня на уроке мы с вами проанализируем стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь»; научимся составлять образную картину; составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как дождь.

(Слайд) Откроем учебник и обратимся к тексту стихотворения.

- Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения? (Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно)

- Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? (Глаголы)

- Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)

Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать движение. Обратите внимание на начало 2-го четверостишия. Прочитаем две первые строчки 2-го четверостишия. (Слайд)

- Как вы понимаете слово завеса?

(Слайд) Давайте обратимся к словарной статье. Прочитаем и запомним значение этого слова.

Как вы видите, слово многозначное.

- В каком значении слово «завеса» представлено в стихотворении?

- Какое художественно-изобразительное средство применил автор во 2-ой строке 2-го четверостишия? (Метафора)

- Что такое метафора? (Слайд) Вспомним определение.

- Посмотрите внимательно, есть ли во втором четверостишии ещё какое-нибудь средство выразительности? ( «Будто в золотой пыли», сравнение)

- (Слайд) Какое слово указывает на сравнение? (Слайд) Вспомним определение.

Прочитаем выразительно стихотворение ещё раз. (Слайд) Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения: «И что-то к саду подошло/ По свежим листьям барабанит».

- А что подошло к саду? (Дождь)

- Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя? (Олицетворение). (Слайд) Вспомним определение.

- Из чего состоит дождь?

Слова «вода», «капля» женского рода – дождь из воды.

- Следовательно, в каком образе можно представить это таинственное существо? (В образе женщины)

(Слайд) Давайте рассмотрим, как художники увидели этот образ. У каждой из женщин-дождей есть водная вуаль, что закрывает её, делает её таинственной, не всегда видимой и поэтому «что-то к саду подошло». Согласитесь, картины очень разные.

- Чем они отличаются друг от друга?

- А чем они похожи?

- Какую из этих картин мы могли бы назвать «Девушка Летний дождь», «Женщина дождя Поздней Осени»?

- Подберите слова к изображённым на картинах образам, которые помогут нам описать их характер и настроение.

Посмотрим, совпали ли наши восприятия этих картин с восприятиями поэтов. (Слайд)

- А какие ассоциации у вас возникают со словом ребёнок?

А теперь представим дождь в виде ребёнка. Составьте словосочетания или предложения, где дождь представлен в виде ребёнка, младенца. (Ответы детей)

(Слайд) Посмотрим, что получилось у меня. А вот какое стихотворение написал С.Я.Маршак.

Вспомните, в начале урока вы описывали дождь, в который вы попали, и свои воспоминания о нём.

- Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей работы?

Я предлагаю вам составить текст из 5-ти предложений описание вашего нового дождя. Озаглавьте текст. Как и А.А.Фет, передайте в своём тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте выразительные средства. (Несколько работ зачитываются).

- (Слайд) Получилось ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который до этого не возникал в нашем сознании?

- Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям?

- Достигли мы целей, поставленных в начале урока?

- А давайте вернёмся к эпиграфу. Как можно связать слова А.А.Фета и наш урок?

А теперь вам нужно заполнить личный листок самооценки. Подпишите его и оцените свою работу на уроке. Эти листы будут моими помощниками в выставлении оценок.

На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу на уроке. Спасибо нашим гостям за то, что посетили нас.