урок литературы в 5 классе по рассказам ЭРаспэНе любо — не слушай а лгать не мешай

Урок литературы в 5 классе по рассказам Р.Э.Распе «Приключения барона Мюнхаузена»

«Не любо – не слушай, а лгать – не мешай!»

Цель: Познакомить учащихся с творческой историей книги «Приключения барона Мюнхаузена»; показать, как изменялось восприятие произведения разными поколениями читателей; обратить внимание ребят на двойственный характер героя – враля; раскрыть с одной стороны силу, находчивость и изворотливость героя, а с другой – его лживость. Выработать у учащихся практическое умение вживаться в роль. Развивать речь учащихся.

Оборудование и материалы: географическая карта, различные издания книг Распе, рисунки ребят к рассказам, запись на доске «Ложь мне отвратительна, и я счастлив, что все мои близкие всегда считали меня правдивейшим на земле человеком».

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.

Книга, с которой мы познакомимся сегодня популярна как за рубежом, так и в России. В Германии «Приключения Мюнхаузена» издавались 300 раз, в Англии150, а в Росии- 70 Какова же история создания книги Распе, кто автор прототип главного героя?

3. Индивидуальное сообщение учащегося.

А) История создания книги. «Приключения барона Мюнхаузена» предшествовали в 15 веке остроумные, наполненные добродушным юмором «народные книги»»шильдбюргеры», а в 16 веке появилась книга Бранта «Корабль дураков» Из этих двух книг были взяты эпизоды произведения, появившегося анонимно на английском языке в 1786 году под названием «Повествование барона Мюнхаузена о его чудесных путешествиях и походах в Россию»

Б) Кто автор произведения? Автором этой замечательной книги стал Рудольф Эрих Распе, выпускник Гетингенского университете, немецкий литератор. Познакомившись с анонимными рассказами о подвигах барона, он прибавил придуманные им истории, связал их в одно целое. Книга была рассчитана на взрослых, автор хотел переименовать её, назвав «Каратель лжи».

В)Что такое прототип? Сам герой Распе – лицо историческое Прообразом стал карл Фридрих Иероним Мюнхаузен, живший с 1720 по 1797 год сначала в Германии, затем в России.

4.Элемент театрализации(неожиданный стук в дверь, заходит ученик –Мюнхаузен- в парике, в ботфортах, с накрашенными усами.

Учитель:-Добрый день. Кто вы такой, господин? Что Вам нужно здесь?

-Как Вы не знаете, кто я! Вы только что упоминали моё имя.

-Ребята, что за гость у нас сегодня? (дети отвечают)





-Да, да, я потомственный рыцарь Карл Иероним Мюнхаузен Прожил длинную, полную приключений жизнь В 13 лет я прибыл в свите герцога Брауншвейгского из Германии в Россию. С юности я обожаю веселые проказы и пирушки. Больше всего люблю псовую охоту Я только тем всю жизнь и занимался, что охотился дни и ночи на оленей, кабанов, русских медведей и жирафов. Под старость вернулся в Германию, хожу на охоту, развлекаю гостей рассказами о своих приключениях. Да вот только проблема, многие истории стал забывать, наверное старею, мне всего лишь где около 300 лет.

Учитель: Ребята, давайте напомним господину Мюнхаузену истории его приключений.

5. Опрос домашнего задания6 пересказ наиболее понравившихся эпизодов.

6. Закрепление материала в форме викторины:

-Назовите средства передвижения барона в его путешествиях( лошадь, волк, ядро, утки, пешком).

-В каких государствах побывал барон?(В России, Турции,Египте, Италии, Америке, на острове Цейлон).

-С какими животными приходилось герою вступать в схватку( Медведями, кабаном, львом, крокодилом).

-Что занесло лошадь барона на крышу?(обильный снегопад).

-Чем стрелял Мюнхаузен на охоте, когда не было патронов? (иглой, косточкой, шомполом).

-Как удобно переносить лошадей по методу Мюнхаузена?(под мышками).

-Что произошло после того, как шубу укусила бешеная собака?(шуба взбесилась).

-Сколько раз побывал Мюнхаузен в желудке у рыбы? (2 раза)

-Герой выстелил в оленя вишневой косточкой? Что произошло? (на голове выросло вишневое дерево).

7. Элемент театрализации(в разговор вмешивается Мюнхаузен):

Да, ребята и вы знаете о моих приключениях. Вот что значит популярность, теперь обо мне знают даже в басах, и я могу путешествовать дальше по России. До свидания, ребята, я покидаю Вас, меня ещё ждут по стране дети.

8.Слово учителя: Да, барон- самый правдивый человек на земле. В его доме, в немецком городе Боденвердене, расположен музей, а в парке воздвигнут памятник- фонтан, сделанный в виде рассеченной лошади, на одной из половины которой он восседает собственной персоной. Ребята, как вы думаете, какие экспонаты хранятся в музее барона? (дети отвечают).

9.Беседа по прочитанному материалу:

-Да, барон Мюнхаузен – самый находчивый человек на земле. А какими чертами характера обладает барон?

- Что помогает ему в затруднительных ситуациях?

10. Творческая работа.

-А среди Вас, ребята, есть «бароны Мюнхаузены», самые находчивые из находчивых. Составьте и запишите свои миниатюры а Ваших необыкновенных приключениях.

11.Чтение учащимися составленных миниатюр.

12. Слово учителя Ребята, думаете только вы самые находчивые люди на земле, но и я то же находчива. Послушайте самую правдивейшую историю, которая случилась со мной. (придумать и рассказать детям историю про себя).

_Что Вы,ребята, улыбаетесь, Вы ведь верите мне? Я самый находчивый человек на земле, конечно, после барона Мюнхаузена.

13 Подведение итогов урока. Оценки.