Урок литературы в 5 классе по ФГОС ООО на тему Детские годы И С Тургенева Прототипы гер

Тема: «Детские годы И. С.Тургенева. История создания рассказа «Муму»

Цель:

- Познакомить учащихся с детским периодом жизни И. С. Тургенева, обратить внимание на его отношения с родителями, крепостными людьми.

Образовательные:

-дать представление о детских годах И.С. Тургенева;

- познакомить с историей создания рассказа «Муму»

Развивающие:

-развивать связную речь учащихся;

- умения сравнивать и анализировать;

Воспитательные:

-мотивировать интерес к творчеству И. С. Тургенева

Планируемые результаты:

Предметные : познакомиться с биографией И. С. Тургенева; привить читательский интерес к его произведениям, дать представление стихотворениях в прозе

Метапредметные:

1)познавательные: осуществлять поиск нужной информации из различных источников, формировать логические умения, осуществлять межпредметные связи

2)регулятивные УУД:

-выделять и формулировать то, что уже усвоено или нужно усвоить

-планировать свою деятельность, ставить цели, добиваться их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения

3) коммуникативные УУД:

-соблюдать правила речевого поведения

-уметь высказывать свою точку зрения

- представлять результаты своего труда в форме презентации.

Личностные:

- формировать эмоциональный настрой на роке

-формировать нравственно-эстетические ценности.

Оборудование: электронный учебник, мультимедийная презентация, экран, проектор, портрет писателя И. С. Тургенева.

Ход урока

Проверка домашнего задания:

На прошлых уроках мы изучили произведение Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством. Проверим ваши знания по этой теме. Для этого проведем тестирование. У вас на столах лежат тесты. На выполнение заданий вам отводится 3 мин. Приступайте.

Проверяем выполненный вами тест. Посмотрите на экран, на котором даны правильные ответы. Сверьте.

1) Сколько гостей Солоха спрятала в мешках? А) 3; Б) 2; В) 4; 2) Кто вынес мешки из дома Солохи? А) чёрт; Б) кузнец Вакула; В) дьяк; 3) Что просила достать Оксана, чтобы она согласилась выйти замуж за Вакулу? А) валенки, как у Солохи; Б) черевички, как у царицы; Г) платье, как у царицы.

5) С кем Вакула пошёл к царице? А) с купцами; Б) со слугами; В) с запорожцами; 6) Чем окончилось произведение? А) Вакуле не дали черевичек; Б) Вакуле дали черевички, но Оксана их не приняла, сказав: «… я и без черевичков»; В) Вакуле дали черевички, и Оксана их приняла, сказав: «Спасибо, но замуж не выйду!»;

(Слайд 2)

- Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки

Молодцы! Вы получаете «5»

Поднимите руки те, у кого одна ошибка.

Молодцы! Вы получаете «4»

А тем, кто допустил больше ошибок, я пожелаю быть более внимательными на уроках.

2) Сообщение цели урока:

_Ребята, посмотрите в электронный учебник и скажите, материал

о каком писателе располагается после Н.В. Гоголя?

Значит, мы с вами пришли к выводу, что сегодня на уроке будем изучать детские годы И.С. Тургенева. Познакомимся с историей создания рассказа «Муму».

(слайд 3)

(чтение эпиграфа)

Вот такие замечательные слова о И.С. Тургеневе сказал Ф.М. Достоевский

А сейчас мы с вами познакомимся с теми местами, где родился и провел свое детство великий писатель (4-7 слайд)



Откройте свои учебники на стр 234-235 прочитайте и найдите тот материал о матери И.С. Тургенева, о котором мы еще не говорили на нашем уроке.

(дети отвечают своими словами)

Молодцы!

А теперь познакомимся с увлечениями и занятиями семьи Тургеневых

(слайд 8-9 )

Ребята, как вы думаете, важно ли говорить людям правду? Обоснуйте свою точку зрения.

Молодцы!

Семья Тургеневых была очень богатая и поэтому она часто путешествовали по стране и любили выезжать за границу.

(слайд 10)

- Вот этот эпизод из жизни Тургенева учит нас правильно вести себя в общественных местах. Нужно быть всегда внимательным и осторожным.

(слайд 11)

-Ребята обратите внимание, какой интерес и удовольствие приносило Тургеневу чтение книг. Вовлек его в мир литературы его друг — Леонтий Серебряков

(слайд 12-13).

- Стихотворение «Русский язык» написано прозой, оно не рифмуется, но послушайте какое оно мелодичное и благозвучное.

(слайд 14)

- Стихотворения в прозе мы будем изучать с вами в этом году, но немного позже.

Мать Тургенева Варвара Петровна ( слайд15-16).

-О крепостном праве нам расскажет Иван, он приготовил на эту тему презентацию.

(слайд 17-21)

Спасибо Ваня. Молодец!

- Ребята, что вы узнали о крепостном праве из рассказа Вани?

(дети отвечают своими словами)

-А сейчас мы немного отдохнем.

(Валеологический этюд. Подготовила психолог Е.В. Давыдова)

- Теперь снова настраиваемся на рабочий лад.

Сегодня мы с вами познакомимся с историей создания рассказа И.С. Тургенева «Муму»

(слайд 22-23)

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву

Словарная работа

Толкуется понятие Аннибалова клятва так-

( твёрдая решимость быть непримиримым в отношении кого-либо или чего либо до конца. произошла от имени карфагенского полководца Аннибала)

-Послушайте её (читаю клятву)

У героев рассказа «Муму» есть свои прототипы.

Слово прототип новое для вас, давайте обратимся к толковому словарю Ожегова и выясним лексическое значение этого слова.

: Слово «прототип» означает – (конкретная историческая или современная личность, послужившая основой для создания образа в литературе).

(слайд 25).

Прототипом Герасима был реальный человек Андрей. Прототипом барыни — мать Тургенева Варвара Петровна)

-О прототипах героев рассказа приготовила презентацию Дарья.

(слайд 26-31)



3.Закрепление изученного материала

-Ребята, мы сегодня познакомились с детством И. С. Тургенева.

-Скажите, любил ли Тургенев читать в детстве книги?

-Какая история произошла с ним и его другом Леоном Серебряковым?

А что нового на уроке вы узнали о рассказе «Муму»?

4.Рефлексия

-Одной из главных достопримечательностей старинного парка -заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» является огромный дуб, который посадил в детстве сам Иван Сергеевич.. . Несколько дубков – потомков тургеневского дуба растут в парке Спасского-Лутовинова и на Бежином лугу.

- И у нас на уроке тоже есть свой дуб. Посмотрите на него внимательно, чего на нем не хватает?

(листвы)

5. Самооценка

У вас на столах есть дубовые листочки 3-х цветов. С их помощью вы оцените наш урок. Вам надо выбрать листочек и прикрепить его к дубу ( слайд перед рефлексией).

-Если на уроке вам было интересно и все понятно, то прикрепите зеленый листок.

-Если было не все понятно, то прикрепите желтый листок.

-А если материал урока вам показался сложным, то прикрепите красный листок.

А теперь вы видите, какой нарядный у нас получился дуб. Наверное, именно таким хотел бы видеть его И. С. Тургенев.( слайд 32)

4. Домашнее задание



-Прочитать рассказ И. С. Тургенева «Муму»