Урок литературы в 5 классе на тему Пословицы и поговорки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Холмовская средняя общеобразовательная школа»

Холм-Жирковского района Смоленской области

Урок литературы на тему

«Пословицы и поговорки».

(5 класс)

Выполнила:

Волосухина Ирина Яковлевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

2012-2013 учебный год

Цели деятельности учителя:

Осмысление и использование малых жанров фольклора в речи как нравственное воспитание человека;

Формирование понятия о пословице и поговорке;

Развитие речи учащихся

Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;

Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;

Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок;

Воспитывать бережное отношение к языку и мотивировать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа,   воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.

2. Актуализация знаний.

Слайд 1.

- Часто вы слышите: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». А знаете ли вы, к какому жанру относится это выражение?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о пословицах и поговорках, узнаем больше об этих малых жанрах.

Дома вы готовили «Хвалебное слово пословице». Давайте его послушаем.

1й ученик : Пословицы не даром молвятся, без них прожить нельзя!

Они великие помощницы и в жизни верные друзья!

2й ученик : Порой они нас наставляют, советы добрые дают,

3й ученик : Порой чему-то поучают и от беды нас берегут.

4й ученик: Ведь с ней и горе не беда, и наша речь красна пословицей. Давайте вспомним их друзья!

5й ученик: Ну кто из вас не согласится, что без труда мечта мертва? Что дело мастера боится, что жизнь дана нам для добра?

6й ученик: Что друг не тот, кто медом мажет, а тот, кто правду прямо скажет.

7й ученик: Что долог день до вечера, коли делать нечего.

8й ученик: Что сам себя лишь тот погубит, кто других совсем не любит.

9й ученик: Кто кричит: «Я помогу!», а пришло время – «Не могу!».

10й ученик: Где растяпа и тетеря, там не прибыль, а потеря.

11й ученик: И почитай учителя, как своего родителя.

12й ученик: А в пословицах ведь говорится, что сами мы должны учиться.

13й ученик: Грамотей не тот, кто читать умеет, а тот кто слушает да разумеет!

14й ученик: Помни! Тот кто хочет много знать, тот не должен долго спать!

15й ученик: Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

16й ученик: Согласитесь: лень и плут до добра не доведут.

Слово учителя

Слайд 2

О важном значении пословиц и поговорок говорят сами пословицы и поговорки:

Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.

На пословицу ни суда, ни расправы.



На твою спесь пословица есть.

Не всякая пословица при всяком молвится.

Старая пословица век не сломится.

Для поговорки мужик в Москву пешим шел.

Из поговорки слова не выкинешь.

На всякого Егорку есть своя поговорка.

3. Самостоятельная работа со вступительной статьей учебника

– Прочитайте статьи учебника «Пословицы» на странице 27 – 28 и «Поговорки» на странице 31-33.  

- В чем различие пословицы и поговорки?

Слово учителя

Первоначально пословицы и поговорки входили в состав небольших рассказов о каких-либо событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в произведении. Например, «Битый небитого везет» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).

В пословицах отражают исторические события, представления народа о крестьянском труде, о богатстве и бедности, нравственности, христианские верования, семейный быт, качества характера и другое. Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые.

4. Сопоставление пословицы и поговорки.

Слайд 3

Учащиеся делают выводы на основе статей учебника и записывают их.

Пословица

краткое, мудрое суждение о жизни

содержит поучительный смысл

законченное суждение

характеризует поступки человека, их образ жизни

украшает нашу речь

1 часть – условия совершения событий2 часть – вывод и поучение, краткое выразительное назидание

Поговорка

меткое суждение

часть суждения, незаконченное предложение

дает оценку поступкам человека,но не поучает

выражает чувства

5. Этап актуализации жизненных впечатлений

Класс делится на две команды. За каждый правильный ответ команда получает балл (жетон)

А) Игра «Знатоки пословиц»

Слайды 4 — 11

Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Сделал дело – гуляй смело.)

Во время летних каникул каждый из детей что-то делал: Оля помогала маме по дому, Ира и Сережа пололи и поливали огород, собирали гербарий. Один Павлик ничего не делал и все жаловался на скуку. Какие пословицы напомнили ему друзья? (Не сиди сложа руки – не будет скуки. Скучен день до вечера, если делать нечего.)

Несколько дней Люда не выполняла домашнее задание, не готовила уроки и в итоге получила двойку. Что ей на это ответили ребята? (Что посеешь – то и пожнешь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)

Однажды сын пожаловался отцу, что хорошо бы возле дома спортплощадку сделать, но ребята не знают, как это сделать. «Надо захотеть – и все получится», — ответил папа. Какая пословица вспомнилась сыну? (Под лежачий камень вода не течет).

Сказала Нина что-то  по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)

Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. (У семи нянек – дитя без глаза)

Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)

Саша решил собрать из конструктора  модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

Б) Игра «Собери пословицу»

Командам предлагается собрать разрезанные пословицы.

Назовите пословицы по парам слов.

Слайд 12

Дело – смело



Журавль – синица

Слово – воробей

Труд — рыбка

Время – потеха

Перо – топор

Слайд 13

В) Игра «Объясни смысл»

Слайд 14

На работу – спина болит, а ест – за ушами трещит.

Сидя на печи генералом не станешь.

Чужими руками жар загребать.

За спрос денег не берут.

Языком болтай , а рукам воли не давай.

Язык мой – враг мой.

На хотенье есть терпенье.

Невелика капля, а камень долбит.

Топор своего дорубится.

Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.

6. Рефлексия

– Скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни?

7. Итог. Выставление оценок

 8. Домашнее задание 

Слайд 15

Напишите рассказ, который можно завершить одной из пословиц.

К одной из пословиц сделайте рисунок.

Слайд 16