Урок литературы в 5 классе на тему Лирика И А Бунина Детство Сказка

Урок литературы в 5 классе на тему «Лирика И. А. Бунина. «Детство», «Сказка»».

Цели урока:

Формировать представление о личности И.А. Бунина и о его поэзии.

Развивать навык выразительного чтения, художественный вкус.

Создать условия для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить с произведениями И.А. Бунина «Детство», «Сказка».

Развивающие:

Развивать навыки анализа лирического произведения

Способствовать творческому росту учащихся, стремлению к созиданию.

Формировать речевую, исследовательскую компетенции.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к поэтическому слову.

Необходимое оборудование : учебник литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 5 класс, часть 2; стихотворение «Былое» Плещеева ; портрет И. А. Бунина.

Ход урока:

Орг. Момент.

2.Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о … детстве! Каждый взрослый когда-то был ребенком. А. С. Пушкин, А. П. Чехов, Н. А. Некрасов тоже были детьми. И тоже, наверное, проказничали, дразнились, мирились, гоняли голубей и боялись темноты. Но вырастая, многие люди забывают о своем детстве и становятся скучными и ворчливыми взрослыми. И тогда детство навсегда уходит в прошлое. А жаль. Хорошо, что некоторые мудрые взрослые(чаще всего писатели) на склоне лет любят сочинять мемуары – попросту говоря, воспоминания. И тогда они вспоминают свои детские годы. Ну, а мы, читая эти мемуары, можем хоть немножко узнать, какою же была их страна далекого детства. Сегодня мы заглянем в страну далекого детства Ивана Алексеевича Бунина.

Иван Алексеевич Бунин- замечательный русский писатель, поэт, человек большой и сложной судьбы. Родился он в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство его прошло в деревне, где-то между г. Ельцом и г. Ефремовым (в тогдашней Тульской губернии) ,среди хлебов, трав, цветов, в глубокой полевой тишине.

Рано познал он горечь бедности, заботы о куске хлеба. В юности писатель перепробовал много профессий: служил статистом, библиотекарем, работал в газетах. Судьба Бунина отмечена двумя не прошедшими для него обстоятельствами: будучи дворянином по происхождению, он не получил даже гимназического образования. А после ухода от родителей никогда не имел своего дома. В 17 лет Бунин напечатал свои первые стихи и с этого времени навсегда связал свою жизнь с литературой.

Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Бунина- «Детство», «Сказка».

3.Чтение стихотворения «Детство» учителем.

4.Беседа по вопросам:

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Что из своего детства вынес Бунин?

- Какие впечатления остались в душе поэта?

- С чем сравнивает поэт песок и ствол?

- Как вы понимаете выражение «солнечные палаты»?

- Почему к коре приятно прикоснуться?

- Нарисуйте устную картину к этому стихотворению.

5. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

6. Чтение стихотворения «Сказка» учителем.

7. Беседа по вопросам:

- Поделитесь своими впечатлениями .Понравилось вам стихотворение? Чем?

- Что приснилось поэту?

- Что такое лукоморье?

- Каким был день?

- То, что приснилось поэту, может быть на самом деле?

- А почему же тогда Бунин назвал свое стихотворение «Сказка»?

8. Сравнительный анализ стихотворений Бунина «Сказка» и Плещеева «Былое».

Чтение учителем стихотворения Плещеева «Былое».

Былое

Ночи бледное светило

Кротким светом озарило

Комнатку мою.

Снова слышу за стеною

Над малюткою больною

Баюшки-баю.

Голосок так чист и звонок,

Что под звук его ребенок

Затихает вдруг.

Спой еще! Тебе внимая,

И душа моя больная

Отдохнет от мук.

Помню я иное время,

Легче было жизни бремя,

Веселей жилось!

Шли так быстро эти годы,

Годы счастья и свободы,

Годы светлых грез!

Сколько вызвано мечтою

Лиц знакомых предо мною

И знакомых мест.

Помню лес… деревьев шепот,

И волны стемневшей ропот,

И мерцанье звезд.

Сад запущенный и мрачный,

Над водой пруда прозрачной

Деревенский дом.

Речи нежные и ласки,

В уголке уютном сказки

Зимним вечерком…

Сердце верило, любило,

Всё ему так было мило,

Что теперь смешно!

Но всё тихо за стеною…

Над малюткою больною

Голос смолк давно…

Ах, зачем, былые годы,

Годы участья и свободы,

Я припомнил вас!

На душе тоска сильнее,

И до утра, видно, с нею

Не сомкну я глаз!

1858

Беседа по вопросам:

- Что общего в этих стихотворениях? Что их отличает?

- Вспомните, какие из известных вам русских писателей и поэтов обращались к теме детства?

- Как вы думаете, почему тема детства всегда привлекала художников слова?

9. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

10. Рефлексия

Метод незаконченного предложения:

- Мне понравилось …

- Я понял, что …

- Я научился …

- Я сегодня работал …

11. Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение Бунина наизусть.

Использованные источники и литература:

Курдюмова Т.Ф. Литература 5 класс, М., «Дрофа»,2000 г.

Литература: Справ. шк./ Науч. разработка и сост. Н. Г. Быковой; Науч. ред. В. Я. Линков.- М.: Филолог. общество «Слово», Компания «Ключ – С», ТКО «АСТ», Центр гуманитар. наук при ф-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1995.

http://plesheev.ouc.ru/buloye.html( Алексей Плещеев. Былое)