Урок литературы в 5 классе на тему АСПушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Тема урока: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Обучение аналитическому чтению.

 

Цели урока: знакомство с историей рождения пушкинской сказки и её содержанием, обучение аналитическому чтению художественного произведения; развитие устной связной речи; воспитание любви к искусству слова.

 

Ход урока:

Проверка домашнего задания. Чтение «Пролога» наизусть.

Сообщение темы и цели урока.

Повторение:

 -   Что вы можете рассказать об интересе Пушкина к фольклору?-  Вспомните известные пушкинские сказки и расскажите, почему поэт любил этот жанр устного народного творчества?

Словарная работа. Аналитическое чтение сказки.

 

Задание 1:- Найдите в Толковом словаре значение слова черный. Укажите, какое значение имеет это слово в следующих строках:

Она, черной зависти полна,Бросив зеркальце под лавку,Позвала к себе Чернавку,     И наказывает ей,Сенной девушке своей,Весть царевну в глушь леснуюИ, связав её, живуюПод сосной оставить тамНа съедение волкам.

Задание 2: Составить несколько предложений со словом черный. Покажите в своих примерах разные значения этого слова.

Задание 3:

Какое значение имеют следующие слова с корнем – черн-: Чернавка, черница, чернорабочий, черника, черновик?

Задание 4: Определите значение слова глубокий в следующих предложениях:

Месяц, месяц, мой дружок!

Позолоченный рожок!Ты встаешь во тьме глубокой,Круглолицый, светлоокий,И, обычай твой любя,Звезды смотрят на тебя…

– Постой,-

Отвечает ветер буйный,-Там за речкой тихоструйнойЕсть высокая гора,В ней глубокая нора…

Задание 5:  Какое значение имеет слово положила в следующих предложениях? В каком значении оно устарело и в современном русском языке не употребляется?

 

Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,Положила иль не жить,Иль царевну погубить…

сотворив обряд печальный,

вот они во гроб хрустальныйтруп царевны молодойположили – и толпойпонесли в пустую гору…

Задание 6:   К выделенному слову из данной фразы подберите синонимы из предложений:Фраза: «Не кручинься же…»Предложения:

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!Тужит бедный царь по ней.

Ясный месяц продолжал:

«Погоди, об ней, быть может,Месяц знает,Он поможет.Ты к нему теперь ступай,Не печалься же, прощай»

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая…

Задание 7:  Выделенные слова замените такими, которые произносятся в современном русском языке.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился

Издалече наконец

Воротился царь-отец.

Коль старушка, будь нам мать,

      Так и будем величать.

Выразительное чтение вслух.

- Прочитайте IV главу сказки. - Найдите обращения. Какими глаголами и прилагательными характеризует автор силы природы, к которым обращается королевич как к живым существам?

Беседа.

 

- Какие герои и эпизоды сказки понравились вам более всего?- Мотивы каких народных сказок вы вспомнили, читая сказку Пушкина?- Выигрывает ли повествование благодаря стихотворной форме изложения?

Домашнее задание.

 

Выделить основные части сказки и озаглавить их; желающим нарисовать иллюстрации к сказке.