Урок литературы в 12 классе по теме Анализ стихотворения СЕсенинаОтговорила роща золота

Конспект урока литературы в 12 классе

По теме «С.А.Есенин .Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая»

Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы

Туманова Л.М

Тип урока-урок изучения нового материала

Цель урока:изучение и первичное закрепление новых знаний

Форма урока:традиционная с применением ИКТ

Цели:создать содержательные и организационные условия для развития умений:

-выразительно читать поэтический текст

-обогатить словарь и грамматический строй словесной речи

-развивать связную речь

-корректировать произношения ,развивать мышление,воображение ,эмоциональное восприятие

-формировать умения анализировать поэтический текст ,выделять главную мысль произведения.

2.Создать условия для самореализации школьников, коррекции и воссоздания наиболее важных психических функций (внимания, памяти, мышления), их качеств и свойств.

-Коррекция и развитие психических процессов упражнения в ведении диалога

-Развитие слухового восприятия и умения размышлять о прочитанном и услышанном

-Расширение представлений об окружающем мире

-Воспитание интереса к чтению

-Помочь овладеть литературно-творческими умениями.

1.Орг.момент

Проверка режима усиления индивидуальных слуховых аппаратов .

Вопросы и установка даются за экраном.

-Какой сейчас урок?

-Назовите поэта,произведения которого мы изучаем?

-Назовите тему урока

-Откройте тетради и запишите тему урока «Анализ стихотворения С.Есенина «Отговорила роща золотая»

Сообщение задач урока.

-Сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение С.Есенина «Отговорила роща золотая» и поговорим о его содержании.Продолжим закреплять навык анализа художественного текста.

Мы будем работать по следующему плану:

1.Речевая зарядка

2.Лексическая работа

3 Проверка д/з

4.Комментированное чтение стихотворения.

5.Д/З

6.Итог урока.

1Речевая зарядка.Повторим слова:Сергей Есенин,поэт,лирический герой,цветопись,стихотворение

2проверка д/зЧтение наизусть стих-я «Не жалею,не зову,не плачу».

3.Новая тема .

1-й слайд Е.Винокуров справедливо заметил .что все творчество С Есенина –это одно произведение,центр которого сам поэт «.В поэтической стране ,где живет автор,все есенинское»

2.Выразительное чтение стихотворения .

Лексическая работа с использованием слайдов.

-О чем стихотворение?(о природе)

-Какой мир природы создает поэт?

Ответ ученика:в этом стих-ии поэт создает яркий ,красочный и многоцветный мир природы(слайд 1,2,3,4)

-Какими картинами восхищается герой?

Ученик комментирует слайды («широким месяцем над «голубым прудом», «костром рябины красной», «рощи золотой».

Но главное в стихотворении-только пейзаж?Или настроение героя,вызванное природой?

Найдите строки о герое.(«стою один», «я полон дум», «ничего в прошедшем мне не жаль»)

-О каком настроении души лирического героя говорят эти строки ?

Ответ ученика:он одинок,ему грустно,он вспоминает юность веселую и «души сиреневую цветь».Размышляет о жизни,погружается в себя.

-А какая связь настроения героя с временем года ?

Ответ ученика.Осень-грустная пора.Осеннее увядание (голая равнина, «журавлей уносит ветер вдаль», «роща отговорила»)Поэт ощущает себя неотъемлемой частью природы»(слайд)

Учитель.В этом стихотворении Есенин предстает как поэт –философ .О какой проблеме он задумывается?

Он часто повторяет НЕ .О чем не надо жалеть?Найдите строчки и прочитайте.

Ответ ученика:об уходящем. «Не жаль мне лет,растраченных напрасно»Нет ничего вечного.Все погибает.Время необратимое и безостановочное.И человек –только странник на земле.

-А какие художественные средства использует автор для раскрытия содержания стихотворения?

Ответ ученика:эпитеты-«березовым языком», «веселым языком», «голубым прудом»,олицетворения -«журавли не жалеют»

«грезит конопляник».Эпитеты,метафоры ,олицетворения оживляет мир стихотворения ,делают его очеловеченным.

Откройте дневники и запишите д/з:выразительно читать стихотворение,приготовить ответ : «Какую философскую проблему решает Есенин в стихотворении?»

Итог урока :

-Назовите тему урока.

-Чем занимались?

-Что понравилось?