Урок литературы в 11-м классе Символизм как литературное направление рубежа веков ВБрюс

Урок литературы в 11-м классе « Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт»

Цели урока:

-формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;

-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотворений В.Брюсова и К.Бальмонта;

-освоение теоретико-литературных понятий.

Оборудование: портреты В.Брюсова и К.Бальмонта, мультимедийная установка.

Ход урока

Учитель

В Столетних листьях вдруг заговорило,

И оживилась тишина.

Какая мысль? Какая страсть? Какая сила?

Она невыразима и ясна.

Младенчески проплыл и канул мимо

шум… Вырезаны буквы на стволе.

Невыразимо. Все невыразимо,

Что стоит выраженья на земле…

Перед вами отрывок из стихотворения В.А.Жуковского “Невыразимое”. Что, на ваш взгляд, можно считать выразимым, а что невыразимым в стихотворении?

Выразимое – конкретно осязаемое, невыразимое – то прекрасное, что мы не можем сказать словами.

Учитель Поговорим сегодня о невыразимом, о поэзии и поэтах Серебряного века. Подробнее остановимся на поэтах – символистах В.Брюсове и К.Бальмонте. А начнем свой урок с небольшого теста, который проверит ваши знания по теории литературы.

Идет тестирование, после проведения его ребята сверяют правильные ответы с ответами на интерактивной доске.

Учитель Серебряный век русской поэзии. Эпоха Возрождения духовности и культуры, творческой свободы, рождение ярких индивидуальностей, таких как, например, В.Брюсов и К.Бальмонт. “Я хочу жить, чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут”.

Учащиеся раскрывают личность поэта В.Брюсова через презентацию, в которой представлены наиболее яркие моменты его жизни. Учащиеся читают наизусть понравившиеся стихи В.Брюсова.

Приложение ( 1)

Учитель “Поэт Божьей милостью…. Это о К. Бальмонте. М.Цветаева говорила: “Изучив 16 языков, Бальмонт говорил и писал на особом, 17 языке, на “бальмонтовском”.

Давайте разберём, что это за “бальмонтовский язык”?

Учащиеся раскрывают личность поэта К.Бальмонта через презентацию, в которой представлены наиболее яркие моменты его жизни. Они читают наизусть понравившиеся стихи.

Приложение ( 2)

Учитель

1. Одинаковое ли настроение создаётся у нас при прочтении лирики В.Брюсова и К.Бальмонта?

нет. В поэзии В.Брюсова больше разума, в поэзии К.Бальмонта больше чувств.

2.Остановимся подробнее на сопоставительном анализе стихотворения В.Брюсова “Юному поэту” и К.Бальмонта “Я – изысканность…”

3.Похожи ли стихи этих поэтов? У кого больше чувств и почему?



4.Почувствовали ли вы особую манеру письма каждого? В чём эта особенность?

5.В чём, на ваш взгляд, отличие от поэзии А.Пушкина?

у поэзии золотого века – это ощущение гармонии, полноты жизни, любви; у поэзии серебряного века – дисгармония, разочарование, душевная усталость

6.Почему стихотворение “Юному поэту” считают декларацией нового искусства? Докажите, что это стихотворение поэта-символиста.



Учитель Возьмём для анализа стихотворение К.Бальмонта “Сонет”.

1.Что такое сонет?

стихотворение из 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки

2.Красив ли “Сонет”? В чём его красота?

3.Слышите ли вы музыку, читая “Сонет”?

Попробуем провести параллель между данным стихотворением Бальмонта и стихотворением В.Жуковского “Невыразимое”. Почему именно Жуковского

(ученики полностью читают стихотворение “Невыразимое”)

4.Что выразимо и невыразимо у Жуковского?

- Невыразимо то, что не может сказать словами ни язык, ни кисть, ни вдохновение, что возникает в человеческой душе при созерцании красоты. Невыразимое можно только почувствовать сердцем.

5.Есть ли в “Сонете” строчка, восходящая к Жуковскому?

- “Я слушаю, как говорит молчанье”.

6.Что общего невыразимого через душу поэта?

Слово учителя. Но не только у К.Бальмонта есть “Сонет”. Есть он и у В.Брюсова. Удивлены? Это “Сонет к форме”. Это стихотворение вошло в сборник “Юношеское” и было написано в 1895 году, когда поэту было чуть больше 20 лет. Оно написано поэтом-символистом, но никаких неясных намёков, наоборот, все фразы отточены и ясны.

В стихотворении присутствует определённая лексика. Перечислите ключевые слова.

- Контур, грани, черты, отточенность, сонет, образы, мечты, завершённость и т.д.

Что такое контур?

очертание, образ.



1.А запах? Это видимый или невидимый миг?

2.Почему связи тонкие? Почему властительные?

Итак, контур, запах нельзя разорвать.

3.Что такое бриллиант? Кто его оттачивает?

ювелир.

4.Почему именно такое сравнение использует автор?

поэтическое мастерство сродни филигранной работе ювелира.

5.Какие художественные средства и с какой целью использует автор?

метафоры, эпитеты, сравнения. Они придают стихотворному тексту изящество и экспрессию.

6.Определите размер написания стихотворения.

классический сонет, состоящий из 14 строк: двух катрен и двух терцин.

Заключительное слово учителя

Поэта и ювелира объединяет умение придать форму своим переживаниям, т.е. воплотить то, что невидимо другим, по законам красоты. А поэзия Серебряного века всегда осуществляла “тонкие властительные связи между контуром и запахом цветка”.

Домашнее задание. Сделать письменный анализ стихотворений В.Брюсова и К.Бальмонта.