Урок литературы в 11 классе

«Он не заслужил света, он заслужил покой» (заключительный урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Цель преподавателя при работе над проектом:

·        помогать учащимся в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;

·        преподаватель сам является источником информации;

·        координировать весь процесс;

·        поддерживать и поощрять учащихся;

·        поддерживать непрерывную обратную связь, чтобы помогать продвижению учащихся в работе над проектом.

 

Цель учащихся при выполнении проекта:

·        определить цели деятельности;

·        определение возможных средств достижения целей и задач;

·        выбор образца проекта в соответствии с замыслом;

·        планирование деятельности.

 

Тип урока: обобщение знаний по роману « Мастер и Маргарита»

 

Вид урока: урок – проект

 

Вид проекта: исследовательский

 

Цели урока:

Методическая:   использование метода проекта на уроке литературы

Обучающие:

·        организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Художественный мир романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»;

·        создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием.

 

Ориентированные на развитие личности учащихся:

·        создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, предполагать пути их решения; находить в произведении непонятные для себя, «темные» места, задуматься над их художественным значением;

·        создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Воспитательные:

·        воспитание и развитие личностных компетенций учащегося;

·        помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

 

В результате изученной темы учащиеся должны:                                              

Знать

·        основные признаки разговорной речи;

·        особенности основных жанров художественного стиля;

·        основные нормы речевого этикета.

Уметь

·        говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;

·        отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;

·        правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания.

Памяти М. Б(улгако)ва

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донёс

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в длинных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил,

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и всё вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

Лишь голос мой, как флейта, прозвучит

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто поверить смел, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней погибших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Всё потерявшей, всех забывшей, -

Придётся поминать того, кто, полный сил

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь предсмертной боли.

Март 1940, Фонтанный Дом. Анна Ахматова.

ХОД УРОКА.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1.Приветствие.

2.Определение отсутствующих.

3.Проверка готовности учащихся к уроку.

4.Проверка подготовленности классного помещения.

II. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

-Каков жанр романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? — М. А. Булгаков назвал «Мастера и Маргариту» романом, но жанровая уникальность этого произведения вызывает у литераторов споры. Его определяют как роман — миф, философский роман, роман — мистерия. Это происходит потому, что в романе соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления.

-В чём оригинальность композиции? — столь же оригинальна, как и жанр, композиция «Мастера и Маргариты» — роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в то же время образуют единство.

-В чём своеобразие сюжета романа? — своеобразно сплетены в сюжете два пласта времени: библейское и современное Булгакову, то есть 30-е годы ХХ века и I века нашей эры. Многие события, описанные в ершалаимских главах, в пародийном, сниженном виде повторяются ровно через 1900 лет в Москве.

Таким образом, сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно — временной точке — Вечности, где Мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают «прощение и вечный приют». Коллизии, ситуации персонажи библейских глав, зеркально отражаясь в московских главах, содействуют такому сюжетному завершению и помогают раскрытию философского смысла романа.

III. ЭТАП ОБОЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.

Вступительное слово учителя.

Роман «Мастер и Маргарита» — вершина творчества Булгакова. В нем нашли отражение излюбленные идеи и мысли писателя. Прежде всего, автор романа пытается ответить на вечные  вопросы человеческого бытия. Что есть добро и зло? Кто правит миром и управляет человеком? Что такое преступление и каков путь к спасению? Возможно ли прощение?

Своеобразие романа  состоит в том, что ответы на все эти вопросы даются не прямо, не  в виде моральных проповедей, ответы возникают из событий и ситуаций. Ведь композиция романа очень необычна. Два пласта времени сплетены Булгаковым в сюжете романа: 30 – е годы XX века и 30 – е  годы             I века. Глубокая связь между москвичами и ершалаимскими главами подчеркивается тем, что события происходили в одном и том же месяце и укладывались в несколько дней перед христианской Пасхой, только с промежутком почти в  две  тысячи лет.

В художественной ткани произведения своеобразно пересекаются два мира: земной, обыденный, содержащий изображение Москвы 30-х годов, и библейский, исторический, включающий в себя персонажей, связанных с казнью Иешуа.

Миры эти встречаются и пересекаются в своеобразном «третьем» мире – прообразе Вечности.

Действия романа гармонируют между собой, а связывает их борьба добра со злом, творчество, всепроникающая мысль, поиск истины.  Но Булгаков переворачивает обычные представления о добре и зле, показывая их по-своему, заставляя нас тем самым задуматься, переосмыслить нынешние представления о жизни, о нравственности.

В течение предыдущих уроков мы анализировали роман, и перед нами возник основополагающий вопрос: «Как сохранить равновесие между милосердием и справедливостью» и в результате работы образовались 3 группы, которые провели определенную  исследовательскую работу.              

Представление и защита проектов учащимися.

Защита 1-го проекта.

« Кто сильнее:  грозный прокуратор Иудеи или бродячий Иешуа Га-Ноцри

                    Цель: через сопоставление образов данных героев рассмотреть

                              проблему милосердия и справедливости.

                    Задачи: сравнить образы данных героев; выяснить кто из них

                                 духовно сильнее; проследить, как под влиянием Иешуа

                                меняется характер Понтия Пилита.

                     Гипотеза: в ходе вечной борьбы добра и зла побеждают

                                       справедливость, истина, милосердие.

                     План исследования:

·        Описание Иешуа Га – Ноцри и Понтия Пилата.

·        Столкновение двух миров.

·        Сила убеждения Иешуа.

·        Трусость Понтия Пилата и наказание за нее.

·        Позднее раскаяние.

·        Победа справедливости и милосердия.

 

Иешуа – это воплощение, прежде всего, нравственности. Он – философ, странник, проповедник добра и любви к людям, милосердия. Это нищий бродячий проповедник. Он не приехал в город на ослике, его не встречала восторженная толпа почитателей. Иешуа -  это не сын божий, прошедший испытание в пустыне, и отвергший искушение Сатаны. Он не творит чудеса, чтобы убедить народ в правильности философии, которую он проповедует, не возьмет земную власть, потому что к истине не приходят из-под палки, по приказу и за компанию. Постижение истины — дело личное, и все, что делает Иешуа — это говорит с людьми, обращаясь к тому, что считает важнейшим началом в каждом человеке. Его единственный принцип, — нет злых людей, есть люди несчастливые. Он хочет обратиться к доброму началу в каждом человеке, но кроме ученика, есть герой, который все «записывает неправильно». Иешуа никто не слышит,  а те, что услышали, поняли его речь как  призыв к свержению власти римлян. И «сдали» БЕЗОБИДНОГО И БЕЗЗАЩИТНОГО ПРОПОВЕДНИКА ВЛАСТЯМ.

 Встреча Понтия Пилата и Иешуа – центральный, напряженный момент библейских глав. Это встреча человека с совестью, главное испытание, которое предлагает ему жизнь. Прокуратор – человек умный, он прекрасно понимает, что Иешуа не виновен ни по одному пункту, но открыто вступиться за него значит пожертвовать положением, властью, пойти на конфликт с Римом. Он находит красивое решение: признать философа сумасшедшим, сослать, чтобы не смущал народ речами.

Трусом оказывается Понтий Пилат – он пытается суетливо подсказать подсудимому: соври, откажись от своих слов. Ответ Иешуа: «Правду говорить легко и приятно», и прокуратор отступает. Он «умывает руки», показывает, что нет на нем вины, нет крови. Последняя попытка спасти обреченного на казнь – обращение к Ершалаимской еврейской власти. Понтий Пилат предлагает отпустить Иешуа по традиции. Но прокуратор получает отпор: философы способны добрым словом привести народ к неповиновению власти. Иешуа предан всеми.

Наказание для Понтия Пилата – пустая, бессмысленная вечность, ожидание, надежда на чудо. Он задает один и тот же вопрос: ведь казни не было? Ведь я не трус, не предатель, я пожертвовал карьерой, чтобы спасти тебя? Иешуа каждый раз отвечает: Казни, не было и чему–то улыбается. Заканчивается эта история прощением.

 



Показ видеофрагмента ( из фильма « Мастер и Маргарита»)

 

Вывод: «Иешуа не отступил от  истины, готов идти к ней при помощи убеждения, слова, прощает Пилата и, подтвердив, что казни не было, предоставляет ему возможность успокоить свою совесть. Это возвысило и обессмертило его. Иешуа заслужил «свет». Пилат, предав Иешуа, лишается покоя, он тоже получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас, « более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу». Следовательно, Иешуа духовно сильнее Понтия Пилата».

 

Вопросы к первой группе:

1. В честь какого великого праздника даровали жизнь осужденному на казнь?

2. Какова жизненная философия Иешуа?

3. Что такое истина?

Защита 2-го проекта.

 

«Почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки».

                 Цель: рассмотреть образы Воланда и его свиты  с точки зрения справедливого воздаяния за добро и зло.

                 Задачи: выяснить, какова функция Князя Тьмы  в романе; понять, за что наказывает Воланд.

                 Гипотеза: Воланд наказывает или награждает людей в зависимости от их заслуг, по справедливости.

План исследования:

·        Воланд и его свита.

·        Кого и за что наказывает Воланд?

·        Какова цель « ужасных опытов» в «Варьете»?

·        К кому проявляет Воланд снисхождение и …милосердие?

·        Функция Князя Тьмы в романе.

 

Воланд в романе – прежде всего, исследователь. Он изучает реальный мир, цель его – узнать, изменились ли люди в Москве. С позиции наблюдателя Воланд не вмешивается в естественный ход событий, не устраивает революции и не утверждает царства справедливости на земле. Все московские безобразия происходят объединенными усилиями многих людей, свита же Воланда лишь провоцирует их.

Воланд в романе прежде всего проясняет внутреннюю природу реального мира. Воланд в романе — не носитель всемирного  зла, скорее он воздает по заслугам, верит в справедливость.

Князь Тьмы появляется в романе для подтверждения того, что благоустройство государства невозможно без опоры на « вечные» нравственные ценности, для испытания общества. Он прилетает в Москву и проводит сеанс черной магии в театре Варьете, и перед началом сеанса сам вполне определенно дает понять о цели его визита. ( Глава 12  Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита). Образ Воланда служит в романе доказательством вечности нравственных законов. Воланд всемогущ, обладая властью и на земле, и на небесах, он может решить, когда прервать дарованный человеку и без того короткий миг, который называется жизнью, но не в силах победить добро, установить свою диктатуру, так как добро и зло находятся в романе на равных.

Вывод: «Цель визита Воланда в Москву заключается не только в желании убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несет справедливость и каждому по заслугам».

Вопросы ко второй группе:

1.     Что заинтересовало Воланда в разговоре Берлиоза и Бездомного?

2.     Что предсказал Воланд Берлиозу?

3.     Почему Воланд вступил в разговор с Берлиозом и Бездомным?

 Защита 3-го проекта.

 

«Как через образ Маргариты решается проблема милосердия   и справедливости?»

Цель:   выяснить, что ближе героине: милосердие или справедливость.

Задача: рассмотреть образ главной героини; проследить       эволюцию взаимоотношений Мастера и Маргариты; понять, на что способна Маргарита ради своего возлюбленного.

Гипотеза: для Маргариты торжество возмездия и справедливости выше милосердия, она готова мстить обидчикам Мастера.

План исследования:

·        История любви Мастера и Маргариты.

·        Мотив соблазна.

·        Маргарита в борьбе за свою любовь

·        В чем смысл сцены прощения Фриды?

Роман «Матер и Маргарита» посвящен истории Мастера — творческой личности. История Мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. (глава 19 М. А. Булгаков « Мастер и Маргарита»)

Настоящая любовь — это любовь бескорыстная. До встречи с Мастером у Маргариты было все, что нужно женщине для счастья: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги.

Маргарита -  роковая, целеустремленная женщина, она всецело отдается любви и ради спасения Мастера заключает сделку с дьяволом, становится ведьмой, хозяйкой бала нечистой силы. Окунается в таинственный мир черной магии. И, несмотря на то, что Маргарита совершает огромный грех, продавая душу дьяволу, она все же является самым положительным героем романа, чью позицию поддерживает и Булгаков, а теперь и мы. Ведь будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как способны любить немногие. Даже Воланд по достоинству оценил это величайшее чувство, которое нельзя купить ни за какие деньги на свете, — истинную любовь женщины. Маргарита действует по голосу сердца, согласно нравственным ценностям человеческой души. И за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком.

 

Любовь — это философский камень, который обладает свойством все превращать в золото, в добро. Любовь возвышает человека над миром, с ее помощью он постигает духовное, возвышенное, обретает покой. Если любовь истинна, она не может угаснуть, она бессмертна, вечна.

Любовь и творчество существуют среди людей, которые не знают ни того, ни другого. Поэтому они обречены на трагедию. В конце романа Мастер и Маргарита уходят из общества, где нет места высоким духовным побуждениям. Мастеру и Маргарите смерть дается как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений. Можно ее воспринимать и как награду.

Вывод: «Маргарите ближе справедливость, но и милосердие ей не чуждо. Добро и зло в мире должны быть уравновешены. Справедливость – это первая ступень Истины, а высшая ступень — милосердие, порождаемое добром».

 

Вопросы к 3 группе:

1.     Почему Маргарита продает душу дьяволу?

2.     В какой момент Маргарита почувствовала себя счастливой?

3.     В чем проявляется милосердие Маргариты?

 

Вывод к основополагающему вопросу:

«Все будет правильно, на этом построен мир» — заверил Воланд. Иешуа считает, что милосердие превыше справедливости Справедливость, в представлении Булгакова, не сводиться к наказанию, она не может существовать без милосердия. Гармония мира заключается в соединении жестокой справедливости Воланда и в бесконечном милосердии Иешуа. И действительно, от каждого из нас зависит насколько гармоничен будет этот мир.

Обратите внимание на тему урока: «Он не заслужил света, он заслужил покой». Кто, по вашему мнению, заслужил покой  в романе?  По просьбе кого и кто дарует покой Мастеру и Маргарите? Почему Мастера не взяли, туда в свет? Ведь Булгаков писал жене – «Мне нужен абсолютный покой»,-  измученный обрушившимися на него друг за другом несчастья. Критики увидели сходство автора и героя и общее для обоих чувство отчаяния то работы, и, прежде всего судьба Мастера – участь многих писателей  России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма. Булгаков писал свой роман в то время, когда вера в Бога не просто ставится под сомнение, но массовое безверие становится законом жизни государства. Возвращая все эти события и говоря о них, как о несомненной реальности, писатель идет наперекор своему времени и прекрасно знает, чем это чревато. Роман «Мастер и Маргарита» — произведение и сатирическое, и фантастическое, но еще и прослеживаются библейские главы. 

IV. ЭТАП ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.

Заполнение кроссворда.

(или) Блицтурнир по роману М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита».

 

1. Запах, который «ненавидел прокуратор».

2. Название весеннего месяца в Ершалаиме, когда был осужден и казнен       Иешуа.

3. Место гибели Иуды из Кориафа.

4. Название писательской организации, описанной в романе.



5. Жидкость, разлитая некой Аннушкой.

6. Цвет глаз Воланда.

7. Вопрос, который «испортил москвичей».

8. Алкогольный напиток, которым был заполнен бассейн на балу у Воланда.

9. Транспортное средство, которым воспользовалась Маргарита, чтобы попасть   на бал к Воланду.

10. Изображение на  набалдашнике трости Воланда.

11. Жидкость, в которой Маргарита совершила омовение перед балом.

12. Предмет, который подают Фриде  в наказание за грехи.

13. Национальность отца Га–Ноцри.

 

Эталон ответов.

 

1.     Запах розового масла.

2.     Весенний месяц – нисан.

3.     Ершалаим.

4.     МАССОЛИТ- дом Грибоедова.

5.     Подсолнечное масло.

6.     Правый черный, левый  зеленый.

7.     Квартирный вопрос.

8.     Шампанское.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст