Урок литературы в 11 классе Современная поэзия Зауралья

План урока

Приветствие, организационный момент.(ситуация успеха)

Притча (сотрудничество).

Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше — у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:

- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими  ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

____ а сейчас я попрошу вас прочитать небольшие отрыки из стихов, которые вам предложены и вспомнить, кто автор этих стихов. (Ребята читают стихи, вспоминают автора)

Александр Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,

Тучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужноюМчитесь вы, будто как я же, изгнанники,С милого севера в сторону южную.

(Лермонтов)

Если крикнет рать святая:«Кинь ты Русь, живи в раю!»Я скажу: «Не надо рая,Дайте родину мою». 

(С Есенин)

Что такое зауралец,

Вам в Кургане скажет всяк

Левым боком он уралец,

Правым боком сибиряк.

(Леонид Куликов)

Еще в полях белеет снег,А воды уж весной шумят -Бегут и будят сонный брег,Бегут, и блещут, и гласят…

(Тютчев)

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль… 

(Блок)

.. Снова вспыхнет горячая ранка          в самом сердце, когда в той дали          чуть увижу тебя, Боровлянка, -          родный краешек отчей земли.

(Борис Ручьёв)

Зауралье мое, Зауралье!

Где, в каком бы я ни был краю,

Но с твоей неоглядною далью

Не разрознить мне душу свою.

 

(Алексей Пляхин)

Вернёмся к стихам, авторов которых вы пока не знаете, что вы можете сказать о них? Здесь и кроется тема нашего урока. Какова она? Сформулируйте её.(Современная поэзия Зауралья).

Формулировка темы урока Современная поэзия Зауралья.

Цель – познакомиться с творчеством поэтов-зауральцев, фактами их биографии, определить тематическую направленность стихов

Задачи

Наша деятельность на уроке будет осуществляться через работу в группах, а также через выполнение индивидуальных заданий. В результате работы каждого должен получиться образовательный продукт в виде коллективного выступления, небольшого творческого проекта. В детстве вы любили играть в сюжетно-ролевые игры, вот примерно так мы сейчас распределим с вами роли, но при выполнении заданий не забывайте о притче, которую я вам рассказала.

- Выберите для себя роли: 3 биографа,2 искусствоведа, 2литературоведа, , 3актёра,1 музыкальный критик.

(Подходят к партам, на них таблички с составом группы)

1 группа – биограф, музыкальный критик , актёр, литературовед;

2 группа – биограф, искусствовед, актёр, литературовед

3 группа – биограф, литературовед, актёр. Делятся на группы и усаживаются за столы.

Лист с фамилиями поэтов и их стихами.

Алгоритм выполнения задания (регламент)

1 группа «Представительницы «женской» поэзии Зауралья

Биограф.

Самая вкусная вода – из родников. Чистая, прозрачная, пахнущая талым снегом. Как хорошо жарким днём набрать её полные ладони и пить, роняя на траву тяжёлые капли.

Есть люди, как родники, щедро и бескорыстно отдают они нам, жаждущим,

незамутнённую чистоту своей мудрости, своего человеческого опыта.

И такой человек живёт рядом с нами – это Туманова Людмила Анатольевна.

Сценарист, исполнитель авторской песни; родилась в 1945 г. в Кургане. В 1962 году, окончив 9 класс, поступила в Студию при Курганском областном театре драмы, где проучилась год. В августе 1963 г. начала работать помощником режиссера Курганской студии телевидения и продолжила учебу в десятом классе вечерней школы. В полдень 24 октября, произошел трагический случай: ей было нанесено в спину двенадцать ножевых ран, одна из которых стала роковой — в результате повреждения спинного мозга наступил паралич обеих ног. В 1965 г. стали приходить первые стихи, чуть позже — песни.

***

ПОКА НЕ ПОЗДНОНе знаю, кто я и зачем Здесь на Земле, по чьей я воле?Командированная — кем,Кто ниспослал такую долю?..Я одинока в этом мире, И Одиночество — мой бог. Моя галактика — квартира, Спираль закрученных дорог.Пою стихи, слагаю песни,Конечно, это — мой удел! А увлечений поднебесье -Необозначенный предел. Что выполнить еще должна, Душа чтоб устремилась к звездам?.. Испить судьбу свою до дна.Я пью, пока еще не поздно.04.08.01.Людмила Туманова

прослушаем песню л. Тумановой в её исполнении. (отмечаем нежность голоса, искренность слов и музыкальный талант автора, проникновенность слов и музыки )

Музыкальный критик (отзыв о песнях)

Творчество Надежды Рождественской.

Биограф рассказывает краткую биографию поэтессы.(сайт управления культуры Курганской обл.)

Родилась 9 октября 1956 года в селе Житниково Каргапольского района Курганской области. Занимается литературным творчеством с раннего детства. Говорит, что сочиняла стихи на всех уроках. Учителя, само собой, не были в восторге. Уже с третьего класса начала публиковаться на страницах «Молодого ленинца». Дальше — больше: передача о юной поэтессе на областном радио, публикации в журналах «Каменный пояс», «Урал», «Советская женщина» и множестве других изданий.   Окончила в 1975 году Курганский педагогический институт. Работала воспитателем детского сада, в редакциях областных газет. В настоящее время — частный предприниматель.   Автор книг стихов: «Надену бусы из дождя», «Ухожу из прошлого», «Память сердца», книги очерков «Курганский щит», «Дороги войны». В Союзе писателей России состоит с 2005 года.

Актёры выразительно читают стихи.

Апрель устроил звонницу

У крыши на краю.

Я не его поклонница,

Но всё же здесь стою.

Средь шума, гама, рокота

Весенний воздух пью.

С проказницей сорокою

Свой тяжкий хлеб делю,

Она – плутовка, тянется

К рукам моим. Не лень

И просит: «Дай мне пряника.

Медового». Апрель

С утра устроил звонницу

У крыши на краю.

Я не его поклонница,

Но всё же здесь стою.

***

Забегаю в горницу,

Где светлым светло.

Заиметь бы горлицу,

Посадить в тепло

Птицу говорливую,

Ту, что скрасит быт.

Заиметь бы милого

Да не разлюбить.

Литературовед — элементы анализа: тема стихотворения, (схожесть со стихами Марины Цветаевой по тематике – выражение чувств женщины, показана нежная душа лирической героини, слышатся фольклорные мотивы). Изобразительно -выразительные средства речи: тропы – звукопись (звонница, поклонница), олицетворение (апрель устроил звонницу),эпитет (тяжкий хлеб).Особенности композиции– кольцевая, начало и конец стихотворения одинаковы или изящно этот приём называют «рондо».Приём создаёт впечатление целостности, незыблемости жизни и происходящего вокруг. Вывод: стихи Л.Тумановой и Н.Рождественской так же как стихи М.Цветаевой помогают нам проникнуть в женскую душу, почувствовать радость, грусть, чувство лёгкой влюблённости или испепеляющей страсти лирических героинь, а также глубокий философский смысл их стихов.

Полюбил богатый — бедную,

Полюбил ученый — глупую,

Полюбил румяный — бледную,

Полюбил хороший — вредную:

Золотой — полушку медную.

2 группа «Родная природа в стихах Якова Вохменцева.

Биограф даёт биографическую справку о поэте. (сайт Управления культуры Курганской области).

 Окрестности деревни Вохменки Юргамышского района Челябинской (ныне Курганской) области, в которой я родился и вырос, мне и теперь кажутся самыми интересными местами. Кругом отлогие холмы, покрытые могучим лесом, а за ними – рыбные озера. Много озер.

 Мне было 17 лет, когда без копейки в кармане я отправился путешествовать. Около двух лет ходил и ездил по Уралу, Поволжью, Кавказу, Центральной России. Набирался впечатлений и тут же излагал их в стихах. Потом с толстой тетрадью стихов обратился в одну из столичных редакций. Там все мои стихи деликатно, но решительно забраковали. Все заподозрили у меня способности и посоветовали учиться.  Я приехал в Магнитогорск и поступил в горный институт, но через год бросил…  В Магнитогорске я познакомился со многими литераторами, в том числе с Б. Ручьевым и Я. Смеляковым, которым тогда было только по 19 лет, но они уже приобретали популярность. Думаю, что общение с ними было полезным для меня.

Актёр читает стихотворение.

ЛИСТОПАДВ лесу оставив дятла да сороку, Пернатый мир таинственно исчез. Годичный круг свой завершая к сроку, Угомонился обнаженный лес.Светло в нем как-то стало и просторно, Ушли в сосняк и теснота, и мрак. В ладошку ветра вяз кладет покорно Едва ли не последний свой пятак.А человек смущается, дотошный, Безрадостною мыслью осенен: Хоть под ногой ковер листвы роскошной, Но это все же роскошь похорон.

 ЗИМАЭто что же ты, зима, наделала – Погрузила в дрему все кругом. Беспробудно спит равнина белая, Каждый куст объят спокойным сном.Славно колки спят белоколонные –Снятся им концерты вешних птах. Только для чего-то сосны сонные Держат снег в игольчатых горстях.Мы не спим! Иди поближе к нам… –Зимний лес — бездумный озорник: Любят сосны торопливым лыжникам Горстью снег бросать за воротник.

Литературовед задаёт вопросы для обсуждения:

-Какие чувства вызывают у вас стихи Якова Вохменцева?

Какие картины рисует ваше воображение, когда вы их слушаете?

-Какую цветовую гамму вы представляете?

-К какому жанру вы отнесёте эти стихи? (лирика)

-Какие средства изобразительности вы увидели в стихах?(эпитеты –пернатый, обнажённый дотошный; белоколонные, игольчатых; метафоры – роскошь похорон, олицетворения : угомонился обнажённый лес, В ладошку ветра вяз кладет покорно Едва ли не последний свой пятак, равнина спит, зима погрузила в дрёму, колки спят белоколонные, сосны держат снег в игольчатых руках. Придают сюжету стихотворения сказочность, загадочность. Даём слово искусствоведу

Искусствовед рассказывает о Художнике, а я показываю картины.

Травников Герман Алексеевич (род. 1937) – художник.

Родился в с. Мехонское Шатровского района Курганской области. В 1963 г. окончил Свердловское художественное училище.

Работать начал художником на Курганмашзаводе. Затем служил в армии в Приморском крае. И снова художник — в кинотеатре «Спутник», пединституте, комитете по телевидению и радиовещанию.

С 1967 г. Г.А. Травников — член Союза художников СССР, а впоследствии — Союза художников России.

В1982 г. ему присвоено звание «Заслуженный художник России».

3 группа «Гражданские и патриотические мотивы в стихах Николая Аксёнова и Марины Танаевой».

Николай Аксёнов

Родился 18 декабря 1938 года в селе Митино Кетовского района в крестьянской семье. Автор сборников стихов и прозы:  Печатался в журнале «Урал», альманахе «Тобол», периодической прессе. Работал разнорабочим в колхозе, учителем в школе, слесарем, заведующим мастерской, сельским клубом. Лауреат литературной премии губернатора области.  В Союз писателей России принят в 2005 году.

МНЕ ГОВОРЯТМне говорят: «Зачем же пишешь тыО наших днях тяжелых, безотрадных?Пиши, поэт, о девушках нарядных,Прославь любовь, объятья и цветы,А жизнь пусть тяжела, но быстротечна,В ней зла стихами не перешибить.Зато любовь величественна, вечна.Так будем петь, смеяться и любить!»Согласен я: любовь воздвигла царства.Но радостно любить, когда ты сыт,Когда дитю больному есть лекарства,Когда молчат туберкулез и СПИД.Нельзя писать певуче и спокойно,Когда почти бесправен твой народ,Когда в родной стране бушуют войны,И каждый день – как шаг на эшафот.

Танаева Марина Николаевна

  Родилась 26 июня 1975 года в Кургане. В 1992 году окончила школу-лицей № 19, в 1997 году — факультет иностранных языков Курганского госуниверситета. Стихи начала писать с семи лет, но, только изучая в университете немецкую и английскую поэзию, поняла, что над стихами нужно серьёзно работать. Работала сначала учителем английского и немецкого языков, а затем заместителем директора в школе № 56, в настоящее время преподает иностранный язык в Курганском технологическом колледже. Стихи Марины Танаевой публиковались в газетах, журналах “Тобол», «Сибирский край».  Она была членом городского литературного клуба «Поэтическая горница». С 2002 года – активный участник литературной студии В. Ф. Потанина. 

КазиноФонари разметались сутуло, И уже вечереет давно. Вот старушка ладонь протянула У шикарных дверей казино.Подъезжают «Тойоты» и «Мерсы», Выпускают людей — высший сорт. Те на бабушку, словно на мерзость, Поглядят… Кто-то мимо пройдёт…На ладонь ей положат монету, Ухмыляясь: «На выпивку, мать!» Кто и вовсе толкнёт сигарету, Кто глаза поспешит оторвать.В казино будут ночью бессонной Пить, курить и на деньги играть, И не вспомнят о каплях солёных, Что роняет на улице мать.Не поймут, что последние силы Покидают старушку давно. Не узнают, что это Россия Прислонилась к дверям казино.

Литературовед: Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен «глаголом жечь сердца людей», «воспламенять бойца для битвы», нести людям «любви и правды чистые учения».

Выразить участникам группы мнение о стихах Н. Аксёнова и М.Танаевой.

После окончания выступления групп.

Учитель

Показалась ли тема урока интересной для вас?

- Какой вывод вы можете сделать, вернувшись к теме нашего урока: современная поэзия Зауралья

Стихи каких авторов особенно понравились, показались близкими и понятными?

Что вы можете сказать о тематике стихов?

Выступление какой группы показалось наиболее ярким, удачным?

Кто из ребят был самым умным, талантливым, активным?

Вручаю медали.

Домашнее задание. Продолжим игру. сайт kultura.kurganobl.ru поможет вам приготовить домашнее задание. Выберите себе роль. Актёры приготовят выразительное чтение стихов, биографы расскажут о жизни наиболее интересных поэтов, искусствоведы свяжут их стихи с другими видами искусства, ну а литературоведы приготовят анализ стихов. Удачи вам, ребята!!!



Группа №1 Поисковое задание: рассказать о творчестве поэтесс Людмилы Тумановой и Надежды Рождественской.

Биограф (краткая биографическая справка Людмилы Тумановой( по имени в поисковой строке) и Надежды Рождественской(сайт Управления культуры Курганской области kultura.kurganobl.ru )

Актёр – выразительное чтение стихов Людмилы Тумановой (читать стихи можно не только актёру, помните о сотрудничестве и ложках с длиннюююющими ручками)

Урок современная литература 11 класс

Музыкальный критик : когда зазвучали песни Людмилы Тумановой, композиторы сказали : «Музыка слабовата, а вот стихи хороши!», а поэты отозвались так : « Стихи наивны, а музыка замечательная». Послушайте песню «Голубой снегопад» в исполнении автора и выскажите ваше мнение.

Литературовед: элементы анализа: тема стихотворения, (схожесть со стихами Марины Цветаевой по тематике – выражение чувств женщины, показана нежная душа лирической героини, слышатся фольклорные мотивы). Изобразительно -выразительные средства речи: тропы – звукопись (звонница, поклонница), олицетворение (апрель устроил звонницу),эпитет (тяжкий хлеб).Особенности композиции– кольцевая, начало и конец стихотворения одинаковы или изящно этот приём называют «рондо».Приём создаёт впечатление целостности, незыблемости жизни и происходящего вокруг. Вывод: стихи Л.Тумановой и Н.Рождественской так же как стихи М.Цветаевой помогают нам проникнуть в женскую душу, почувствовать радость, грусть, чувство лёгкой влюблённости или испепеляющей страсти лирических героинь, а также глубокий философский смысл их стихов.

Полюбил богатый — бедную,

Полюбил ученый — глупую,

Полюбил румяный — бледную,

Полюбил хороший — вредную:

Золотой — полушку медную.

(М. Цветаева)

Продумайте последовательность выступления игроков

Регламент – подготовка -10минут, представление5 минут

Творческих успехов!



Тексты стихов.

ПОКА НЕ ПОЗДНОНе знаю, кто я и зачем Здесь на Земле, по чьей я воле?Командированная — кем,Кто ниспослал такую долю?..Я одинока в этом мире, И Одиночество — мой бог. Моя галактика — квартира, Спираль закрученных дорог.Пою стихи, слагаю песни,Конечно, это — мой удел! А увлечений поднебесье -Необозначенный предел. Что выполнить еще должна, Душа чтоб устремилась к звездам?.. Испить судьбу свою до дна.Я пью, пока еще не поздно.04.08.01.Людмила Туманова

Стихи Якова Вохменцева.

ЛИСТОПАДВ лесу оставив дятла да сороку, Пернатый мир таинственно исчез. Годичный круг свой завершая к сроку, Угомонился обнаженный лес.Светло в нем как-то стало и просторно, Ушли в сосняк и теснота, и мрак. В ладошку ветра вяз кладет покорно Едва ли не последний свой пятак.А человек смущается, дотошный, Безрадостною мыслью осенен: Хоть под ногой ковер листвы роскошной, Но это все же роскошь похорон.

 ЗИМАЭто что же ты, зима, наделала – Погрузила в дрему все кругом. Беспробудно спит равнина белая, Каждый куст объят спокойным сном.Славно колки спят белоколонные –Снятся им концерты вешних птах. Только для чего-то сосны сонные Держат снег в игольчатых горстях.Мы не спим! Иди поближе к нам… –Зимний лес — бездумный озорник: Любят сосны торопливым лыжникам Горстью снег бросать за воротник.

Стихи Николая Аксёнова

МНЕ ГОВОРЯТМне говорят: «Зачем же пишешь тыО наших днях тяжелых, безотрадных?Пиши, поэт, о девушках нарядных,Прославь любовь, объятья и цветы,А жизнь пусть тяжела, но быстротечна,В ней зла стихами не перешибить.Зато любовь величественна, вечна.Так будем петь, смеяться и любить!»Согласен я: любовь воздвигла царства.Но радостно любить, когда ты сыт,Когда дитю больному есть лекарства,Когда молчат туберкулез и СПИД.Нельзя писать певуче и спокойно,Когда почти бесправен твой народ,Когда в родной стране бушуют войны,И каждый день – как шаг на эшафот. Казино Фонари разметались сутуло, И уже вечереет давно. Вот старушка ладонь протянула У шикарных дверей казино.Подъезжают «Тойоты» и «Мерсы», Выпускают людей — высший сорт. Те на бабушку, словно на мерзость, Поглядят… Кто-то мимо пройдёт…На ладонь ей положат монету, Ухмыляясь: «На выпивку, мать!» Кто и вовсе толкнёт сигарету, Кто глаза поспешит оторвать.В казино будут ночью бессонной Пить, курить и на деньги играть, И не вспомнят о каплях солёных, Что роняет на улице мать.Не поймут, что последние силы Покидают старушку давно. Не узнают, что это Россия Прислонилась к дверям казино.

Поисковое задание для 2 группы. «Яков Вохменцев. Родной край в стихах поэта».

Биограф. Краткая биографическая справка о поэте (сайт Управления культуры Курганской области kultura.kurganobl.ru) и художнике Германе Травникове.

Актер-выразительное чтение стихов поэта(читать можно не только актёру, по желанию другие стихи могут прочесть и другие участники игры.

Не забываем о сотрудничестве!

Литературовед: особенности стихов Я. Вохменцева, изобразительные средства речи, тропы.

Эссе на тему современная поэзия зауралья

Искусствовед найти общее в стихах Я. Вохменцева и картинах известного зауральского художника Германа Травникова (интернет)

Травников Герман Алексеевич (род. 1937) – художник.

Родился в с. Мехонское Шатровского района Курганской области. В 1963 г. окончил Свердловское художественное училище.

Работать начал художником на Курганмашзаводе. Затем служил в армии в Приморском крае. И снова художник — в кинотеатре «Спутник», пединституте, комитете по телевидению и радиовещанию.

С 1967 г. Г.А. Травников — член Союза художников СССР, а впоследствии — Союза художников России.

В1982 г. ему присвоено звание «Заслуженный художник России».

Работы Г.А. Травникова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Курганском, Архангельском, Красноярском,

Туркменском, Карельском художественных музеях, в музеях Польши, Болгарии, Перми, Кызыла, художественных галереях Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени и других городов. Его картины есть во многих частных собраниях и организациях разных стран. К примеру, в частных коллекциях Мстислава Ростроповича.(на фоне презентации) 

Последовательность выступлений определяете сами.

Регламент: подготовка – 10 минут, выступление и обсуждение – 5 минут.

Успехов вам, ребята!

Группа №3 Поисковое задание «Гражданские и патриотические мотивы в стихах Николая Аксёнова и Марины Танаевой».

Биограф. Составляет краткую биографическую справку о поэтах М.Танаевой и Н. Аксёнове (kultura.kurganobl.ru)

Актёр выразительное чтение стихов. (читать стихи не обязательно одному актёру, можно помочь!).

Литературовед: Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен «глаголом жечь сердца людей», «воспламенять бойца для битвы», нести людям «любви и правды чистые учения».

Сравните: Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая — «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна, —

Не верьте, юноши, не стареет она.

(Некрасов стихотворение «Элегия»)

А ты, поэт! избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что не имущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих!

Не верь, чтоб вовсе пали люди;

Не умер бог в душе людей,

И вопль из верующей груди

Всегда доступен будет ей!

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст