Урок литературы в 11 классе Роль маски в жизни и творчестве Николая Степановича Гумилёв

Урок литературы в 11 классе. Творчество Н.С.Гумилёва. (урок 3 из 4)

«Роль маски в жизни и творчестве Н.С.Гумилёва»

“Странствующий рыцарь,

аристократический бродяга,

— он был влюблён во все эпохи, страны, профессии и положения,

где человеческая душа расцветает

в дерзкой героической красоте

А. И. Куприн

Разве не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создаёт поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твёрдого камня высекают самые дивные статуи?

Н.С.Гумилёв.

Цели:

- выявить отличительные черты лирического героя поэзии Н.С. Гумилёва; определить роль маски в творчестве Н.С.Гумилёва; проследить влияние маски на личную жизнь поэта.

-изучение жизненного и творческого пути Н.С. Гумилёва; формирование интереса к творчеству поэта;

-расширение области личных и общечеловеческих знаний учащихся;

Оборудование: интерактивная доска (к началу урока в центре доски – черная маска)

Ход урока:

Этап 1. Слово учителя.

CREDO

Откуда я пришел, не знаю…

Не знаю я, куда уйду,

Когда победно отблистаю

В моем сверкающем саду.

Когда исполнюсь красотою,

Когда наскучу лаской роз,

Когда запросится к покою

Душа, усталая от грез.

Но я живу, как пляска теней

В предсмертный час больного дня,

Я полон тайною мгновений

И красной чарою огня.

Мне все открыто в этом мире –

И ночи тень, и солнца свет,

И в торжествующем эфире

Мерцанье ласковых планет.

Я не ищу больного знанья,

Зачем, откуда я иду;

Я знаю, было там сверканье

Звезды, лобзающей звезду.

Я знаю, там звенело пенье

Перед престолом красоты,

Когда сплетались, как виденья,

Святые белые цветы.

И жарким сердцем веря чуду,

Поняв воздушный небосклон,

В каких пределах я ни буду,

На все наброшу я свой сон.

Всегда живой, всегда могучий,

Влюбленный в чары красоты.

И вспыхнет радуга созвучий

Над царством вечной пустоты.

Мы продолжаем разговор о творчестве поэта Серебряного века – Николае Степановиче Гумилёве

Каким представляется вам поэт? (ответы учащихся)

Напоминаю, что в детстве Гумилёв был недоволен своим здоровьем, внешностью и очень хотел прославиться. Он определяет своё движение по жизни как путь «по линии наибольшего сопротивления». Это путь неприятия современности, не желавшей знать ни подвигов, ни славы, ни побед.

Я вежлив с жизнью современною,Но между нами есть преграда,Все, что смешит ее, надменную,Моя единая отрада.Победа, слава, подвиг — бледныеСлова, затерянные ныне,Гремят в душе, как громы медные,Как голос Господа в пустыне.Всегда ненужно и непрошеноВ мой дом спокойствие входило:Я клялся быть стрелою, брошеннойРукой Немврода иль Ахилла.Но нет, я не герой трагический,Я ироничнее и суше,Я злюсь, как идол металлическийСреди фарфоровых игрушек.

(«Я вежлив с жизнью современною…»)

Современность воспринимала Гумилёва как человека, родившегося не в своё время, но упорно соблюдающего правила и законы своего времени. Вопреки действительности, Гумилёв постоянно отвоевывает у современности «древний Родос», где был

…рыцарский ордер; соборы,

Цитадель, бастионы, мосты,

И на людях простые уборы,

Но на них золотые кресты.

(«Родос»)

Н.Берберова, русская писательница, автор документально-биографических исследований, отмечала, что Гумилёв был человеком далёкого прошлого, который не только не понимал своё время, но и не пытался его понять. Рысс Петр Яковлевич, ( (1870-1948) – журналист, литератор) утверждал, что Гумилёв был бы на своём месте в средние века, он опоздал родиться лет на 400.

«Читал свои новые стихи Н. С. Гумилёв, такой странный, такой непохожий на человека двадцатого века. Его нет уже в живых: такие большевикам не нужны.»

Я, верно, болен: на сердце туман,

Мне скучно всё – и люди, и рассказы

(«Сонет»)

Ах, иначе в былые года

Колдовала земля с небесами,

Дива дивные зрелись тогда,

Чуда чудные деялись сами…

(«Змей»)

Ему был тесен рациональный, просчитанный, механизированный мир современности. И он создаёт свой мир, где нет места пошлости и трусости, где есть мужественный друг и достойный враг, где есть прекрасная девушка с «газельими глазами».

Путешествуя по поэтической стране, поэт исчезает за нарисованными образами, примеряет «маску», которая стала своеобразным художественным открытием.

Что такое маска? Для чего она придумана? Какие известные вам герои используют маски? Для чего? (часто звучащие ответы: маска супергероя помогает простому человеку реализовать внутренний мир, бороться со злом. к\ф «Женщина –кошка», «Зорро», «Человек-паук» и т.д.)

Сегодня мы с вами познакомимся с миров Гумилёва, попробуем определить, за какими масками прячется поэт, влияет ли поэтическая маска на реальную жизнь Гумилёва.

Этап 2. Работа в группах.

Ребята работают со стихотворениями «Я конквикстадор в панцире железном..», «Пять могучих коней мне дарил Люцифер…», «Иногда я бываю печален…», «Озеро Чад», «Одержимый», «Завещанье», «Капитаны», «У камина», «Абиссинские песни», «Пятистопные ямбы», «Наступление», «Вступление», «Попугай».

Учащиеся зачитывают отобранные строки, определяют маску лирического героя, составляют интеллект-карту «Лирическая маска Гумилёва»

Предполагаемые ответы:

Н.С.Гумилёв примеряет маски капитана, конквистадора, завоеватель, путешественника, влюбленного, философа, нищего, раба, поэта, воина.

На интерактивной доске учитель составляет интеллект-карту «Маски Гумилёва», учащиеся делают запись в тетрадях.

Вопрос к классу: Для чего поэт примеряет столь различные маски? (Запись ответа в тетрадях, затем зачитываем)

Этап 3. Выступление учащегося.

Использовал ли Гумилёв придуманную им поэтическую маску в жизни?

Индивидуальное сообщение ученика по книге Ирины Одоевцевой «На берегах Невы».

Не только в стихах Гумилёв сильный и отважный герой, он и в жизни «делает себя», идёт по линии наибольшего сопротивления.

Пример 1. «Однажды на вечере поэзии у балтфлотовцев, читая свои африканские стихи, он особенно громко и отчётливо проскандировал:

Я бельгийский ему подарил пистолетИ портрет моего государя.

По залу прокатился протестующий ропот. Несколько матросов вскочило. Он продолжал читать спокойно и громко, будто не замечая, не удостаивая вниманием возмущённых слушателей. Кончив стихотворение, скрестил руки на груди и спокойно обвёл взглядом зал, ожидая аплодисментов. Он ждал и смотрел на матросов. Матросы смотрели на него. И аплодисменты вдруг прорвались, загремели, загрохотали. Всем стало ясно: он победил».

Пример 2. «Он всегда был очень точен и ненавидел опаздывать. — Пунктуальность — вежливость королей и, значит и поэтов, ведь поэты короли жизни — объяснял он,..»

Пример 3. « Гумилев любил играть во всевозможные, часто им самим тут же выдуманные, игры. Особенно в «театр для себя».



Осенью 1919 года, накануне второй годовщины октябрьской революции, … постучал в дверь… Я открыла Гумилеву сама — и ахнула. Он стоял в дверях в длинном, почти до пят, макферлане-крылатке, с зонтиком подмышкой. На шее — шотландский шарф. На голове большая кепка, похожая на блин с козырьком. Полевой бинокль через плечо на ремне.

— Hallo! — приветствовал он меня, — Let’s go! — И он со смехом объяснил мне, что мы с ним англичане. Он — приехавший на октябрьские торжества делегат Labor Party, а я его секретарша. (…)

— Помните, мы не говорим по-русски. Не понимаем ни слова. И в Петербурге впервые.

Мы вышли на Невский и там ходили в толпе, обмениваясь впечатлениями и громко спрашивали, указывая пальцем то на Гостиный двор, то на Аничков дворец, то на Казанский собор:

— What is that? — После многократно повторенного ответа, Гумилев снимал с головы свой блин и невозмутимо флегматически заявлял:

— I see. Thank you ever so much: Коза-Собо (Казанский собор).

И хотя мы и видом и поведением напоминали скорее ряженых, чем англичан, до нас все время доносилось: — Англичане! Смотри, английские делегаты!

Я, не в силах сдержаться, громко смеялась. Гумилев же, сохранял англосаксонскую выдержку, повторяя:

— Don’t giggle. Don’t play the giddy goat. Shut up! — Но я еще сильнее заливалась смехом.

Мы проделали все, что полагалось: смотрели на процессии, аплодировали и даже подпевали. Оба мы были абсолютно безголосы и лишены слуха. Но нам, как гостям-англичанам, все было позволено. Стоявший рядом с нами красноармеец, с явным удовольствием и даже умилением слушал, как Гумилев выводил глухим, уходящим в небо голосом тут же сымпровизированный им перевод Интернационала. Я же, между двумя приступами смеха, душившего меня, только выкрикивала какое-то вау-лау, лау-вау-ююю!

Окончив к общему удовольствию пение, мы вместе с толпой двинулись дальше. Гумилев стал спрашивать «The way to Wassilo Ostow», повторяя настойчиво «уосило осто». Но никто, несмотря на явное желание помочь иностранцу, не мог понять, чего он добивается. Гумилев благодарил, улыбался, азартно повторяя: Wonderfull! О, yes! Your great Lenine! Karl Marx! О, yes! — и пожимал тянувшиеся к нему со всех сторон руки.

Какой-то особенно любезный товарищ вдруг громко заявил:

— Должно, от своих отбились. Заплутались. Надо их на трибуны доставить. Где милиционер?

Гумилев горячо — Thank you. Thank you! — поблагодарил его и, подхватив меня под руку, бросился со мной назад, в обратную сторону, будто увидел в толпе англичанина.

Забежав за угол, мы остановились, перевести дух. Тут было тихо и пусто.

— Ох, даже жарко стало, — Гумилев весь трясся от смеха. Хороши бы мы были на трибуне! Представляете себе? Еще сняли бы нас! И завтра наши портреты появились бы в «Красной газете»! И никто, решительно никто нас бы не узнал. Ну, нечего время терять, идем!»

Пример 4. «Я ведь всегда был снобом и эстетом. В четырнадцать лет я прочел «Портрет Дориана Грея» и вообразил себя лордом Генри. Я стал придавать огромное значение внешности и считал себя очень некрасивым. И мучился этим. Я действительно должно быть был тогда некрасив — слишком худ и неуклюж. Черты моего лица еще не одухотворились — ведь они с годами приобретают выразительность и гармонию. К тому же, как часто у мальчишек, ужасный цвет кожи и прыщи. И губы очень бледные. Я по вечерам запирал дверь и стоя перед зеркалом гипнотизировал себя, чтобы стать красавцем. Я твердо верил, что могу силой воли переделать свою внешность. Мне казалось, что я с каждым днем становлюсь немного красивее. Я удивлял-ся, что другие не замечают, не видят, как я хорошею. А они, действительно, не замечали.

Я в те дни был влюблен в хорошенькую гимназистку Таню. У нее, как у многих девочек тогда, был «заветный альбом с опросными листами». В нем подруги и поклонники отвечали на вопросы; Какой ваш любимый цветок и дерево? Какое ваше любимое блюдо? Какой ваш любимый писатель?

Гимназистки писали — роза или фиалка. Дерево — береза или липа. Блюдо — мороженое или рябчик. Писатель — Чарская.



Гимназисты предпочитали из деревьев дуб или ель, из блюд — индюшку, гуся и борщ, из писателей — Майн Рида, Вальтер Скота и Жюль Верна.

Когда очередь дошла до меня, я написал не задумываясь: Цветок — орхидея. Дерево — баобаб, писатель — Оскар Уайльд. Блюдо — Канандер.

Эффект получился полный. Даже больший, чем я ждал. Все стушевались передо мною. Я почувствовал, что у меня больше нет соперников, что Таня отдала мне свое сердце.

И я, чтобы подчеркнуть свое торжество, не стал засиживаться, а отправился домой, сопровождаемый нежным, многообещающим взглядом Тани.»

Пример 5. «Мы шли по вечернему городу. Вдруг увидели сцепившихся в драке собак. Все испугались, а Гумилёв одним движением разогнал драчунов и сделал это так, как будто бы сражался со львами.»

Пример 6. «Новый год в Доме литераторов. Очень холодно. Все жмутся к еле теплющемуся огню в каминах. Идёт пар изо рта. Одежда не согревает. И вот распахиваются двери, и входит Гумилёв во фраке и галстуке-бабочке. Его сопровождает И.Одоевцева в чёрном вечернем платье. С трудом сдерживая дрожь, оба прогуливаются по залу, раскланиваются, как бы говоря: «Революция? Холод? Голод? Не слышали.»

Подведение итогов.

Слово учителя.

«Разве не хорошо, — писал Гумилёв ещё в молодости, — сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создает поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твердого камня высекают самые дивные статуи

Действительно, жизнь — очень неподатливый материал. Но Николай Степанович Гумилёв учит нас « как не сдаваться». Он, защищаясь от скучной действительность («Я верно болен: на сердце туман, мне скучно все – и люди и рассказы»), создал удивительною поэтическую страну, опираясь на которую сделал себя героем в жизни.

Гумилёв добивается руки и сердца любимой женщины.

Гумилёв, вопреки обстоятельствам, совершает четыре поездки в малоизученную Африку, сражаясь там с хищниками, преодолевая трудности пути, ловил акул в южных морях, скитался по джунглям и пустыням, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой.



Гумилёв собрал для музея антропологии и этнографии в Петербурге предметы культа, произведения искусства африканских племён, он записал песни, легенды, предания; по возвращении в Россию коллекцию пришлось сдавать неделю – так она была велика.

Гумилёв, вопреки освобождению от службы, добивается, чтобы его зачислили в кавалерию, в разведку. Был награждён двумя Георгиевскими крестами, которые давались за исключительное мужество.

В день смерти Гумилёв не просил о помиловании… Он спокойно выкурил сигарету и повернулся лицом к смерти. Палачи были поражены мужеством поэта.

Рефлексия

Чему мы можем научиться у Николая Степановича Гумилёва?

Домашняя работа.

Подготовка к заключительному уроку:

Выучить стихи, посвящённые Гумилёву. 3-4 человека

Выучить стихотворения Гумилёва и сделать к ним презентации.

«Маскарад», «У камина», «Жираф», «Завещание», «Я и Вы» и др.

Источники:

Иванов Вяч. Вс. Звездная вспышка: Поэтический мир Н. С. Гумилева // Взгляд: Критика. Полемика. Публикации. М., 1988. С. 337.

Гумилев Н. С. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель (Б-ка поэта. Большая сер.), 1988. С. 122.

О творчестве Николая Гумилёва и проблемах его изучения А. ПАВЛОВСКИЙ. osu.rusites/lab-philology/Shedevry/…