Урок литературы в 11 классе по творчеству ВШукшина

Ход урока.

Эпиграф к уроку: «Нам бы про душу не забыть.. Нам бы немножко добрее быть. Мы одни ,раз так уж случилось, живем на земле. Ну так будьте повнимательней к друг другу, подобрее.».

Предполагаемые ответы учащихся, записи в тетрадях.

1.Оргмомент.(1 мин)

-Сегодня у нас необычный урок. Урок-презентация творчества известного писателя В.М.Шукшина. Поэтому я приветствую вас словами, когда-то так

просто сказанными самим автором: «Люди, милые, здравствуйте!»

слайд №1 (Портрет Шукшина, тема урока

Тема: «Люди , милые, здравствуйте!»

2. Сообщение цели: (1 мин.)

-Мне очень хочется ,чтобы вы заинтересовались творчеством этого разносторонне одаренного писателя и не ушли с сегодняшнего урока равнодушными. И на уроке мы будем решать задачи…

Слайд №2 (цели и задачи урока)

Зачитывают проблемные задачи.

3. «Индуктор» ( 5 мин)

- Первое впечатление о Василии Шукшине предлагаю высказать вам.

(На доске запись: Василий Шукшин

( Звук образ Звук образ)

Работа с материалом.

-Какие образные и звуковые ассоциации у вас возникают при произношении имени и фамилии автора?

(ответы учащихся)

-Сравните ваши записи, дополните примерами, которые вам наиболее понравились.

« Социализация»

-Какое первое впечатление складывается о писателе?

Слайд №3(годы жизни и вывод)

4.Разрыв. (1 мин.)

- Трудно не согласиться с тем, что Шукшин «похож на свою родину». Но чтобы воедино слиться с этим образом ,давайте «посетим его родные места»

Работа с материалом.(2 мин)

Слайд №4-14 (родина Шукшина)

На фоне песни «Тихая река» учитель читает стихотворение «Разметалось…»)

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя.

Стародавнее это сёло.

 

Край сибирский.

Пейзаж неброский.

Бьет в берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки —

Это родина Шукшина.

Социализация. ( 5 мин)

-Какими словами вы могли бы передать свои впечатления ?

-Какие новые сведения из биографии вам открылись?

- Напишите первое слово о В.Шукшине. Каким он вам представился в начале урока?

Используйте записанный материал.

5.Разрыв. (1 мин)

- А теперь обратимся к словам Е.Евтушенко.

Слайд №15

В искусстве уютно быть свободною булкой французской,Но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.Шукшин был горбушкойС калиною красной вприкуску, черняшкою той, без которой немыслим народ.

Е. Евтушенко.

Работа с материалом. (3 мин)

-Объясните значение этих строк.

–Что значит «свободною булкой французской» и «горбушка с калиной красной вприкуску»?

-Какие выразительные средства использует автор?

Социализация. (2 мин)

-Как они характеризуют писателя? Запишите несколько слов.

6.Разрыв.(1 мин)

-Пришло время поближе познакомиться с Шукшиным. Мы привыкли видеть в нем простого деревенского героя, порядочного и приветливого, такого же веселого и наивного, как его герои из рассказов. А каким он был на самом деле ? Послушаем факты из его биографии.

Работа с материалом. (4 мин)

(индивидуальные сообщения)

1 ученик: Воспоминания матери.

Помню, как появилась у Васи «болезнь» — увлекся книгами. Всегда у него под ремень в брюках была книга подоткнута. Читал без разбора, подряд. Читал и по ночам: карасину нальет, в картошку фитилечек вставит, под одеялом закроется и почитывает. Ведь, что думаете, — однажды одеяло прожег. Стал неважно учиться, я тогда и вовсе запретила строго-настрого читать. Так нет — стал из школьного шкапа брать тайно от меня. Ох, и помаялась я с ним, не знала уж, как отвадить от чтения-то!

Частенько мне говорили: «Ну что ты, Мария, генерала, что ль, хочешь вырастить из него?» — «Выше», — отшучивалась от них я, но сердцем все же чуяла, что генералом не генералом, а человеком он будет настоящим!

Дитенок милый был у меня стройный, как свечечка, а губки-то у Васи моего были вечно бантиком. Редкозубенький мой, уж как он любил и Сростки, и дом наш. Дом стоит вроде маленько на горке, вроде на отшибе. Зеленый, глазастый! Крапивный переулок называется, а номер 31″…(«Дитё моё милое…» — из воспоминаний М.С. Шукшиной-Куксиной.)

Слайд № 16-17 (дом-музей и здание школы)

«Социализация» (1 мин)

- Какие ключевые слова можно выделить из сообщения?

2 ученик. «…Особого чего-то в нем не было, но остряк он был, остряк! Он был такой острый на язычок, как скажет-скажет, бывало! Это чувствуется и в его рассказах. Я когда их читаю, узнаю героев-то — я же их в жизни знаю, — и его самого узнаю по языку. Он таким языком и говорил…» («Я всегда жила им» — из воспоминаний Н.М. Зиновьевой, сестры В.М. Шукшина.)

-Охарактеризуйте героя одним словом.

3 ученик.

Леонид Куравлев вспоминал: «По ночам пели песни, он очень любил песни Б.Окуджава, а на зорьке рыбачили. Он пел ,и лицо его становилось то грустным, то вдруг совершенно менялось, и весь он будто выпрямлялся, посылая в ночную бесконечность чистый и сильный звук. После песни он умолкал. Потом говорил: А теперь эту…»- и первым начинал петь.

Социализация. (1 мин)

-Какие новые сведения из жизни Шукшина вам открылись? Поделитесь мнениями.

7.Разрыв. (1 мин)

-Предлагаю для анализа отрывок из рассказа В.Шукшина « Первое знакомство с городом».

Работа в группах. (3 мин)

(тексты на партах)

“ Мы все некоторое время молча смотрим на родимую реку. Я вырос на ней, привык слушать днём и ночью её ровный, глуховатый, мощный шум…Теперь не сидеть мне на её берегах с удочкой, не бывать на островах, где покойно и прохладно, где кусты ломятся от всякой ягоды: смородины, малины, ежевики, черёмухи, облепихи, боярки, калины… Не заводиться с превеликим трудом – так что ноги в кровь и штаны на кустах оставишь – бечевой далеко вверх и никогда, может быть, не испытать теперь великое блаженство – обратный путь домой. Как нравилось мне, каким взрослым, несколько удручённым заботами о семье мужиком я себя чувствовал, когда собирались вверх “с ночевой”. Надо было не забыть спички, соль, ножик, топор…В носу лодки свалены сети, невод, фуфайки. Есть хлеб, картошка, котелок. Есть ружьё и тугой, тяжёлый патронташ.”

1 группа: Почему обратный путь домой – великое блаженство?

2 группа: Почему, собираясь на реку, Иван Попов чувствовал себя мужиком?

3 группа: Чего добивается автор, употребляя предложения с отрицательным значением?

4 группа: Какие черты характера автора обнаруживаются в данном отрывке?

«Социализация (5 мин)

-Обобщите свои выводы по группам.

Метод «Если бы…»

-Если бы вы были известным писателем, художником или композитором, как бы вы назвали свое произведение искусства, посвященное Василию Шукшину?

8.Разрыв.(2 мин)

-Мы сегодня рассмотрели жизнь и творчество Василия Шукшина с разных точек зрения. Но не стоит забывать ,что Шукшин прежде всего писатель, романист, актер и режиссер.

Слайд №18-19 (Писатель. Романист.)

Слайд №20-21 (эпизоды из к/ф)

-Неудивительно , что он был дважды удостоен Государственной премии, и Ленинской премии посмертно, награжден орденом трудового Красного Знамени .

Слайд № 22 (Премии и награды)- гиперссылки из Интернета

Работа с материалом. (1 мин)

-Однако внутренний мир писателя остается для нас загадкой. А поможет нам раскрыть истину эпизод из к/ф «Калина красная»

Просмотр эпизода из к/ф «Калина красная»

Слайд №23

«Социализация» (2 мин)

-Какое впечатление произвел на вас эпизод?

-Каким самым главным качеством обладал Шукшин?

9.Рефлексия. (3 мин)

- Какие новые сведения вы получили на уроке? Что вас обрадовало, огорчило? Что вам особенно запомнилось?

Слайд №24-25

10.Домашнее задание. (1 мин)

-Ваше домашнее задание- написать «второе слово» о писателе, сравнив первоначальные впечатления, используя записи в тетради.

(в тетрадь)

Василий Шукшин

Звук / образ Звук / образ

Шелест/дом шепот /природа

Шорох/кот журчание /лес

Шуршание/печка

(в тетрадь)

-Олицетворение домашнего уюта, деревенского пейзажа, простоты.

(в тетрадь)

(Река Катунь, голубое небо, подсолнухи ,зеленое платье степи, деревенская ограда, деревня)

(устно) Перед нами раскинулись зеленые просторы степей с пестрыми цветами . Голубые разливы реки Катунь манят вдаль. А подсолнухи за деревенской оградой так близки и понятны нам.

(предполагаемые ответы в тетрадях)

-В.Шукшин олицетворяется с образом ласкового кота, символом домашнего уюта.

-Для меня писатель-образ деревенской природы и красоты родного края.

-Мне открываются в авторе черты простоты ,любви к ближним и окружающей природе. Пока Шукшин мне более понятен как человек, чем писатель.

(устно) В искусстве можно быть первым, замечая только ее красоту и изящество. Однако Шукшин умело выделял «горькую правду»ез которой не мог обходиться простой народ.

-Развернутая метафора

(в тетрадь)

(забота о ближнем, правда жизни,

народность, «горбушка с калиной красной вприкуску»)

(в тетрадь)

-«болезнь» книгами, настоящий человек, дите милое…

-остряк (в тетрадь)

-душевность(в тетрадь)

(устно)

-Душевный человек, остряк, ценитель искусства…

(устно)

Любой путь утомляет, несмотря на испытанное «великое блаженство»евозможность вернуть детские годы .

-Только здесь он чувствовал себя самостоятельным , «настоящим»,

способным на испытания судьбы.

-Невозможность возврата былых лет, утрата духовных ценностей.

-упорство, народность, хозяйственность, решимость.

(предполагаемые ответы)

-был «настоящим человеком».

(предполагаемые ответы)

Конкурс педагогических инициатив

«Дидактическая модель проведения уроков

с применением Интернет-технологий»

Урок литературы в 11 классе

по теме: «Люди, милые, здравствуйте!»

(по творчеству В.М.Шукшина)

Оренбургская область

Северный район

с Северное

http://school-collection.edu.ru/



Страницы: 1 | 2 | Весь текст