Урок литературы в 11 классе по творчеству ИСеверянина

Урок по литературе в 11 классе по творчеству Игоря Северянина

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа № 31»

Ново – Савиновского района

г. Казани

Мишагина А.В.

Эпиграф:

История вынуждает поэта, прятавшегося в «луны плезерах», спуститься на землю. Но сориентироваться на ней ему было невероятно трудно.

И.Анненский

- Мы с вами живем в необычное время – в начале XXI века. А сегодня мы как бы оглянемся назад – вернемся к самому началу бурного неповторимого XX века. Литература и искусство начала XX века были очень многообразными, господствовала полифония различных течений.

И сейчас мы пытаемся с вами определить, к какому литературному направлению относятся предложенные стихи. По каким признакам вы смогли их определить?

Учащимся предложены стихи Брюсова (символист) «Облака», Гумилева (акмеизм) «Деревья». Хлебникова (футуризм) «Свиристели»

- Остановимся на направлении, именуемом футуристическим. Ранее вы уже говорили, что футуристы нарушили «чистоту» стиля; соединив воедино и высокую и низкую, вульгарную лексику. Произведения заселялись «странными» фигурами, производными от искаженного облика тех или иных предметов, язык изобиловал созданными неологизмами.

Нечто подобное наблюдается в живописи того времени. Демонстрируются репродукции А.Лентуллова, Н.Альтмана. Все эти произведения принадлежат художникам группы «Бубновый валет». В основе их творчества расположен принцип изображения беспокойного, взбудораженного, сдвинутого и разъятого мира, который ждет обновления. И это обновление происходит через современное восприятие.

Не следует сразу говорить, что эти картины абсурдны; их нужно понять, прочувствовать, вжиться в ту эпоху, когда творил художник.

Обратите внимание на сдвинутые формы, плоскости, плавающие в беспокойной вибрирующей среде; они отражают всю смятенность и неупорядоченность того времени, становятся метафорическим изображением предстоящих глубоких потрясений российского уклада, казавшегося раньше устойчивым и незыблемым.

Вл. Маяковский считал, что художник делает то же самое в живописи, что поэт – в поэзии.

Изображение душевной сложности и острых диссонансов восприятия жизни того времени можно наблюдать и на творчестве Игоря Северянина.

Долгие годы в нашей стране это имя было предано забвению и если и упоминалось в среде официальной литературной критики, то обязательно с насмешкой, пренебрежением, т.к. считалось, что «северянщина» — это дурной вкус, «пошлость» в поэзии. Так ли это все было, на уроке нам предстоит в этом разобраться.

Игоря Северянина считали вождем эгофутуризма (ego – я, futurum – будущее). Свою программу он изложил в стихотворении «Эгополонез» (1912), в котором, в отличие от других футуристов, подчеркивал поиск нового без отвержения старого.

Чтение и анализ стихотворения «Эгополонез»

- Подтвердите примерами из стихотворения, что оно принадлежит перу эгофутуриста (использование неологизмов)

- Как вы понимаете фразу:

Я и Жеданье! Живи, живое!

Тебе бессмертье предрешено!

- Как складывался, развивался этот талант?

(учащийся знакомит с биографией поэта)

- Чем же нравились современникам стихи Северянина? Почему он вошел в моду? Что необычного в его стихах этого периода?

- Попробуем ответить на эти вопросы, прочитав стихотворение «Весенний день» (1911). (Чтение стихотворения учащимися)

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- О чем оно?

- Какое настроение вам передалось?

- С помощью чего это настроение достигается, каких образов?

(весна – обновление, рождение нового; простор – воля)





- Современно ли такое стихотворение?

- Скажите, почему такой вывод делает И. Северянин в последних строках:

Виновных нет: все люди правы

В такой благословенный день.

Поэт зовет нас в мир природы и надеется, что она не даст угаснуть в наших сердцах росткам добра, сердечности. Она поможет людям простить друг друга и жить в мире и взаимопонимании.

Я хочу предложить вам еще одно стихотворение северянина, рассказывающее нам о чувствах, которых так порою не хватает нам в трудное время. Это стихотворение, написанное в начале века, в 1908 году, и называется «Вернуть любовь…»

- Не правда ли, какое красивое стихотворение?

В нем не только воспевается высокое чувство любви мужчины к женщине, но автор высоко чтит такие достоинства человека, как доброту, совесть, порядочность, верность, способность прощать, преодолевать в себе зло и чувство мести. Как в наше время порою не хватает нам этого.

Но успех Северянина нарастал. В 1918 г. московская публика избирает поэта «королем поэтов» (оставляя Владимира Маяковского вторым). Кажется Маяковскому это досадно, хотя, не подал виду, он бросает в публику: «Долой королей – они нынче не в моде». И примирительно Северянину наедине: «Не сердись, я их одернул – не тебя обидел. Не такое время, чтобы игрушками заниматься».

Но для Северянина это не игрушки – он принимает свое избрание всерьез.

Ученик читает стихотворение «Рескрипт короля» (1918г.)

- Облачившись в «фиолетовый плащ», Северянин отбывает за пределы России. Навсегда. Уезжает и живет в Эстонии, в поселке Эст – Тойла. Он остро переживает разлуку с родиной, но как поэт, Северянин стал естественнее, избегая словесной манерности. Написанные им в эмиграции книги свидетельствуют о рождении нового Северянина, который размышляет о судьбе России, о своей судьбе, о роли поэта и поэзии.

- Перед нами два стихотворения. Внимательно послушайте их, а потом ответьте на вопросы.

Звучат стихотворения «Поэту» (1907г.) и «Стареющий поэт» (1933г.)

- Сравните, изменились ли взгляды Северянина на роль поэта и поэзию?

Приведите примеры.

- Можем ли мы ответить, когда Северянин был больше поэтом, а когда меньше?

- Они всегда поэты, равный самому себе: и когда был исполнен веры в светлое грядущее, и когда был в изгнании, оторванный от российской почвы, но сосредоточенный на общечеловеческих ценностях.

Как сказал в 1937г. затравленный Осип Мандельштам в одном из своих произведений:

Не сравнивай: живущий несравним…

- Не изменился ли стиль письма, его слог?

Слог проще, яснее, четче прослеживается реалистическое изображение жизни.

Но, не смотря, ни на что, Северянин остался верен себе…

В Эстонии он по – прежнему много пишет, но публикации были нечастыми, да и стихи были другими. Успех оказался позади. Жизнь поэта оборвалась 20 декабря 1941г. в оккупированном фашистами Таллине:

В те времена, когда роились грезы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,

Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы…

Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…

Как хороши, как свежи ныне розы,

Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут, уже стихают грозы

Вернуться в дом Россия ищет трон…

Как хорошо, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

Эти русские строки эстонцы выбивают на могильном камне на русском кладбище в Таллине, где покоится русский поэт Игорь Северянин.

А закончить урок мне хочется стихотворением « Соловей» (1985г.), написанным В.Широковым. Чтение стихотворения учителем.

Домашнее задание: сделать анализ 2 – 3 –х стихотворений И.Северянина.