Урок литературы в 11 классе по творчеству АИ Солженицына

Урок литературы в 11 классе.

Тема урока: «Художественные идеи в лирических миниатюрах А.И. Солженицына из цикла «Крохотки».

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с циклом «Крохотки» А. И. Солженицына, с особенностями жанра рассказов-миниатюр «Крохотки» посредством анализа текста; подготовка к ЕГЭ В8.

Развивающая: совершенствовать умения обучающихся анализировать художественный текст, объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся;

Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, природе; раскрыть духовно-нравственное содержание рассказов-миниатюр «Крохотки».

Оборудование: презентация к уроку, созданная в программе Power Point, раздаточный материал (тексты «Крохоток»)

Методы: объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, исследовательский; анализ текста; аналитическая беседа.

Тип урока: комбинированный.

Эпиграф к уроку:

«Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ»

А. Солженицын

Ход урока:

1.Организационный момент:

Вступительное слово учителя. Постановка цели урока. Запись даты и темы урока в тетради.

2.Работа с эпиграфом:

Обращаю Ваше внимание на эпиграф к уроку. Прочитайте слова писателя и прокомментируйте их.

Солженицын знал цену жизни, он был на передовой во время второй мировой войны, видел смерть в лагерях, где отбывал срок за то, что посмел высказать собственную точку зрения, писатель научился ценить жизнь в любых ее проявлениях. Одной из главных тем рассказов из цикла «Крохотки» является любовь ко всему живому на земле.

3. Слово учителя:

На уроках литературы мы уже прикоснулись к творчеству А.Солженицына, прочитаны произведения «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Архипелаг ГУЛАГ», затронуты некоторые публицистические материалы. Но литературное наследие писателя очень велико (несколько слайдов о творчестве А.Солженицына- сообщение заранее подготовленного ученика).

Особое место в творчестве писателя занимает цикл рассказов- миниатюр «Крохотки». Это своеобразные прозаические этюды-раздумья, которые образуют два цикла. Удивляют названия некоторых рассказов. Прежде всего – необычный взгляд писателя на обычное и, казалось бы, вполне привычные вещи, явления, случаи жизни, вдруг затронувшие душу художника.

Рассказы-миниатюры “Крохотки” условно можно разделить на две части. Первая часть рассказов создавалась с 1958 по 1960 годы, многие – в связи с велосипедными поездками по Средней России. Попытки напечатать их в России в 60-х годах оказались тщетны. Впервые первая часть “Крохоток” была опубликована в журнале “Грани” во Франкфурте в 1964 году. Вторая часть рассказов-миниатюр была написана в 1996-1999 годах. Первая публикация появилась в журнале “Новый мир”. В письме в “Новый мир” автор писал: “Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там – не мог…”.

На одном занятии, естественно, невозможно охватить все рассказы-миниатюры А.И.Солженицына, и потому мы сегодня ограничимся несколькими произведениями и попробуем исследовать их идейно-образную структуру. Итак, обратимся к тексту “Крохоток”. Рассказы-миниатюры небольшого объёма. Каждая деталь, каждое слово значимы. К словам, даже к знакам препинания нужно быть особенно внимательным – иначе можно пройти мимо главного, не угадать тайны, не проникнуть в художественную идею произведения. Все тексты «Крохоток» интересны и ярки по содержанию.

4. Комплексный анализ рассказов-миниатюр «Крохотки».

Простота «крохоток» кажущаяся, их нужно вдумчиво читать (каждому ученику раздаются тексты для анализа, и эти тексты проецируются на доске).

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой даётся толкование слова:

Крохи –мн. 1. То же, что крошка(В доме нет ни крохи хлеба.)

2.перен.Ничтожные доли, обрывки чего-нибудь(Крохи мыслей.)

Рассказ-миниатюра «Костер и муравьи». (текст читает ученица)

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…

Небольшая прозаическая зарисовка с не менее прозаическим названием «Костёр и муравьи».

Задание 1 группе:( групповая работа, каждая группа получала это задание на дом)

Определите тему текста и проблему, поставленную автором.(ЕГЭ В8)

(автором поставлена очень важная тема- тема любви к Родине, размышление о Родине. Проблема верности, преданности, чувство дома сильнее ужаса смерти).

2.Какие средства художественной выразительности использует автор в этой крохотке?

(метафоры «в отчаянье забегали», «преодолев свой ужас»; эпитеты — «к покинутой родине!», «гнилое брёвнышко» — по сути это контекстуальные синонимы; олицетворение — «сила влекла»; градация — «заворачивали, кружились, метались»)

3. О чём рассуждает автор?

(Солженицын взывает здесь к патриотическим чувствам сограждан-современников и опосредованным путём напоминает им, что нельзя покидать родину, находящуюся в опасности.)

Случай из реальной жизни вырастает до философского обобщения: в жизни люди погибают, защищая Родину.

2.Рассказ-миниатюра «Лиственница» (включить аудиозапись, текст читается в исполнении автора).

ЛИСТВЕННИЦА Что за диковинное дерево! Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда — по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно — осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр. Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню. Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки. Ведь — и люди такие есть.

Задание 2 группе:

Определите тему текста и проблему, поставленную автором.(ЕГЭ В8)

(тема этой крохотки о нравственном выборе, о неразрывной связи человека со своими корнями, тема единства человека и природы).

2.Какие средства художественной выразительности использует автор в этой крохотке?

(эпитеты — «диковинное дерево», «солнечных искр», «ткань наинадёжная», «к вечному камню», «ласковое тепло», «шелковистые иголочки», «люди такие»; инверсия«уходят лиственные в опад», «дружно осыпается и празднично», «топор её не всякий возьмёт», «люди такие есть»; риторический вопрос«Того и разряду, значит?», «… по соболезности?», «Сказать что — сердцем, сердцевиной мягка?»; риторическое восклицаниеЧто за диковинное дерево! Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр. )

3. О чём рассуждает автор?

( О людях с виду неприглядных, но сильных и добрых, способных на самопожертвование.

Он отождествляет лиственницу с человеком.)

Эта миниатюра имеет глубокий подтекст. Она представляет собой философское рассуждение, где показаны глубокие переживания человека. Действительно, лиственница – символ стойкости перед жизненными невзгодами, не каждый может совладать с таким деревом, а в контексте – с человеком. Невольно вспоминаешь многотрудный жизненный путь А.И.Солженицына и находишь в портрете писателя те же черты: крепость духа и одновременно мягкость сердца.

3. Рассказ-миниатюра «Город на Неве» ( Выразительное чтение учителем)

ГОРОД НА НЕВЕ Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исаакия. Три золотых гранёных шпиля перекликаются через Неву и Мойку. Львы, грифоны и сфинксы там и здесь — оберегают сокровища или дремлют. Скачет шестёрка Победы над лукавою аркою Росси. Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки… Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! — ни кондитерского небоскрёба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова. Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив всё влияние, не получит участка под застройку ближе Чёрной Речки или Охты. Чуждое нам — и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! Но стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту. Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели в дворцы — желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные. Страшно подумать: так и наши нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны расстрелянных и слезы жён — всё это тоже забудется начисто? Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?..

Задание3 группе:

Определите тему текста и проблему, поставленную автором.(ЕГЭ В8)

(написан в форме путевого очерка, автор выражает мысль о величии и красоте Петербурга; а также поставлена философская проблема вечности красоты, где ключевым героем является образ Родины)

2.Какие средства художественной выразительности использует автор в этой крохотке?

(эпитеты – преклонённые ангелы, славное великолепие, вздыбленные лошади, упирающиеся быки; восклицательные предложения - Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! Чуждое нам — и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам!; градация - сотни портиков, тысячи колонн, слежались, сплавились, окаменели; риторические вопросы; разговорная лексика – втиснуть, сляпать, пятиэтажную коробку..; метафора окаменели в дворцы — желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные; олицетворение - скачет шестёрка Победы, Львы, грифоны и сфинксы оберегают сокровища или дремлют.)

3. О чём рассуждает автор?

(Автор размышляет о том, что эту красоту строили русские “… стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах”. Косточки предков “сплавились, окаменели в дворцы”. Солженицын в заключение задаёт вопросы, ответы на которые даст только наше будущее: “Неужели забудется тоже начисто всё – взрывы нашего несогласия, стоны расстрелянных и слёзы жён? Всё это тоже даст такую вечную красоту, как в городе на Неве?”. Неужели все “наши нескладные гиблые жизни”– залог, красоты, жизни?)

Мир, который «открывает» нам писатель, одушевлен и неделим. «Великолепие» «Города на Неве» строится на многослойном фундаменте, и Солженицын обнажает пласт за пластом: «Чуждое нам и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам!

4. Рассказ-миниатюра «Колокольня» (просмотр видеоcлайдов, автоматически, не щёлкая)

КОЛОКОЛЬНЯ Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что! — Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины. Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры. Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…

Учитель:

Калязин – один из старинных городов Тверской земли. Этот город вырос на Волге. Первое известное упоминание о нем относится к 12 веку. В 15 веке в этом городе был построен Троицкий Калязинский монастырь. Монастырь стал украшением города, центром его экономической и духовной жизни. В разное время в Калязин, в Троицкий монастырь, приезжали царствующие особы. Надо отметить, что монастырь всегда служил государству и отечеству.

Теперь каменная колокольня – памятник великолепной архитектуры, главная достопримечательность Калязина.

-Здесь мы чувствуем скорбные вздохи писателя о разрушенных храмах. Колокольня – сильный символ памяти. Это ностальгия. Утопили, уничтожили, но память сохраняется людьми. У человека святое не отнять!

“…нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…”

В этих строках все думы автора о судьбе Родины, о судьбе ее народа

 О чем это говорит?

Вопрос в начале произведения — это непосредственный диалог с читателем. Желание писателя взбудоражить мысли соотечественников, заставить их переосмыслить свое отношение к Родине, ее истории. Эпитеты помогают выразить боль, страдание людей русских, а также показать силу и красоту родной земли.

В рассказе «Колокольня» тоже присутствует аллегория. Колокольня — это сама Русь. Слова автора тому подтверждение: «Кто хочет увидеть единым взором, в один окоем, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню». Эпитеты «высокостройная», «заповедная», «дивная» показывают трогательное отношение рассказчика к своей родине.

5. Творческая работа (самостоятельная работа в парах).

Задание: составить синквейн ( слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк.

Первая строка- тема, выраженная одним словом-существительным.

Вторая строка- описание темы в двух словах – прилагательное.

Третья строка- описание действия в рамках темы в трех словах — глаголы.

Четвертая — фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка — одно слово- синоним первому, повторяющий суть темы.

Например: Солженицын

Честный, смелый

Видит, учит, помогает

Не боится говорить правду

Патриот .

6. Обобщение.

Рассказы “Крохотки” раскрывают путь к изучению истории русского народа. Солженицын — писатель, не побоявшийся раскрыть правду советского времени. Объектом авторского внимания становится не главный герой, а факты. Писатель вместе с этим выражает свое беспокойство и тревогу за нравственность своего современника, учит нас “жить не по лжи”, а по совести. Именно национально-патриотическое начало есть основная мысль “Крохоток”. Многие стороны нашей современности нашли в них отражение. Итак, одна из главных задач нашей беседы была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, получить возможность остаться наедине с текстом, сделать пусть маленькое, но своё открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими. Думаю, что одного этого занятия мало для серьёзного разговора о прозе и поэзии философских рассказов-миниатюр Солженицына; размышлять об этом можно всю жизнь. Понять “Крохотки” с первого прочтения трудно. Но наша беседа о творчестве писателя принесла, на мой взгляд, ощутимую пользу в постижении нелёгкого, но интересного поэтического творения, принадлежащего перу А.И.Солженицына.

7. Домашнее задание.

Прочитать и проанализировать 2 любых рассказа из «Крохоток», объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра.

Литература:

Рассказы/ Александр Солженицын.- М.: АСТ: АСТ Москва, 2010.- 588с.

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

Уроки литературы в 11 классе: Книга для учителя/ В.А.Чалмаев, Т.Ф.Мушинская, С.Л.Страшнов: Сост. Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлёва.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

Материал интернета для составлении презентации.

Приложение.

Рассказ-миниатюра «Костер и муравьи».

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…

2.Рассказ-миниатюра «Лиственница» .

ЛИСТВЕННИЦА Что за диковинное дерево! Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда — по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно — осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр. Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню. Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки. Ведь — и люди такие есть.

3. Рассказ-миниатюра «Город на Неве» ( Выразительное чтение учителем)

ГОРОД НА НЕВЕ Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исаакия. Три золотых гранёных шпиля перекликаются через Неву и Мойку. Львы, грифоны и сфинксы там и здесь — оберегают сокровища или дремлют. Скачет шестёрка Победы над лукавою аркою Росси. Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки… Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! — ни кондитерского небоскрёба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова. Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив всё влияние, не получит участка под застройку ближе Чёрной Речки или Охты. Чуждое нам — и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! Но стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту. Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели в дворцы — желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные. Страшно подумать: так и наши нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны расстрелянных и слезы жён — всё это тоже забудется начисто? Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?..

4. Рассказ-миниатюра «Колокольня» .

КОЛОКОЛЬНЯ Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что! — Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины. Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры. Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…