Урок литературы в 11 классе по теме Москва в лирике Марины Цветаевой

Урок литературы в 11 классе по теме

«Москва в лирике Марины Цветаевой»

Цели: познакомить обучающихся с лирикой М.Цветаевой о Москве, продемонстрировать на примере стихотворений патриотическую направленность творчества поэта, совершенствовать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Используемые материалы: презентация, тексты стихотворений М.Цветаевой, музыкальное сопровождение.

Ход урока

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Легче дышится – чем на всей земле!

М.Цветаева

1. Вступительное слово учителя. (Слайд №1)

Марина Цветаева родилась в Москве, прожила в ней большую часть своей жизни. Однако у Марины Цветаевой не было той любви к архитектуре города, которая была присуща петербургским поэтам, например Мандельштаму. Ей важен не сам город с его архитектурными памятниками, историей, не она в городе, а город в ней.

«Единственно полным и верным» познанием считала Цветаева познание «под веками, не глядя, все внутри». Несмотря на важность для Цветаевой невидимых примет бытия, “ земные” приметы тоже были для нее чрезвычайно драгоценны. Одна из таких примет – колокольный звон над Москвой. Колокола приветствовали ее появление на свет. (Звучит в записи колокольный звон.)

2. Ученица читает стихотворение Красною кистью рябина зажглась (Слайд №2)

Учитель: рябина стала для Марины Цветаевой символом родины, ее “горькая кисть” неразрывна с “горькой” жизнью Марины. Звучит стихотворение Рябину рубили”.

3. Ученик дает краткий комментарий к изображению. (Слайд №3)

Трехпрудный переулок начал застраиваться в середине 19 века. Дом №8 был обыкновенным домом на каменном фундаменте. Впоследствии этот дом приобрел историк Дмитрий Иловайский, а когда его дочь Варвара вышла замуж за Ивана Владимировича Цветаева, отец отдал ей этот дом в приданое. И.В.Цветаев преподавал в университете на кафедре римской словесности историко-филологического факультета. В 1883 году у них родилась дочь Валерия, а в 1890 – сын Андрей. Вскоре после этого Варвара Дмитриевна умерла. В 1891 году И.В.Цветаев женится вторично на Марии Александровне Мейн. В 1892 году у них родилась дочь Марина, в 1894 – Анастасия.

В доме в Трехпрудном бывали многие замечательные люди: университетские профессора, икусствоведы, историки. В этом доме зародилась идея создания Музея изящных искусств, основателем и первым директором которого был Иван Владимирович Цветаев. (Слайд4).

Из Трехпрудного переулка девочки Марина и Анастасия шли гулять на любимую Тверскую.

4. Ученица читает стихотворение «Тверская». (Слайд №5).

Комментарий ученика:

(Слайд №6)

Напротив Страстного монастыря стоял тогда известнейший памятник А.С.Пушкину. Из воспоминаний Марины Цветаевой: «Памятник Пушкина был цель и предел прогулки: от памятника Пушкина – до памятника Пушкина. Памятник Пушкина был и цель бега: кто скорее добежит до Памятник — Пушкина». Визит в дом на Трехпрудном сына А.С.Пушкина – Александра Александровича – Марина восприняла как визит “Памятник — Пушкина”.

Учитель:

В доме №8 в Трехпрудном переулке 30 августа 1913 года умер Иван Владимирович Цветаев, этот дом Марина Цветаева покинула после своего замужества. А вскоре этого дома не стало. Разобрали, как пишет Анастасия Цветаева, на дрова в восемнадцатом году, и, роясь в мусоре, древесной пыли, она нашла блестящий кусочек кирпича, оказавшийся «клочком печки из детской». Вместе с родным домом ушел навсегда мир детства.

5. Ученица читает стихотворение «Розовый домик».

Учитель: но колокола продолжают еще свой победный звон над Москвой. (Звучит запись колокольного звона).

6. Ученица читает стихотворение из цикла «Стихи о Москве» «Над городом, отвергнутым Петром».

Учитель задает вопросы:

₋ Какие темы переплетаются в этом стихотворении?

₋ Какой образ соединяет, скрепляет образ отвергнутого Петром города и отвергнутой мужчиной женщины? (Колокольный звон)

Как удается Марине Цветаевой передать мощь и силу колокольного звона? (С помощью аллитерации – повтора раскатистого «р»)

В каких еще строчках она использует прием аллитерации? («И целых сорок сороков церквей смеются над гордынею царей!»)

Каков смысл повтора здесь свистящих «с» и «ц»? (Мы словно слышим тихий, сочувствующий, сожалеющий, а не радостный, заливистый смех. Стоит пожалеть того, кто способен отвергнуть такой город и такую женщину. Чего-то недопонял он в своей жизни.)

Какой же предстает перед нами лирическая героиня этого стихотворения? (Это сильная, гордая женщина, умеющая с улыбкой переносить несчастье, чувствующая свое родство с любимым городом)

Подводим итог:

Стихотворение, казалось бы, о печальном, о разлуке, но нет в нем ни слез, ни скорби; сила характера героини и сила колокольного звона сливаются воедино, и ничем их не сломить. Марина остается царицей в своей Москве и, как положено царям, передает город по наследству дочери.

7. Ученица читает стихотворение из цикла «Стихи о Москве» «Облака вокруг».

Учитель:

Через все стихотворение опять проходят два любимых образа Марины Цветаевой, уже известных нам из предыдущего стихотворения. Назовите их. (Колокольный звон и сорок сороков церквей)

₋ Марина Цветаева как бы заклинает свою дочь любить Москву. Какой прием она использует для этого? (Повторы)

А что означает, по мнению Марины Цветаевой, любить Москву? (Это значит прежде всего знать ее, «исходить пешком – молодым шажком!»)

₋ Вы, наверное, обратили внимание, как близко это стихотворение устному народному творчеству. В чем эта близость заключается?

Запись на доске и в тетради:

▪ «былинный» стих (обязательно ударный третий слог от конца и от начала, а также ударный последний слог)

▪ отсутствие рифмы

▪ фольклорные образы

▪ устаревшие слова

▪ слова, с уменьшительно-ласкательными суффиксами (примеры также записываются в тетрадь)

В чем смысл такой насыщенности стихотворения фольклорными элементами? (Оно напоминает колыбельную, пропетую дочери)

₋ А может быть, былинное сказание о чудном граде, равного которому нет во всей земле? В стихотворении №5 цикла «Стихи к Блоку» Марина Цветаева так и напишет:

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Легче дышится – чем на всей земле.

Кстати, именно из этого стихотворения взяты строчки, ставшие эпиграфом нашего урока. А в них – уже знакомые колокольный звон, золото куполов, цари, царицы…

Современники Марины Цветаевой находили у нее пророческий дар. Помните дом в Трехпрудном, снесенный впоследствии? На его месте вырос шестиэтажный дом. А ведь Марина предсказала это в стихотворении «Домики старой Москвы»:





Домики с знаком породы,

С видом ее сторожей,

Вас заменили уроды, -

Грузные, в шесть этажей.

Но тут Марине изменил ее пророческий дар. Не ведая своей страшной судьбы, Цветаева ошиблась, представляя:

Зори ранние

На Ваганькове.

В далекой, чужой ей Елабуге, а не в Москве окончит она свои дни, и даже могилу ее, затерянную на местном кладбище, не смогут отыскать ее близкие. И дочь Ариадна не передаст Москву «тоже дочери», так как молодость ее пройдет в ГУЛАГе, и не удастся ей создать семью. Далеко не «нежной» окажется горечь, переполнившая жизнь Марины Цветаевой.

Но пока Марине 22 года, и она, счастливая, с мужем Сергеем Эфроном и дочерью Ариадной поселяется в доме №6 по Борисоглебскому переулку.

8. (Слайд №7).

Комментарий ученика:

Квартира Марины Цветаевой была на втором этаже, большая, около 300 кв.м. Комнаты располагались на трех уровнях-этажах. В них вели коридоры, лесенки, ступеньки, в них были арки, альковы, изразцовые печки, камин. Комнат было семь светлых и несколько темных. Потолки были и стеклянные. И с дырочками, через которые проникал свет. По покатой крыше деревянной пристройки можно было ходить.

В этом доме было создано много стихов, пьес, сюда приходили друзья Марины Цветаевой и ее мужа: Бальмонт, Эренбург, Мандельштам. Здесь родилась вторая дочь – Ирина. После революции квартира стала коммунальной – в ней жили сорок человек. Дом пришел в полнейший упадок. Из этого дома в 1922 году Марина Цветаева с дочерью уехала за границу, когда выяснилось, что ее муж Сергей Эфрон после разгрома белой армии остался в Европе.

Учитель:

В 1916 году Марина Цветаева познакомилась в Петербурге с Осипом Мандельштамом, а когда Марина вернулась в Москву, в Борисоглебский переулок, Мандельштам поехал за ней. Они гуляли по Москве, ходили по Кремлю, а Марина, как истинная царица, делала царские подарки.

9. Ученица читает стихотворение из цикла «Стихи о Москве» «Из рук моих – нерукотворный град». (Слайд №8)

Учитель:

Назовите, о каких святынях московской земли упоминает Марина Цветаева в этом стихотворении? Пятисоборный круг» — соборы Успенский, Благоыещенский, Архангельский, Вознесения Господня и Чуда архангела Михаила; часовня с иконой Богоматери «Нечаянные радости», Спасские ворота Кремля.)

Как вы думаете, с какой целью повторяет Марина Цветаева строчку: «Прими, мой странный, мой прекрасный брат», «Прими, мой древний, вдохновенный друг»? (Может быть, она понимает, какую жизненную силу и волю даст этому болезненному, хрупкому северянину прикосновение к этим святыням: «И станешь ты, исполнен дивных сил…». Она хочет, чтобы и он разделил ее чувства преклонения перед Москвой, восхищения ею.)

Приведите примеры церковнославянизмов и подумайте, с какой целью они используются Мариной Цветаевой? (Запись на доске и в тетради: нерукотворный град, возблещут, взгремят, вдохновенный, чужеземный, реющий). (Это придает стихотворению высокое звучание, торжественность, приподнятость. Вывод также записывается в тетрадь.)

Со словами какой стилистической окраски сочетаются церковнославянизмы? Какую роль они играют в стихотворении? (Это слова разговорные, даже просторечные. Запись на доске и в тетради: церковка, шапка, голубки, ворота̒, вытертый пол. Они подчеркивают теплоту родного города, близость его сердцу каждого человека. Вывод записывается в тетрадь.)

₋ Определите размер и способ рифмовки этого стихотворении? (Пятистопный ямб, парная рифмовка. Подобный размер и рифмовка помогают создать образ величественного города, над которым все также гремят «бессонные колокола» и блещут золотые купола.)

Учитель:

Сочетание церковнославянизмов и просторечий невозможно представить в стихотворении, посвященном, например, Петербургу, этому академическому, строгому, правильному городу. Москва же настолько разная, в ней и столичное, и провинциальное, и новомодное, и патриархальное, и современное, и традиционное, что использование по отношению к ней слов столь разной стилистической окраски кажется вполне закономерным. Москва согреет, спасет, даст приют каждому, кто в нем нуждается.

10. Ученица читает стихотворение из цикла «Стихи о Москве» «Москва! Какой огромный…»

Учитель:

Как современно звучит это написанное в 1916 году стихотворение! Уже 21 век на дворе, а бездомные и обездоленные все тянутся и тянутся в Москву. И бесплодны усилия тех, кто пытается остановить и повернуть вспять этот поток людского горя. Это в крови, в генах, в исторической памяти народа: за правдой, за помощью, за надеждой, за исцелением, за счастьем, в конце концов, — в Москву!

₋ Найдите строчки, в которых Марина Цветаева обещает страждущим спасение и помощь. («Младенец Пантелеймон / У нас, целитель, есть»; «Там Иверское сердце / Червонное горит».)

Комментарий ученика: история иконы Иверской Богоматери.

Учитель:

Докажите, что и в этом стихотворении Марина Цветаева сочетает слова и выражения высокого и низкого стилей. (Аллилуйя льется, червонное Иверское сердце, странноприимный дом, издалека-далече, болесть, дверца, народ валит̒)

₋ Какова роль подобного сочетания в этом стихотворении? (Этим подчеркивается мысль, что Москва примет любого: и просвещенного аристократа, и полуобразованного мужика.)

Согласитесь, что и сама Москва напоминает в этом стихотворении живого человека: она так же многолика и противоречива. Какой изобразительный прием положен в основу этого стихотворения? (Олицетворение: горит сердце Москвы, своих беспутных детей она зовет к себе, и они целуют ее в грудь)

11. (Слайд №9)

Учитель: Огромным домом, своим домом, называет Марина Цветаева Москву в этом стихотворении. Вернувшись в Москву после эмиграции в 1939 году, Марина попала в дом, разрушенный до основания.

Ученик:

Марина Цветаева сменила подряд пять адресов, и ни один из них не стал для неродным домом. Квартиры были чужие, пристанища – временные. Ее сестра и дочь арестованы, муж арестован и расстрелян. Стихи родственницы «врага народа» не печатают. Пророческий дар Марины предсказывал ей, что ее возвращение в Москву будет гибельным для нее.

Ученица читает стихотворение «С фонарем обшарьте».

Учитель:

В 1941 году Марина покидает Москву, попытавшись перед этим устроиться посудомойкой и домработницей, и 21 августа приезжает в Елабугу. Через десять дней – 31 августа 1941 года – она повесилась.

В исполнении Татьяны Дорониной звучит стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…»

12. Учитель:

Цветаевской Москвы с сорока сороками и колокольным звоном давно нет. Разрушена часовня св. Пантелеймона. Исчезли из «переулочков скромных» «томных прабабушек слава» домики старой Москвы с расписными потолками, зеркалами, аккордами клавесина и « и великолепными мордами на вековых воротах».

Но та Москва осталась запечатленной навсегда в стихах Марины Цветаевой, и ее — не уничтожить.

(Слайд №10)

Ученица читает стихотворение Анны Ахматовой «Поздний ответ». Стихотворение сопровождает колокольный звон.