Урок литературы в 10 классе Три Мадонны

«Три Мадонны»

Интегрированный урок литературы и МХК в 10 классе.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Мадонна».

Цель урока:

Обобщающая - продолжить знакомство учащихся с периодом Возрождения в Италии и его представителями; анализ лирического произведения;

Развивающая - выявить связь культуры эпохи Возрождения и «золотого» века литературы; пополнение интеллектуального запаса и лексикона учащихся;

Воспитательная – развивать умение видеть и чувствовать красоту человеческой души.

Оборудование:

Репродукции картин Рафаэля «Сикстинская Мадонна»,

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда»);

портреты Рафаэля, Леонардо да Винчи, А.С.Пушкина, Н.Н.Гончаровой;

мультимедийная установка для демонстрации слайдов презентации.

Слайд 1

Ход урока:

…что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Вступительное слово учителя

Сегодня мы попытаемся осмыслить понятие красоты в человеческой жизни, уяснить, как оно развивалось в эпоху Возрождения и отразилось в 19 веке, всегда вызывая слёзы умиления, счастья и гордости.

Наша духовная и материальная культура создавалась веками.Наследники, к сожалению, не всегда умели ценить полученное богатство. Бывало, что люди уничтожали свои сокровища: разбивали грациозные греческие статуи, сжигали книги, рушили храмы… Потом наступало прозрение – и начиналось паломничество в прошлое. О какой эпохе я веду речь? Как иначе называют этот период? ( Эпоха Возрождения – Ренессанс).

Слайд 2

Проверка домашнего задания:

Индивидуальный ответ учащегося «Возрождение».

Задание «Подбери пару»:

1

Сандро Боттичели

«Давид»

2

Джотто ди Бондоне

«Тайная вечеря»

3

Леонардо да Винчи

«Афинская школа»

4

Микеланджело

«Рождение Венеры»

5

Рафаэль Санти

«Поцелуй Иуды»

Слайд 3

Ответ:

1

Сандро Боттичели

4

«Давид»

2

Джотто ди Бондоне

3

«Тайная вечеря»

3

Леонардо да Винчи

5

«Афинская школа»

4

Микеланджело

1

«Рождение Венеры»

5

Рафаэль Санти

2

«Поцелуй Иуды»

Самопроверка: оценка равна числу правильных ответов.

Повторение: назвать шедевр и его автора.

Слайд 4

1.

2.

3.

Ответы:

1.Боттичелли «Рождение Венеры».

2. Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа».

3.Микеланджело «Пьета».

Новый материал. Вступительная беседа.

Какая эпоха объединяет эти произведения? (Ренессанс – Возрождение)

Как в этих картинах и скульптуре отразились темы и сюжеты Ренессанса? (Темы и сюжеты наполняются светским содержанием)

Чем картины Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти отличаются от икон? (Человек возвеличивается без Бога)

Какое отношение к миру вы видите общим на протяжении нескольких эпох? (Гуманизм, милосердие, жалость к униженным, осуждение страдания, величие человеческого разума).

Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не назвать произведение, считающееся самым загадочным на протяжении почти пятисот лет. Принадлежит оно кисти великого учёного и художника Леонардо да Винчи. У этой картины двойное название «Мона Лиза» и «Джоконда».

Слайд 5

О загадках и тайнах, связанных с нею, расскажет группа учащихся, получивших заранее задание исследовательского характера.

Выступление группы исследователей. Темы их исследований:

1.История создания: вымыслы и реальность.

2.Загадочность улыбки.

3.Современные публикации о древнем шедевре.

Слайд 6

Слово учителя:

А сейчас на экране вы видите картину другого художника – Рафаэля Санти, которая признана самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Рафаэль создал образ, в котором возвышенное и величавое стало соразмерным человеку.

Выступление экскурсоводов: описание картины «Сикстинская Мадонна».

Чтение учителем стихотворения собственного сочинения:

Перед картиной Рафаэля

Великий Рафаэль – художник

Для храма Сикста стал писать

Мадонну в зелени с младенцем,

Воспев Иисуса Марию – мать.

С небес спускается Мадонна

Уж несколько веков подряд,

Ступая босыми ногами,

Чтоб людям сына показать.

Простая женщина , земная,

Над головою нимба нет,

А из очей её спокойных

Струится лучезарный свет.

И Сикст святой, Мадонну видя,

Снял с головы своей убор.

Приветствует в благоговенье

Её Варвара, спрятав взор.

Смотрю на полотно и будто слышу:

Архангелов небесных хор поёт.

Мадонна с сыном, в облаках ступая,

Навстречу мукам и любви идёт.

Слово учителя:

Пройдёт почти триста лет, и поэтом другой эпохи – Золотого века литературы – будут созданы строки, обожествляющие земную женщину. А.С. Пушкин даст название своему стихотворению «Мадонна».

Вслушайтесь в эти строки и попробуйте разграничить «божественное» и «земное». Какие художественные средства выбрал поэт для создания образа своей Мадонны?

Чтение учеником стихотворения А.С.Пушкина.

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, краткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Слайд 7

Анализ стихотворения:

В каком году написано это стихотворение? Какому событию в жизни А.Пушкина оно посвящено? (В 1830 году, после знакомства с будущей женой Н.Н.Гончаровой).

На какие части можно разделить строфы стихотворения? Почему? (Три первые строфы – о святой Мадонне, названной Пречистой, последняя строфа – о своей возлюбленной, названной тоже Мадонной).

Какие эпитеты нашёл поэт для создания этих образов? («с величием взирали», «краткие», «во славе и лучах», «без ангелов», «чистейшей прелести чистейший образец», «моя»).

Что вы знаете об этой женщине, названной здесь Мадонной? (Мы знаем, что среди московских барышень Наталья Гончарова выделялась поразительной красотой; воспитание и образование её было для той поры обычным, домашним. Выйдя за Пушкина восемнадцати лет от роду, Наталья Николаевна сумела стать хранительницей очага дома Пушкина. Дома, к которому он стремился всю жизнь. Рождались дети: Маша, Саша, Гриша и Наташа. Поэт, подобно своему герою Гринёву, икал отдохновения от светской суеты в семейном кругу. И находил.)

Каким предстаёт перед нами лирический герой этого стихотворения?

( Лирический герой как бы подчёркивает свою скромность и незначительность по сравнению с божественной Мадонной: «обитель», «в простом углу моём». Взамен множества картин поэт желал видеть только одну, но именно в ней воплощены для него величие и разум) .

Слово учителя:

Из письма В.А.Нащокиной: «…Любовь его (Пушкина) к жене была безгранична. Наталья Николаевна была его Богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем, и я убеждена, что он никогда даже мыслью даже намёком на какое-либо подозрение не допускал оскорбить её» .

Кто знает, может быть, перед глазами Александра Сергеевича вставали образы Сикстинской Мадонны и Моны Лизы, когда он творил своё произведение.

Слайд 8

Лексическая работа

Задание: на экране вы видите термины, которые вы услышали сегодня на уроке. Объясните их значение (работа в тетрадях).

Репродукция –

Иллюстрация –

Сфумато –

Нимб –

Гуманизм –

Подведение итогов урока. Дискуссия

Обращаясь к эпиграфу урока, скажите: как понимали красоту люди прошлых столетий?

Изменились ли сейчас взгляды ваших современников?

Домашнее задание:

Напишите эссе на тему «Что есть красота?»

Используемая литература:

Николай Доризо. Жена поэта (Полемические раздумья). — Москва. Издательство «Правда», 1985

Введение в культурологию и мировую художественную культуру. Учебное пособие. — Армавир, 1997

Н.А.Ионина. Сто великих картин. Москва. Издательство «Вече», 2000

М.И.Картавцева, И.С.Чернышёва. Уроки МХК. 11 класс. Практическое пособие. — Воронеж. ТЦ «Учитель», 2003

Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса. – Москва. Издательский центр «Академия», 2008

С.Л.Островский, Д.Ю.Усенков. Как сделать презентацию к уроку? (материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок»). – Москва. «Первое сентября», 2012