Урок литературы в 10 классе Сатирическое изображение хозяев жизни в сказках МЕ Салтыков

Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Орёл-меценат»

Оформление: портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, на доске записан эпиграф; отзывы современников о сатирике; выставка популярный изданий щедринских произведений.

Используемые учебники и учебные пособия: тексты сказок

Используемое оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация урока

Цели урока: выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; показать своеобразие; повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие); определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки, Выявить художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина,

Определить традиционные и новаторские приёмы в сказках Салтыкова-Щедрина.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя. Слайд №1

- Ребята, мы продолжим работу над творчеством Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина. Предыдущие уроки были посвящены анализу его сатирического произведения «История одного города». Сегодня же наш урок посвятим сказкам этого замечательного писателя — сатирика. На этом занятии мы выясним причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделим основные их идейную направленность; покажем своеобразие; повторим значение некоторых литературных терминов; будем развивать умение анализировать сказки, выявим художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Сказки — это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.

- Ребята, как вы думаете, почему Салтыков – Щедрин обратился к жанру сказки?

(Сказки Салтыков — Щедрин писал, чтобы притупить бдительность цензуры на столь сатирические произведения._

- Да, это была основная причина обращения писателя к жанру сказок. Хотя цензоры не были так уж наивны. Например, цензор Лебедев, чье высказывание является эпиграфом к уроку, прямо отмечал: “Намерения г. Щедрина издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже 3-х копеек, а следовательно для простого народа, более чем странно. То, что г. Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая, … более или менее направленная против общественного и политического устройства.”

-Итак, сатирик обратился к этому жанру из-за цензурных преследований. Чтобы обойти цензурные препятствия, Салтыков — Щедрин. создал особый язык, особую манеру письма. Язык он называет “эзоповским”, а манеру “ рабьей”, так как рождается она в обществе, где нет свободы слова, где честные люди, по выражению Герцена, жили “с кляпом во рту”.

– Что такое эзопов язык? Что вы знаете об этом художественном приеме?

Сообщение ученика об эзоповом языке. (Слайд № 2) Шакарян Г.

(Эзопов язык — вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь — своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.

В России эзопов язык широко использовался сатириками. Объяснение этому можно найти в знаменитом словаре Владимира Даля. Он писал: «Цензурные строгости вызвали небывалый расцвет эзоповского языка. Русские писатели, вследствие притеснений цензуры, вынуждены были писать эзоповским языком» Наиболее видные из них — И. А. Крылов, прославившийся своими баснями, и, конечно же, любимый многими М. Е. Салтыков-Щедрин с его злой и беспощадной сатирой, призванной «отправлять в царство теней все отживающее». )

- Этим языком и в этой манере написано большинство произведений Щедрина. Среди них — и цикл «Сказки для детей изрядного возраста».( слайд №2)

- Ребята, как вы понимаете смысл выражения «для детей изрядного возраста»? (Слайд №3)

(Салтыков-Щедрин пишет «сказки» «для детей изрядного возраста», то есть для взрослого читателя, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается. Опираясь на народную мудрость, используя богатство народной речи и образы, созданные народом, проникнувшись чисто народным юмором, Щедрин создаёт произведения, цель которых — пробудить народ, воспитать его в свободолюбивом духе, всколыхнуть в нём чувство собственного достоинства, чувство ответственности за свою жизнь. Великий сатирик стремится к тому, чтобы “дети изрядного возраста” возмужали.)

- Ребята, Салтыкова – Щедрина называют великим сатириком. Скажите, что такое сатира? Чем она отличается от юмора?

(Сатира — вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, гневное, обличающее изображение пороков человека или общества)

Юмор — это мягкая форма комического, смех добродушный, не ставящий целью обличение человека, явления.)

– Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга?

B) Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что осмеивается, представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.

Г) Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и горькая насмешка, – это сарказм.

- Итак, виды комического: сатира, юмор, ирония, сарказм. (Слайд №4)

- Ребята, в творчестве Салтыкова — Щедрина встречаются все виды комического, но один из них преобладает. Какой? Об этом узнаем, разгадав кроссворд. (Слайд №5)

Несуществующее в действительности, выдуманное. (Фантастика)

Едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества. (Сарказм)

Предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия. (Гротеск)

Чрезмерное преувеличение. (Гипербола)

Отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное. (Ирония)

Иной смысл, скрытый за внешней формой. (Аллегория)

II. Анализ сказки «Медведь на воеводстве»

- Итак, мы выяснили, что в творчестве М.Е. Салтыкова – Щедрина преобладает сатира. Сегодня на примере текстов сказок «Медведь на воеводстве» и «Орел – меценат» мы определим, с помощью каких художественных приёмов автор высмеивает уродства социального бытия. Начнем со сказки «Медведь на воеводстве». (Слайд №6)

- Кто главные герои этой сказки? (Животные).

- Правильно. Ребята, скажите, какой художественный прием применяет автор, когда под масками животных или птиц скрывает конкретные человеческие типы, характеры с их недостатками и пороками и социальные явления? (Аллегория)

— Правильно, это аллегория. Большинство сказок Салтыкова – Щедрина аллегоричны, т.е. за скрытой внешней формой подразумевается иной смысл. Наша задача – выяснить этот смысл.

- Теперь обратимся к композиции и сюжету сказки? Из каких частей состоит произведение?

— Из небольшого вступления и трех частей, посвященных, истории правления трех Топтыгиных.

- Расскажите историю Топтыгина I.

Топтыгин 1-й ( Слайд №7)

Топтыгин первый так хотел попасть на скрижали Истории, что забыл о том, что умел берлоги строить, а «все на одно поворачивал: «Кро-вопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно!» Лев за эту жажду крови произвел медведя в майорский чин и отправил в дальний лес воеводой. Только прибыл — решил назавтра кровопролитие учинить. А в ожидании выпил ведро водки и улегся на полянке спать. На беду летел мимо Чижик, принял медведя за чурбан, сел на него и запел. Медведь с похмелья и не разобрался, что это за «внутренний супостат», а просто взял и съел Чижика.

За это чересчур уж мелкое злодейство стал Топтыгин посмешищем всего леса. И ворона, и лягушка, и даже комар дразнили его из-за кустов: «Дурень ты, дурень! Чижика съел!» Медведь, чтобы оправдаться в глазах начальства, разрушил ночью типографию, а «произведения ума человеческого в отхожую яму закопал». Но было уже поздно… Лев не поверил, что способен на такие подвиги тот самый Топтыгин, «которой маво Любимова Чижика сиел!» (автор воспроизводит безграмотную орфографию Льва).

- Как характеризует его автор?

/ответ ученика строится по плану:

1. авторская характеристика ( “служака-зверь”, не был зол, а “так – скотина”, “всему на свете предпочитал блеск кровопролитий”)

2. мечты и дела Топтыгина 1 ( прибежал ранним утром и сейчас же решил: быть назавтра кровопролитию, но прежде решил свои именины отпраздновать)

3. как реагирует народ (лесная челядь задумывалась, так как вольница между лесными мужиками шла, всякий по-своему норовил: звери – рыскали, птицы – летали, насекомые – ползали, а в ногу никто маршировать не хотел.

- Каким показал себя Топтыгин 1? /он не способен управлять народом/

- Как эпизод с Чижиком создаёт комичность ситуации? /особенный, умный чижик медведя принял за гнилой чурбан, удивился, когда чурбан заговорил ( нелепость, несоответствие )Топтыгин, съев Чижика, растерялся и осмеян “добрыми людьми” В данном эпизоде содержится сильное преувеличение (гипербола)/

- Медведь пытается переловить насмешников, но “что больше старается, то у него глупее выходит” . Чего так боится Топтыгин? /общественного мнения/

- Так ли смешна эта ситуация? Почему остаётся горечь на душе? /см. авторскую оценку: “Ведь, чтобы этакую пакость загладить, сколько потребуется генеральных кровопролитий учинить, сколько народу угробить, разорить, загубить!”/

- То есть когда правитель “цитадель общественного благоустройства сооружает” с помощью злодеяний срамных и малых, страдает народ. И страдает напрасно. Салтыков –Щедрин мастерски доказывает это.

- Как Топтыгин 1 пытается исправить свою ошибку? /эзопов язык: перерезал стадо баранов, отобрал у бабы лукошко с малиной, “корни и нити разыскивал”, “целый лес основ выворотил” — искал тайные революционные организации/

- Помогают ли Топтыгину 1 “срамные злодейства”? /Лев: “Не верю, чтоб сей офицер храбр был, ибо то самый Топтыгин, который маво Любимова чижика съел” — и приказал отчислить в пехоту. – Какая суровая аллегория! (ср: Александр II)/

- Так бесславно закончилось правление Топтыгина I.

В ходе ответа в тетради записывается тезис1:

“…всему на свете предпочитал блеск кровопролитиев,…

но… что больше старается, то у него глупее выходит”

- Каким предстаёт перед нами Топтыгин II? (Слайд №8)

/Он преобразователь: мечтает о злодействах блестящих: разорить типографию, спалить университет или академию, растерзать Магницкого. Дела: во дворе соседнего мужика учинил погром: загородки сломаны, двор раскрыт, в хлевах лужи крови стоят/

- Каков итог его деятельности? /“взорвало мужиков” — поставили рогатину и “уважили Топтыгина, шкуру содрали, а стерво вывезли в болото” — аллегория: автор допускает возможность расправы/

- То есть оказывается, что и правитель, совершающий “злодейства блестящие” народу не нужен. Приговор истории: “Блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, чем злодейства срамные”

Записывается тезис 2:

“Блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, как и злодейства срамные

- То есть не нужен правитель, который всё меняет в корне. Он политически враждебен народу, он – хищник. И перед этим приговором пасует и верховный правитель, царь зверей, Лев.

- Как ведёт себя Топтыгин III?. (Слайд №9)

/Он вынужден изворачиваться. Топтыгин III в страхе: “мало напакостишь – поднимут на смех, много – на рогатину поднимут. Ехать ли?” Решается, вспомнив об “уйме подъёмных и прогонных денег”. Но, прибыв на место, он боится: “хохочет в берлоге, приговор истории вспоминаючи, а на сердце у него жутко: везде права завелись” (народ осознал свою силу). И Топтыгин III остаётся в берлоге, определив для себя задачу воеводства “в том, чтобы исстари заведённый порядок от повреждений оберегать и ограждать и довольствоваться злодействами натуральными.”/

Записывается тезис 3:

“Чтобы исстари заведённый порядок от повреждений оберегать и ограждать”

- Какой стала жизнь в лесу? / “Был в лесу порядок установившийся и прочный: и днём и ночью он гремел миллионами голосов… И наружные формы, и звуки, и светотени, и состав населения – всё представлялось неизменным”./

- Но интересный вопрос задаёт нам Салтыков-Щедрин: почему “майор спал, а мужики приносили поросят, кур, мёду… складывали у входа в берлогу”? / вывод: людей устраивает правитель, который ничего не делает, а “царствует, лёжа на боку”/

Явились мужики с рогатиной, выгнали медведя из берлоги в поле. « И постигла его участь всех пушных зверей ».

- Ребята, а теперь попытаемся понять смысл этой сказки.

Как мы уже выяснили, в сказке «Медведь на воеводстве» все животные совершают человеческие поступки. Автор применяет эзопов язык – иносказательный, замаскированный. Кого из современников Салтыкова – Щедрина можно разглядеть под этими масками? Слайд №10)

(В правой части экрана я поместила портреты исторических деятелей, которые могли быть прототипами Льва, Осла, трех Топтыгиных. Ваша задача, прослушав краткую историческую справку о них, определить прототипа каждого животного.

( Лев — Александр III, , российский император с 1881.

Выросший в офицерской среде, Александр был надменным и грубым, к людям он относился как к подчиненным ему солдатам. Он не получил того образования, которое считалось необходимым наследнику престола. Император обладал огромной работоспособностью и необычайной физической силой.)

Осел — 1-й советник Победоносцев. Воспитателем Александра III был теоретик самодержавия, обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, который первое время после восшествия на престол своего воспитанника был самым влиятельным лицом в правительстве.

Топтыгин I — граф Толстой Дмитрий Андреевич, — министр просвещения и внутренних дел царской России. На этом посту Толстой провел целый ряд реакционных мероприятий в области низшей и средней школы. Наиболее известными из них являются: усиление преподавания латинского и греческого языков, предоставление права поступления в университеты лишь лицам, окончившим классические гимназии, установление строгого надзора за начальными училищами.

Топтыгин II — министр внутренних дел Игнатьев. В царствование Александра III он стал главным двигателем политики. Его усилия способствовали проведению целого ряда мероприятий, которые получили название «контрреформы» и которые должны были укрепить самодержавную власть и оградить привилегии поместного дворянства. Толстой действовал, опираясь на поддержку императора.

Топтыгин III – представляет либералов и их политику. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации Poccии. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» — ходатайств с предложением программы преобразований.

- Молодцы, ребята. Вы правильно сняли маски со всех главных героев этой сказки, но в ней есть персонаж без маски. Назовите его. (Магницкий Михаил Леонтьевич) (Слайд №11)

- Что мы узнали о нем? (Под его руководством был публично сожжен типографский станок, а оставлено было только цензурное ведомство.)

- Ребята, сейчас мы послушаем небольшое сообщение о Магницком М.Л., после чего вы ответите на вопрос : Почему лицо этого государственного деятеля не прикрыто маской, как у других персонажей?

Магницкий Михаил Леонтьевич (1778 — 21.10.1844), русский государственный деятель, попечитель Казанского учебного округа В 1819 году Магницкий был послан в качестве ревизора в Казань с правами попечителя. В представленном им отчёте он обвинял университет в растрате казённых денег и в безбожном направлении преподавания и предлагал торжественно разрушить самое здание университета. Такая мера не встретила, однако, сочувствия в Главном правлении училищ и не была одобрена государем; вместо уничтожения университета предположено было его преобразование, производство которого было поручено самому Магницкому, назначенному попечителем Казанского округа. Сущность преобразований Магницкого, по его же определению, заключалась в искоренении вольнодумства и основании преподавания всех наук на благочестии. Университет потерял даже тень самостоятельности и был всецело подчинён попечителю, старавшемуся сделать из высшего учебного заведения что-то похожее на монастырь. При самом назначении Магницкого по его представлению были уволены 11 профессоров; затем последовали новые увольнения лиц, не подходивших в чём-либо к пропагандируемому направлению. Преподавание римского права в университете было заменено правом византийским, и в качестве источника последнего Магницким указывалась Кормчая книга.

В 1823 году была устроена особая «кафедра конституций», английской, французской и польской, «с обличительной целью». Профессора всех факультетов и кафедр, не исключая и медицинских, были обязаны проповедовать преимущество святого Писания над наукой. В том же 1823 году Магницкий выступил в главном правлении училищ с доносом против московского профессора Давыдова, обвиняемого им в «следовании безбожному учению Шеллинга», и предлагал совершенно уничтожить преподавание философских наук в университетах.

Самая жизнь студентов была подчинена в Казани строжайшим правилам монастырской дисциплины и наполнена упражнениями в благочестии. При таком порядке внутри университета водворились доносы и интриги, а местное общество начало брезгливо сторониться от него.

Назначенная в 1826 году ревизия генерал-майора Желтухина вскрыла перед правительством результаты системы Магницкого в виде полного падения университета; обнаружилась и громадная растрата казённых денег. 6 мая 1826 г. Магницкий был отставлен от должности попечителя

Вывод:

- Какие же явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого направлена сказка? (В своей сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин выразил протест против самодержавной власти. В ней автор показал, что не важно какой правитель, не важно какие методы он использует для достижения цели, важна база, на которой он проводит свою политику. Первый и второй Топтыгины занимались разными злодеяниями: первый – мелкими (съел чижика), второй – более крупными (забрал у крестьян корову, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). В образе Топтыгина I Салтыков-Щедрин высмеял аппарат принуждения, полиции, который был свойственен для самодержавной власти. Он показал, что такие методы давно исчерпали себя. Топтыгин II – образ, который получился в результате слияния черт бюрократии и высших сановников. Он слишком медлителен, и из-за этого его ждет неудача. Этим образом Салтыков-Щедрин высмеял бюрократический аппарат царской России. Оба этих правителя не добились нужного результата, и их сменил Топтыгин III, который решил вести «политику невмешательства». Суть его теории «неблагополучного благополучия», состояла в приспособлении к изменяющимся условиям жизни. Проявление жизненной активности проводилось, лишь для удовлетворения каких-либо потребностей. В этом образе видна авторская сатира на либеральную интеллигенцию, которая не пытается улучшить жизнь, но находит разные теории для продолжения существования. База самодержавия не могла благоприятствовать развитию России, поэтому была высмеяна Щедриным в этой сказке.)

- Какова основная идея сказки?

(Спасение не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении их вообще, т. е. в свержении самодержавия, как антинародной и деспотической государственной формы. Такова основная идея сказки.)

Ш. Анализ сказки «Орел – меценат»

- По резкости и смелости сатиры на монархию рядом с «Медведем на воеводстве» может быть поставлена написанная в том же, 1884 году сказка «Орел-меценат».(Слайд №12)

- Кто герои этой сказки? (Животные и птицы.)

- Ребята, является ли сказка «Орел – меценат» аллегоричной? (Да, потому что в ней животные и птицы уподобляются людям, они совершают человеческие поступки)

- О чем рассуждает автор в начале сказки? (Он развенчивает привычно романтический образ Орла. Автор делает все для деромантизации, депоэтизации привычного образа. «Поэты много об орлах в стихах пишут, и всегда с похвалой. И стать у орла красоты неописанной, и взгляд быстрый, и полет величественный. Он не летает, как прочие птицы, а парит, либо ширяет; сверх того: глядит на солнце и спорит с громами. <...> И теперь я думаю об орлах так: «Орлы суть орлы, только и всего. Они хищны, плотоядны. <...> А живут орлы всегда в отчуждении, в неприступных местах, хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное от разбоя время дремлют».)

- Для чего потребовалось сатирику это развенчание? (Он считает пагубным само восхищение хищником, пусть даже хищной птицей. Разумеется, поэты в образе орла опоэтизировали не пожирателя мышей; они создали символ гордого одиночества, мощи, тяги к свободе и т.д. Но при всем том орел не переставал быть плотоядным и все так же, говоря словами Пушкина, «кровавую пищу клевал». Вот поэтому-то и возмущает Щедрина любование хищником. Ореолом романтических черт овеян убийца — и автор разрушает ореол. «

- Ребята, почему орел — меценат? Каково значение слова меценат?

(Меценат — лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

В нарицательном смысле меценатом именуют человека, материально помогающего искусству и науке.)

- Соответствует ли лексическое значение слова тому, что мы видим в сказке?

(Не соответствует, потому что орел такой безвозмездной помощи ни науке, ни искусству не оказывает. Он, наоборот, враг науки, искусства, защитник тьмы и невежества.)

- Определите, какой художественный прием использовал автор в названии сказки? (Отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное. (Ирония)

- Расскажите, с чего начал свою деятельность орел? (Слайд №13)( Вызвал к себе ястреба, коршуна и сокола и приказал собрать всю дворню, чтобы она утешала орла, а он её в страхе держал.)

- Ребята, давайте вспомним, каких птиц нагнали к орлу во двор и чем эту дворню заняли? (Слайд №14)

- Какой пропуск обнаружили в дворовых штатах? Для кого этот пропуск был обидным и почему? (во всех дворнях полагаются науки и искусства, а у орла нет ни тех, ни других. Для снегиря, дятла и соловья пропуск был обидным, потому что каждый из них занимался наукой или искусством.)

- Почему орел так долго не соглашался на водворение наук и искусства? ( Потому что он безграмотный, невежественный «никогда он ни одной газетки не видывал».)

- Расскажите о «золотом веке» в дворне орла. (Слайд №15).

- Ребята, в сказке «Орел – меценат» как и в сказке «Медведь на воеводстве» есть персонаж, очень известный в литературных и общественных кругах того времени. Назовите его. (Это Тредиаковский Василий Кириллович.)

- Какую роль автор отводит ему? (Роль скворца – стихотворца.)

- Ребята, послушайте небольшое сообщение об этом очень известном человеке.

(Творчество Тредиаковского вызывало немало споров как при жизни автора, так и после его смерти. С одной стороны, отчасти под влиянием мнения противоборствующих ему придворных и литературных группировок, Тредиаковский остался в истории как бездарный стихотворец, придворный интриган, плетущий заговоры против своих талантливых коллег. Вышедший в 1835 году роман И. И. Лажечникова «Ледяной Дом» поддерживал этот миф , что привело к тому, что на протяжении XIX века имя Тредиаковского часто употреблялось как нарицательное для обозначения бездарного стихотворца. В то же время, А.С. Пушкин в статье о книге Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» так отзывается о Тредиаковском: «Тредьяковский был, конечно, почтенный и порядочный человек. Его филологические и грамматические изыскания очень замечательны. Он имел в русском стихосложении обширнейшее понятие, нежели Ломоносов и Сумароков.»)

- Ребята, вот с такими неоднозначными взглядами на творчество Василия Кирилловича Тредиаковского мы познакомились.

- Ребята, в истории русской литературы был период, который назывался «золотым веком».Во времена Щедрина — это период творчества писателей и поэтов от Пушкина до Гоголя.

В настоящее время выражение «золотой век русской литературы» переосмыслено и применяется к литературе всего XIX в., когда творили ее крупнейшие представители — Пушкин, Гоголь, Тургенев, Салтыков – Щедрин, Достоевский, Толстой, Чехов.

- Почему Салтыков – Щедрин обращается к этому периоду? ( Чтобы показать, что в русском просвещении и искусстве были времена высокого развития.)

-Что же помешало и дальнейшему развитию этих направлений в дворне орла? (Слайд №16) (Сокол и сова решили обучить грамоте самого орла. Орел не поддавался обучению. Начались заговоры. Орел уничтожил сову, соловья за его вольные песни, грамотея-дятла «нарядил… в кандалы и заточил в дупло навечно», разорил ворон-мужиков.)

- Как закончилась сказка?

( Кончилось тем, что вороны взбунтовались, «снялись всем стадом с места и полетели», оставив орла умирать голодной смертью.)

- Ребята, не кажется ли вам, что это заключение содержит в себе какой – то иной, скрытый смысл? (Аллегория) Что имел в виду автор, таким образом заканчивая свое произведение? (Наверное, автор выразил надежду на то, что когда–нибудь терпение простого народа закончится, и он взбунтуется против своих поработителей.)

- Скажите, какова идея сказки «Орел – меценат»? (В сказке «Орел-меценат» Щедрин разоблачает деятельность самодержавия в области просвещения. Писатель показал в этой сказке несовместимость царизма с наукой, просвещением и искусством, сделал вывод о том, что «орлы для просвещения вредны».)

Заключительное слово учителя.

- Ребята, Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно-тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов, показ положения угнетенного народа. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы — гротеск, гиперболу, сарказм, аллегорию. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. В них практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок. Я надеюсь, что сегодня такой урок получили и вы.

IV. Домашнее задание (Слайд №17)

- Ребята, на этом наш урок, посвященный творчеству великого писателя – сатирика, подходит к концу. Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время они читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок Салтыкова-Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Мне бы хотелось, чтобы вы продолжили традиции Салтыкова – Щедрина, написав сатирическую сказку о пороках нашего общества, применяя те же художественные приемы, а именно: эзопов язык, гротеск, гиперболу, сарказм. И не забудьте об аллегории.

Если же кому – то это задание покажется трудным, прочитайте сказку М.Е. Салтыкова – Щедрина «Богатырь». Проанализируйте текст, опираясь на предложенный тезисный план на стр. 100 учебника.