Урок литературы в 10 классе по творчеству ИС Тургенева

МОУ «Лицей №31»

Урок литературы в 10 классе

Столкновение «цивилизаторского порыва с порядком культуры» (нигилизм Базарова и взгляды «охранителя традиций» П.П. Кирсанова)

Эстетические взгляды отцов и детей

Учитель: Г.А. Альканова

Саранск-2012

Оборудование: портрет Тургенева, роман «Отцы и дети», иллюстрации к роману.

Эпиграфы:

1. Пафос разрушения и переустройства настолько неприемлем для Тургенева, что он заставляет Базарова в конце концов вчистую проиграть Кирсанову (П. Вайль, А. Генис)

2. Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком (Б. Зайцев)

Ход урока

1. Слово учителя.

-Как вы думаете, зависит ли судьба человека от его убеждений? Могут ли убеждения погубить человека, разрушить его жизнь или, наоборот, сделать его счастливым? Сегодня мы поговорим о взглядах Базарова и сопоставим их с воззрениями П.П. Кирсанова, так называемого «охранителя традиций», и ответим на вопросы: кто прав? На чьей стороне Тургенев? Возможно, многие из вас найдут ответы на те вопросы, которые уже прозвучали в начале урока.

- Вспомним, какой конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети» (социальный конфликт «нового человека» Базарова и с миром Кирсановых, Тургенев противопоставляет два поколения – «отцов» и «детей» в полном смысле этого слова).

- Да, проблема отцовства – проблема развития всего человечества. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски «копировать» «отцов» — необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо — но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений (а для 19 века таким потрясением было Восстание декабристов) такая переоценка ценностей происходит более жестко и жестоко, и результаты бывают трагичны.

- Кто же они, «новые люди», дети 60-ых, каковы они, можно ли с ними найти общий язык и связать прошлое с их будущим? Кто он, нигилист Евгений Базаров? Что скрывается под пугающим словом НИГИЛИЗМ? Кто такой ЦИВИЛИЗАТОР?

2. Словарная работа.

- Ребята, дома вы поработали со словарями, выписали значения слова НИГИЛИЗМ. Заглянем еще в Большой энциклопедический словарь. Какое он дает определение слову НИГИЛИЗМ? (Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни).

- Что нового мы узнаем об этом слове из словаря Даля? (Нигилизм – безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать)

- Заглянем в «Толковый словарь русского языка» (Нигилизм – голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм).

- Что есть общего в этих определениях? (отрицание общепринятых ценностей)

- Кто такой цивилизатор? (Тот, кто насаждает цивилизацию, культуртрегер.)

- Кто такой нигилист? (в 60-е годы 19 века в России: сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничества; человек, относящийся ко всему отрицательно, скептически)

3. Культурологическая справка

- Нигилизм – это своеобразная философия. Что же лежит в основе этой философии?

Сообщение ученика: Нигилизм – философия «скептицизма», которая возникла в России в 9 веке в начале правления Александра Второго. В русской литературе термин НИГИЛИЗМ был впервые использован, пожалуй, в журнале «Вестник Европы» в статье Н. Надеждина. В своей основе нигилизм представлял философию отрицания всех форм эстетического; он пропагандировал утилитаризм и научный рационализм. Социальные науки и классические философские системы полностью отрицались. Нигилизм представлял собой грубую форму позитивизма и материализма, восстание против установленного общественного строя; он отрицал любую власть государства, церкви и семьи. Его вера основана только на научной истинности; наука для нигилизма стала панацеей от всех социальных проблем. Нигилизм – это убеждения, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли.

4. Взгляды Е. Базарова

- Соответствуют ли взгляды Евгения Базарова нигилистическим воззрениям, или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам? Ребята, дома вы выписывали цитаты, которые говорят нам, читателям, о политических, философских, научных, эстетических взглядах Базарова. (Учащиеся зачитывают цитаты)

Выводы учащихся: Взгляды Базарова вполне соответствуют нигилистическим воззрениям. Отрицания, доходящие до абсурда, всего и всех: нравственных законов, поэзии, любви, семьи – все это проявление нигилизма. Но ведь без учета опыта предыдущих поколений нельзя в точности представить себе жизненную цель, задачу.

5. «Отцы» и «дети»

- В романе между Базаровым и людьми старого века, которым является П.П. Кирсанов, происходит столкновение – столкновение цивилизаторского порыва с порядком культуры. Взгляды Базарова нам известны. А каких жизненных принципов придерживается аристократ (представитель высшего родового слоя дворянства) П.П. Кирсанов? Каковы его политические воззрения, отношение к дворянству, аристократии, русскому народу, природе, искусству? Сопоставим их со взглядами Базарова и сделаем вывод, кто прав.

Сообщение учащегося о политических взглядах: Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения; их самоуважение важно, так как общество строится на личности. Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособлении к новым условиям. Он – либерал. Кто же прав: Базаров, Кирсанов? Кто – победитель? Прав Базаров, говоря, что аристократизм – бесполезное слово; он разоблачает аристократов не только за роскошь (заботятся о своем внешнем виде, только о себе), но и за то, что они живут за чужой счет. Базаров в безделье и пустой болтовне видит основной принцип всего дворянского общества. То, что Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме, — тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича. Но…разрушить все – действительно страшно, в этом П. Кирсанов прав.

Сообщение учащегося об отношении П. Кирсанова к русскому народу- сопоставление со взглядами Базарова.

По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято предания, не может жить без религии. В этом он видит залог спасения общества. У Базарова трезвое отношение к народу. Как истинный шестидесятник, он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает.

При этом Павел Петрович не умеет разговаривать с крестьянами, в чем признается. Они для него – грязные мужики, без которых, правда, не обойтись.

Сообщение об эстетических взглядах Кирсанова - сопоставление со взглядами Базарова.

П.П. Кирсанов не понимает, как можно отрицать искусство, особенное старое («Рафаэля считают наши художники дураком»), а в новом видит бессильность и бесплодность до гадости. А Базаров отрицает и старое, и новое искусство («Рафаэль гроша медного не стоит, да и они (новые художники) не лучше его»). Думаю, что противником, в плане эстетики, Базарова является не Павел Петрович, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству и природе. Базаров не знает искусство, силу он видел только в науке, на природу у него хозяйский взгляд. Отрицая искусству, отрицая роль природы, Базаров, безусловно, обедняет человеческую жизнь.

- Оцените взгляды «отцов» и «детей» с позиций сегодняшнего времени. Чьи взгляды вам ближе и почему?



Возможные ответы учащихся: Мне ближе Базаров. Правда, наверное, на стороне Евгения Васильевича. Его презрение к «романтизму» — музыке и поэзии, можно объяснить характером эпохи, в «которой негде повернуться, нечем дышать, неуда девать исполинские силы», как писал Писарев. Общество не могло понять Базаровых, поэтому им ничего не остается, как умереть.

Или: Легкость, с которой Базаров отрицает традиции и устои, пугает здравомыслящего человека. К сожалению, абсурдное отрицание всего, видимо, в природе человеческой. Я вижу в нигилизме смертельную болезнь не только для общества, но и для планеты. Мне кажется, пока человек служит какой-то идее, сделал ее Богом, готов ради нее уничтожить все, разрушить – мир в опасности. Нужно не разрушать, а созидать. Поэтому мне ближе взгляды Кирсанова.

Или: Я думаю, в чем-то можно согласиться и с Базаровым, и с Кирсановым, но…Вряд ли в нигилизме можно найти «созидательную силу», так как он всегда разрушителен. Желание Базарова все сломать, а уж потом построить, было неоднократно воплощено в жизнь, особенно в нашей стране. Едва ли современные молодые люди захотели бы снова пережить эпоху разрушения всех устоев, как это произошло буквально в последние десятилетия. Это несет людям боль, несчастье. И все-таки в Базарове есть то, что привлекает: энергия, сила.

Слово учителя: Да, Базаров вызывает у читателя и ненависть, и любовь, но в нем ничего, что порождает скуку и равнодушие. Это небезупречный образ, но человечески очень интересный, как и образ Кирсанова.

6. Работа с эпиграфами.

- Ребята, обратимся к эпиграфам. 1-ый эпиграф — это точка зрения современных американских писателей и критиков Питера Вайля и Александра Гениса. Они видят конфликт романа в столкновении идей цивилизатора Базарова и охранителя традиций Кирсанова. Учитель зачитывает еще оду цитату: «Цивилизатор Базаров полагает, что где-то есть надежная формула благосостояния и счастья, которую надо только отыскать и предложить Человечеству («Исправьте общество, и болезней не будет»). Ради отыскания этой формулы кое-какими мелочами можно и пожертвовать. А поскольку любой цивилизатор всегда имеет дело с уже сущим, сложившимся миропорядком, то идет методом «от противного»: не создавая что-то заново, а вначале разрушая уже имеющееся. Кирсанов же убежден, что само благосостояние и счастье заключается в накоплении, суммировании и сохранении. Однозначности формулы противостоит многообразие системы. Новую жизнь нельзя начать с понедельника». «Тургенев отказывает хаосу, который несет Базаров».

Мнение Бориса Зайцева тоже заслуживает внимания. Он прожил долгую жизнь, видел расцвет культуры Серебряного века, затем – раскол мира, уничтожение общества, в котором он жил и творил, истребление культуры и цивилизации. Зайцев – вынужденный эмигрант. Основную часть жизни прожил за границей, знал прекрасно классическую литературу, стал биографом Тургенева.

- На чьей же стороне Тургенев?

- Могут ли убеждения человека отразиться на его судьбе? Докажите это на примере героев романа. (Да, мы это видим на примере Базарова: он, отрицая природу, отрицал сам себя, свою жизнь как часть природы, поэтому Тургенев приводит его к смерти. В этом – торжество жизни над искусственными представлениями о ней.

7. Итог урока.

- Ребята, конечно, Тургенев не разделяет нигилистических убеждений Базарова, он всем ходом романа последовательно их развенчивает. И как бы ни был мил автору Николай Петрович, в его личности эпоху не исследуешь. Поэтому героем романа является сильная личность. Тургенев, стремясь полюбить и понять Базарова, создает образ очень интересный, но не безупречный, который вначале вызывает любопытство, а потом – сострадание. Но равнодушным быть к нему нельзя. С точки зрения Тургенева, нигилизм обречен, так как не имеет конечной позитивной цели. Автор, конечно, не держится за устаревшие «принципы» Павла Петровича, он ищет новое в наступающих временах. И что новое несет Базаров? Его идеи, в сущности, стары, как мир: разрушение, уничтожение…Что в этом нового и небывалого? Уже разрушили римляне культуру Древней Эллады, уже уничтожил Петр Первый патриархальную Русь. И потом на выжженных пепелищах долго, тяжело прорастали семена былой культуры. Но сколько при этом утрачивалось! Поэтому не мог Тургенев сочувствовать идем русского нигилизма.

8. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос «Каково воздействие нигилизма на характер личности и общества?»

Самоанализ урока Столкновение «цивилизаторского порыва с порядком культуры» (нигилизм Базарова и взгляды «охранителя традиций» П.П. Кирсанова)

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» — ярчайший пример классического произведения, вобравшего многие бытийные смыслы своей эпохи и, благодаря своим богатым культурным пластам, обретшего жизнь в «большом времени». Долгое время в школьной практике он прочитывался главным образом как социально-психологический роман, в котором происходит столкновение двух поколений — дворянских либералов и демократов-разночинцев — в их идейном, нравственном споре о проблемах русской жизни 60-х гг. XIX в. В настоящее время работы А.И. Батюто, В.М. Марковича, Ю.В. Лебедева, В.А. Недзвецкого, П.Г. Пустовойта, Г.А. Тиме, введенные в школьное литературоведение, позволяют прочитывать роман на качественно новом уровне. Теперь роман «Отцы и дети» рассматривается как своеобразный культурный универсум, поэтому подход к изучению творчества И.С. Тургенева в школе требует бережного и ответственного отношения.

К сожаление, наши ученики не настолько начитаны, чтобы самостоятельно разобраться в отборе жизненного материала, связанного с творчеством Тургенева. Поэтому я выбрала объяснительно – иллюстративную модель обучения. Учащимся были представлены фрагменты из романа «Отцы и дети», статьи из журналов, материал из Интернета.

При подготовке урока мною были поставлены следующие цели:



- обучающая: Проанализировать эпизод спора Базарова и Павла Петровича;



выяснить, что может привести к конфликту между людьми; выявить сильные и слабые стороны конфликта; показать полемический характер романа, его художественные особенности; максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное);

- развивающая: развивать когнитивные процессы: внимание, память и мышление;

- воспитательная: пробудить интерес к русскому литературному языку, русской литературе; приобщить через роман к культурному наследию русского народа.

Тип урока: урок-семинар (закрепление изученного материала).

Группа учащихся заранее получила индивидуальное задание (культурологическая справка о нигилизме; эстетические, политические взгляды Базарова и Кирсанова, их отношение к русскому народу). Ребята справились с заданием хорошо. Они работали самостоятельно, используя различные источники: вспомогательную литературу, Интернет, статьи из журналов.

Для включения учащихся в активную деятельность предлагались словарная работа, проблемные вопросы, работа с эпиграфами.

Заранее продуманная структура урока удалась. Информативность для данного класса оказалась достаточной. Уроку удалось придать развивающий характер: учащиеся усвоили особенности творческого метода Тургенева — полемичность сюжетного действия, психологизм. Научились находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.

На уроке реализованы и сквозные линии курса: формирование умения анализировать художественные произведения; проводилась работа по овладению умениями и навыками различных видов устной речи.