Урок литературы в 10 классе по лирике ФИТютчева

Урок литературы в 10 классе по лирике Ф.И.Тютчева.

Тема урока: Философия природы в лирике Ф.И.Тютчева.

Тип урока: урок – исследование

Цель:

Обучающая: ознакомить с особенностями философской лирики Тютчева, освоить навыки анализа философской лирики.

Развивающая: развивать способности нестандартного подхода к осмыслению стихотворного текста; развивать монологическую речь; креативные способности; развивать навыки анализа стихотворного текста

Воспитывающая: вызвать интерес к философским проблемам:; формировать эмоционально- ценностное отношение к природе и место человека в ней; пробудить чувство прекрасного ( беречь, сохранять и т.д.)

Метод: коллективно – исследовательская работа учителя с учащимися.

Оборудование: портрет поэта, музыкальная композиция « Времена года», грамзапись романсов на слова Тютчева «Весенние воды» (С.Лемешев), ксерокопии стихотворений.

Ход урока

Орг. момент (тихое звучание музыкальной композиции «Времена года»)

Проверка домашней работы. Заслушать наиболее интересные анализы стихотворений

( на выбор учащегося)

Работа с классом ( музыкальное сопровождение – звучит грамзапись романсов на слова Ф.И.Тютчева «Весенние воды»)

Учитель. Ребята, в чём, по вашему мнению, особенность изображения природы у Тютчева?

Ученики. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Он воспринимает природу как живое существо. Пытаясь проникнуть в её тайны, обращается к человеку, потому что в его жизни есть аналогии окружающего мира.

Человек служит инструментом для постижения природы, но и природа служит Тютчеву инструментом постижения человека. Метафора типа «душевная буря» была присуще поэзии, но Тютчев возвёл метафору в метод, наполнив её философским содержанием (раздать ксерокопии стихотворений «Как океан объемлет шар земной…», «Фонтан»- чтение учителем наизусть)

Учитель. О чём это стихотворение?

Ученики. О море, о морском путешествии.

Учитель. Морское путешествие – это только метафора. А предмет дум поэта назван во 2-ом стихе: «Земная жизнь кругом объята снами». Подумайте, что дало возможность сравнить земную жизнь с землёй, а сны – с океаном?

Ученик. Земля определима в своих границах, понятна, её можно описать, изучить, то есть она реальна, постоянна.

Океан, напротив, нечто неуловимое, таинственное, загадочное. А ещё, символ невидимого постоянного движения.

Учитель. Давайте посмотрим, как развивается метафора. Во 2-ой части первой строфы СОН и ОКЕАН объединены понятием «стихия». Далее поэт рисует картину, не оговариваясь, о чём идёт речь, а метафора используется в качестве прямой аналогии.

Во 2-ой строфе возникает представление о сне, как о путешествии по неведомым просторам подсознания. Но самой важной частью является 3-я строфа. Чтобы почувствовать всю глубину этих строк, важно увидеть нарисованную в них картину.

Давайте понаблюдаем: Утлый чёлн в колеблющихся волнах океана ; горизонт, скрытый мраком ночи; звёзды, усыпавшие небесный купол и отразившиеся в чёрном зеркале воды.

« И мы плывём, пылающей бездной со всех сторон окружены»

Бездна океана смыкается с бездной неба.

Вспомним 1-ую строфу. Величественный пейзаж « …как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами» — развёрнутая метафора- воплощение внутреннего мира человека во время сна. Бездна океана и неба объединяется в человеке. Но и человек, житель Земли, со всех сторон окружён реалией. Человек по мысли поэта, есть место встречи двух бездн. Человек – граница между двумя мирами, он — соединение двух миров. Всё это трудно выразить логически и последовательно.

Известный писатель И.С.Тургенев так описал творческий метод Тютчева:

«Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… мысль гютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно»

Выразительное чтение стихотворения «Фонтан» учеником

Постижение мира человека путём сопоставления его с миром природы нашло своё специфическое выражение в поэтике тютчевских стихов философского характера. Попробуйте увидеть эту особенность путём анализа стихотворения «Фонтан»

Групповая работа

Анализ стихотворения «Фонтан»

Заполнить таблицу «Работа над изобразительно-выразительными средствами». Примеры привести из текста

Эпитет

Метафора

Олицетворение

Сравнение

Инверсия

Антитеза

Градация

Аллитерация

Ассонанс

Символы

Комментарии:

Тютчев уподобляет фонтан лучу. Это описание придает 1-ой строфе особое звучание, создаёт лирическую напряжённость. Фонтан-это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросая вызов закону земного тяготения. Это вызов небу. И именно за этот вызов, за это гордыню он осуждён ниспасть на землю. Образ «смертной мысли водомёт» (водомёт – устаревший синоним слова «фонтан») – это человеческий разум.

Тютчев сравнивает человеческий разум с фонтаном. Человеческий разум постоянно работает, как и фонтан, постоянно мыслит. Главные вопросы человека направлены на постижения бытия, Бога, человеческого предназначения. Наверное, поэтому Тютчев уподобил человеческий разум фонтану.

2-ая строфа более драматична. Здесь присутствует атмосфера борьбы, противостояния:

Рваться- двигаться, преодолевая преграды;

Длань незримо-роковая - угроза с трагическими последствиями;

Луч упорный – сопротивляющийся незримым путам;

Преломляя- безжалостно изменяя направление;

Уничтожь, свергает-подразумевает борьбу;

Пламенеет, дробиться, ниспасть, осуждён - действия, применимые в военных действиях

Человек подобен бездне. Он создан смертным, но не может смириться со своей судьбой, и будет всегда спорить с Создателем. Не примет своей участи спокойно и смиренно, каким бы ни был его «бунт». Это одна из тайн человека- непостижимость души человеческой.

Использованная литература:

«В мастерской учителя-словесника» (современный урок литературы: проблемы, поиски, размышления ) — Улан-Удэ, 2008г

Т.Г.Соловей «Весна идёт». Анализируем стихотворение Ф.И.Тютчева 5 класс – «Литература в школе» № 3, 2008г

Г.С.Санжадаева, И.В.Казарцева, Н.в. Пашина «Постижение лирики» — Улан-Удэ, 2007г

Разработка урока П.Е.Фокиной, учителя-словесника, глазова- Москва «Вако», 2006г