Урок литературы в 10 классе Любовь в жизни и творчестве ФИТютчева

Открытый урок литературы
в 10 классе

Любовь в жизни и
творчестве Ф. И. Тютчева

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ субовое

Чаплыгинского района

Клыкова Е.В.

субовое

2010 г

Тема: Любовь в жизни и творчестве Ф. И. Тютчева. (Слайд 1)

О, как убийственно мы любим…

Тютчев Ф. И.

Цель:

1.Углубить знания о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева.

2.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

3. Развивать устную речь учащихся.

4. Воспитывать любовь к родному языку, к чтению.

Оборудование:

1.Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3.Книжная выставка: «О любви не говори — о ней всё сказано».

4.Плакаты для оформления доски:

1. Любовьюбовь – гласит преданье.

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетание

И поединок … роковой…

Тютчев Ф. И.

2. Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Тургенев И. С.

Ход урока:

Повторение, введение в тему. Ответ на вопрос: « Какие темы являются ведущими в творчестве Ф. Тютчева, какие объединяют его с А. Фетом?»

Учитель:

Ф. И. Тютчев объединяет в себе поэта-философа, пейзажиста, лирика. Тема любви является вечной, вне времени и пространства. Наиболее полно, думаю, это отразилось в словах И. С. Тургенева: « Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Что же такое любовь? Какие ассоциации возникают у вас?

Запись на доске:

Любовь

Волнение

Ожидание

Счастье

Радость

Семья

Знакомясь сегодня с любовными стихами Тютчева, попытаемся определить, чем стала любовь для поэта, запишем определения в конце урока во второй столбик. (Слайд 2).

Работа по теме урока.

Учитель:

Вся жизнь Ф. И. Тютчева – в его стихах, где немало прекрасных строк о любви. Любовная лирика открывает нам внутренний мир поэта, глубину его чувств, тот особый мир, который вдохновлял на создание стихотворений. В лирике появляется конкретный герой – женщина. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять её сущность, место в жизни и её судьбу.

Любимая предстаёт человеком, которому присущи и благородные чувства, и противоречия, и страсть, и гнев. До конца своих дней Тютчев сохранил мысль, что страстная любовь в своих возможностях может дать истинное счастье человеку.

Среди его стихов есть такие, которые он посвятил конкретным женщинам, восхищаясь ими и преклоняясь перед ними.

Учащиеся (1 группа):

а)рассказ о первой жене Элеоноре Тютчевой (Слайд 3);

б) чтение стихотворения «Ещё томлюсь тоской желанья».

Беседа:

- Какова тема стихотворения?

- Как в лексике подчёркивается, что память сердца жива?

(Анафора – ещё; эпитеты – незабвенный, везде, всегда).

Учитель:

Память об Элеоноре следовала за Тютчевым всегда.Это стихотворение он написал к 10 годовщине со дня её смерти, к 20 годовщине – новое: «Вчасы, когда бывает…»

В беседе с дочерью поэт вспоминал: «А я был молод! Как всё было молодо тогда, и свежо и прекрасно!.. А я считал её настолько необходимой для моего существа, что жизнь без неё всё равно как жить без головы на плечах… Существо, которое любил, знал лучше самого себя, которое было твоей женой прекрасной и любящей, — и вдруг мертва…»

Учащиеся (2 группа):

а) рассказ об Эрнестине Дёрнберг (Слайд 4);

б) стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг».

Беседа:

- Какая деталь портрета конкретизирует образ любимой?

- Почему глаза?

-Как антитеза помогает раскрыть образ?

Учащиеся (3 группа):

а)рассказ о взаимоотношениях Тютчева с Еленой Денисьевой; (Слайд 5)



б)чтение стихотворения «О, как убийственно мы любим…»

Беседа:

К 1851 году, времени написания стихотворения, пыл чувств уже угас. Поэт «подводит» неутешительные итоги.

- Что же стало следствием любви? (Проследить по тексту)

-Что такое любовь? (Проследить по тексту :встреча роковая, ужасный приговор, позор, отреченье, страданье).

-Что осталось в душе любимой? («…Боль, злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз» )

-Даёт ли оценку своим поступкам лирический герой? (Чтение отрывка).

Смысл всего стихотворения, по-моему, выражен в одной строке: «О, как убийственно мы любим…»

- Какое изобразительное средство лежит в её основе? (Оксюморон)

Учащиеся (4 группа):

а) рассказ об Амалии Крюденер (Слайд 6)

Учитель:

«Живая картина». Представьте себе: Солнечный осенний день. Старый запущенный сад с длинными аллеями. Деревья стоят, усыпанные золотом листвы, на небе ни облачка. На одной из аллей – двое: зрелая женщина с волосами цвета ржи и бездонными голубыми глазами и темноволосый мужчина. Это Тютчев и Амалия Крюденер. Они ничего не говорят, только смотрят друг другу в глаза, но этот безмолвный разговор значит для них многое. Потом всё отразится в стихотворении, ставшем шедевром любовной лирики.

б) чтение стихотворения « Я встретил вас…»

Беседа:

- Какие чувства вызывает у поэта встреча с любимой?

-Как соотносится мир души лирического героя и мир природы?

Учитель:

Исследователи творчества поэта находят сходство стихотворения Тютчева и стихотворения А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».(Слайд 7)

(Прослушивание отрывка из стихотворения А. Пушкина в исполнении учащегося)

-Что объединяет эти лирические шедевры? (Ответ)

Учитель:

Из воспоминаний Тютчева в письме к дочери Дарье: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В её лице прошлое моих лучших лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

-Как в стихотворении рождается образ?

В основе его может лежать конкретный случай, как в этом стихотворении (отрывок из стихотворения «Она сидела на полу» в исполнении учителя).

Учащиеся:

а ) история написания стихотворения;



б) повторное выразительное чтение текста (заранее подготовленное). (Слайд 8)

Беседа:

- На каком изобразительном строится стихотворение?

-Что дают нам сравнения для понимания чувств лирического героя?

- Какое душевное состояние женщины показывает автор?

- Какие слова передают чувства лирического героя? А какое это чувство?

Вывод.

Учитель:

На основании прочитанного и услышанного определим, что такое любовь для поэта и его лирических героев.

Дополняется запись на доске:



Любовь

ВолнениеСтрасть

Ожидание Страдание

СчастьеБоль

РадостьРок

СемьяПоединок

Заключительная часть урока. (Слайд 9)

Учитель:

В одном из своих стихотворений Тютчев писал:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся,

Но нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Тютчевские стихи покорили красотой слова, глубинным содержанием и своей музыкальностью сердца современников и потомков. На его стихи великими композиторами: Мусоргским, Римским-Корсаковым, Рахманиновым, Булгаковым – написана музыка. Так родились романсы, один из которых – «Я встретил вас».

(Прослушивание романса в исполнении учителя музыки).

Через сто лет после смерти Ф. И. Тютчева наш современник Андрей Вознесенский скажет: «Жизнь не туманна – она железна».

В этих словах глубинная сущность многих тютчевских исповеданий. И для того , чтобы выстоять в этой «железной» жизни, прорваться за полосу безысходности и беспросветности, нужно, по Тютчеву, в полную силу просиять во мраке окружающей тебя жизни.

Поэтому поэт боготворит даже мгновения любви, потому что они дают человеку чудодейственную возможность для величайшего проявления духовных сил, для безраздельного слияния со всеобщим.

До сих пор живёт музыка, живёт бессмертная поэзия Тютчева, живёт и торжествует любовь, полная весны, тепла и надежды.