Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления по произведе

Тема: Заветы М.Пришвина (по сказке-были «Кладовая солнца»)

Форма: литературная играЦели:

- углубить понимание идейно — художественного богатства произведения;- учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;- воспитывать нравственные качества у учащихся,

Задачи:

- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;

- учить выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- вырабатывать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе;

- дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также — конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя

СЛАЙД 1

Итак, мы прочли произведение М.Пришвина «Кладовая солнца». И на сегодняшнем уроке мы завершим разговор о писателе, который ярко выделяется среди писателей советской эпохи. Мы сыграем с вами в литературную игру, которая поможет нам обобщить все, что мы узнали об этом произведении.

- Что значит – обобщить? (углубить наши знания, вспомнить, повторить)

СЛАЙД 2

Давайте ещё раз вернемся к портрету Пришвина. На этот раз я хочу обратить ваше внимание на скульптурное изображение писателя. Скульптор Лонк не напрасно изобразил Пришвина, сидящим на пеньке и в охотничьем снаряжении. Очень своеобразная охота была у Пришвина – охота за тайными природы, её секретами и заветами.

Вот так рассказал о Пришвине поэт М.Цуранов

СЛАЙД 3

«Старик»

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И так о лесе рассказать

Как этот человек…

М. Цуранов

СЛАЙД 4

Паустовский говорил: »Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя Пришвина’’. И тема нашего урока «Заветы М.Пришвина».

Эти заветы мы и должны с вами сформулировать в конце урока, а также попытаться разгадать некоторые загадки человеческой жизни, природы, над которыми размышлял Пришвин. Нам придется активно работать с текстом произведения, исследовать, делать выводы и обобщения, где-то подключать смекалку и творческое воображение. Мы заранее разделились на три команды. За все правильные ответы вы будете получать карточки — очки. Каждый из вас собирает полученные карточки. А в конце игры мы определим, кто принесет команде большее количество очков. Но главное для нас все-таки не количество набранных баллов, а еще одна возможность соприкоснуться с творчеством русского писателя. Слушайте внимательно, обращайте внимание на все, что будет говориться и делаться на уроке, потому что в каждом слове сегодня на уроке будет таиться для вас загадка, которую нужно разгадать.

III. Стадия вызова интереса

СЛАЙД 5

1) – Чтобы настроиться на нужный лад, мы проведем разминку – игру «Графомания».

- Из предложенного набора слов составить текст, рассказывающий о своей команде.

СЛОВА: Дети, работа, литература, приключение, любить, открытия, узнавать, особенный, экстремальный, отправляться, хотеть, находчивый, дружный.

2) – А как вы думаете, все ли мы с вами узнали об этом произведении? Какие бы вопросы вы хотели сейчас задать автору? Запишите их на чистых листах (вывесить на доске).

СЛАЙД 6-8

3) Прежде всего, давайте вспомним, что вам уже известно о личности М.Пришвина. Вам необходимо разгадать кроссворд – найти слова, которые являются ключевыми для понимания жизненного пути писателя, и объяснить, какое отношение они имеют к Пришвину. Назовите эти слова в хронологическом порядке. Здесь спрятано 6 слов.

Ассоциативный кроссворд

Т

А

Г

Е

О

Г

Я

А

А

З

В

О

Й

Р

Р

Г

Л

И

П

К

Н

А

А

Р

А

Я

Р

И

А

Ф

Д

О

К

И

И

А

В

И

Й

Н

У

Н

Р

О

Д

Я

И

О

П

Е

Ц

З

А

Е

С

М

Ответы

Т

2А

3Г

Е

О

Г

Я

4А

А

З

6В

О

Й

Р

Р

Г

Л

И

5П

К

Н

А

А

Р

А

Я

Р

И

А

Ф

Д

О

1К

И

И

А

В

И

Й

Н

У

Н

Р

О

Д

Я

И

О

П

Е

Ц

З

А

Е

С

М

Купец: дед будущего писателя был купцом.

Азия: Пришвин с друзьями-гимназистами пытался совершить побег в Азию. Это было первое устремление к мечте.

География: учитель географии Розанов Василий Васильевич, будущий выдающийся философ, известный всему миру, защищал мальчика после побега в Азию. Позже Пришвин увлекался философией.

Агроном: Пришвин работал агрономом, изучал сельское хозяйство, занимался биологией, химией, физикой.

Природа: произведения посвящены красоте родной природы.

Война: «Кладовая солнца» написано в1945 году, сразу после окончания ВОВ.

4) – Я думаю, это произведение не должно было оставить вас равнодушными. У вас наверняка возникли определенные мысли. С ними мы сейчас и познакомимся. Одним из д/з было выбрать понравившиеся эпизоды и сделать для них свои комментарии. Сейчас вам предлагается обсудить в группе ваши записи в дневнике (каждый из вас выбирает самую интересную на ваш взгляд запись, представляет своим одногруппникам, затем в группе вы выбираете две наиболее интересные, необычные, новые на ваш взгляд записи, представляете классу).

«Двухчастный дневник».

СЛАЙД 7-29

5) — Чтобы продолжить работу по обобщению, разгадыванию загадок произведения давайте вспомним страницы романа.

Блиц — опрос (за правильный ответ — карточка) Если не знает одна команда, может ответить друга (поднять руку) и получить дополнительное очко. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

СЛАЙД 30

6) Обратимся к осмыслению содержания произведения. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. Я попрошу команды выбрать вопросы, составленные вами, назвать автора вопроса и ответить.

Зачем дети пошли на болото? (Фролов А.)

Где происходили действия произведения? (Малахов В.)

Кто помог Митраше выбраться из болота? (Занян Л.)

Как дети потеряли родителей? (Суворова Л.)

Почему люди не могли долго убить волка? (Нечаев Е.)

Какой смысл лежит в названии произведения? (Нечаев Е.)

В чем суть ссоры детей? Как вы думаете, на чьей стороне автор? (Тураева В.)

Почему произведение называется сказка-быль?

Ваши мысли вы выразили также в синквейнах о главных героях. Я хочу зачитать более удачные.

СЛАЙД 31

7) Я думаю, что настоящий читатель читает очень вдумчиво. Известный французский писатель, философ Вольтер говорил:

«Чем более читаете не размышляя,

Тем более уверяете, что много знаете,

А чем более размышляете читая,

Тем яснее видите, что знаете еще очень мало»

— Обсудите в группах ваше отношение к этим словам. Ответьте на вопрос: «Какой практический совет, «совет на каждый день» дает нам Вольтер?»

- Кто первый ответит полно и оригинально?

Ответы учащихся от групп. Оценка – карточка группе.

Вывод: читать надо размышляя, думая над прочитанным, читать лучше медленно, вдумываясь в каждое слово. Автор считает, что процесс познания бесконечен. (Сформулированный учащимися вывод записывается в тетрадь).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст