Урок литературы Путешествие в Ясную Поляну

Урок литературы «Путешествие в Ясную Поляну»

Лыхина Анна Анатольевнаучитель русского языка и литературы

Цели и задачи:

создать такое настроение, которое оживит творческое воображение учащихся, вызовет добрые патриотические чувства;

вызвать «эффект присутствия», сопереживания со всем происходящим на уроке;

пробудить живой интерес к великой личности, к творчеству писателя.

Для учащихся определены такие цели:

узнать о жизни Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, круге его интересов, знакомств;

определить, какое значение имело общение писателя с простым народом, с природой для формирования его мировоззрения;

выявить, каково значение родной усадьбы в жизни и творчестве Л.Н. Толстого.

План урока:

Подготовка к работе по новой теме.

Заочная экскурсия в Ясную Поляну:

а) посещение Литературного музея;б) посещение бытового музея;в) прогулка по усадьбе.

Рефлексия.

Обобщение сделанного на уроке.

Ход урока

Литература:

Булгаков В.Ф. Л.Н. Толстой в последний год его жизни. — М., 1960.

Бычков С. Л.Н. Толстой. — М., 1954.

Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. — М., 1963.

Новиков В.И. Остафьево: литературные судьбы XIX века. — М.: Знание, 1991.

Шепелева З.С. Лев Николаевич Толстой. — М., 1960.

Яснополянский сборник./ Под ред. С.М. Брейтбурга. — Тула, 1955.

Учитель:

I группа

экскурсовод:

Камень от фундамента старинного дома (фотография)

чтец:

Дом, в котором родился Л. Н. Толстой.

экскурсовод:

Литературный музей (фотография)

Лев Толстой среди крестьянских детей

(фотография)

комментатор:

экскурсовод:

II группа

экскурсовод:

Вяз — «дерево бедных»

(фотография)

комментатор:

экскурсовод:

Дом писателя

(фотография)

Передняя яснополянскогодома (фотография)

Большая гостиная (фотография)

комментатор:

экскурсовод:

комментатор:

Малая гостиная (фотография)

экскурсовод:

Кабинет (фотография)

комментатор:

экскурсовод:

чтец:

экскурсовод:

Ремингтонная (фотография)

учитель:

экскурсовод:

Комната под сводами (фотография)

комментатор:

Л.Н. Толстой в комнате под сводами (репродукция картины. Худ. И.Е. Репин)

экскурсовод:

Ш группа

экскурсовод:

комментатор:

Башни въезда в яснополянскую усадьбу (фотография)

экскурсовод:

Усадьба Ясная Поляна (фотография)

Большой пруд (фотография)

Прешпект (фотография)

чтец:

Средний пруд (фотография)

экскурсовод:

Клины (фотография)

Абрамцевская посадка (фотография)

Чепыж

(фотография)

чтец:

экскурсовод:

Лев Толстой на прогулке (фотография)

Березовая скамейка (фотография)

Могила писателя (фотография)

«Наш урок является заключительным этапом в изучении биографии Л.Н. Толстого. На прошлых занятиях вы познакомились с основными этапами жизни и творчества великого писателя. Сегодня мы проводим не просто урок, а отправляемся на экскурсию в родную усадьбу Л.Н. Толстого, о которой он говорил: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его». Определить значение этих слов, не зная, какое место занимала Ясная Поляна в жизни писателя, трудно, но мы попытаемся. Итак, отправляемся в путешествие по усадьбе».

«Мы приглашаем вас на экскурсию в Литературный музей. Но с начала хотим обратить ваше внимание на камень, оставшийся от фундамента дома, в котором родился Л.Н. Толстой. В этом доме было 42 комнаты. Здесь прошли детские годы писателя. Этот дом описан в трилогии «Детство. Отрочество. Юность.», в романе «Война и мир» — как дом Болконских в Лысых Горах».

» В комнате тихо; Только слышно бой часов с егерем. На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные… на третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки… Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени. Помню заслонку в печи, отдушин в этой заслонке и шум, который он производил, когда его поворачивали…

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинным ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне, за дорогой — стриженная липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетеный частокол; через аллею виден луг, с одной стороны которого гумно, а напротив лес, далеко в лесу видна избушка сторожа. Из окна направо видна часть террасы, на которой сиживали обыкновенно большие до обеда»

«Это флигель большого дома, в котором родился и провел детство писатель. Толстые называли его «домом Кузьминских», так как в течение четверти века летом в нем останавливалась с семьей сестра Софьи Андреевны Татьяна Андреевна. С 1895 по 1862 гг. в этом доме находилась школа, созданная Толстым для крестьянских детей. Лев Николаевич большое внимание уделял просвещению крестьян. В этой школе Толстой преподавал, составил «Азбуку» для детей, написал много детских рассказов.

«Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда меня уже не будет, что старик говорил вам добро. Прощайте, будет», — обращался писатель к детям».

«Некоторое время в этом доме жил сам Толстой. В наше время в нем находится Литературный музей писателя, в котором собраны богатые материалы о жизни и творчестве великого человека».

«Наша группа приглашает вас на экскурсию в бытовой музей писателя. Но сначала хотим представить вашему вниманию «дерево бедных». У дерева Толстой беседовал с крестьянами об их нуждах, сидя с ними на скамейке. Сюда в праздники приходили крестьяне из Ясной Поляны и пели любимые писателем песни».

Звучит фрагмент русской народной песни «Светит месяц…».

«Г. Данилевский писал: «У этого вяза обыкновенно собираются яснополянские и окрестные жители, имеющие надобность переговорить с графом о своих деревенских нуждах. Он охотно выходит сюда и беседует с ними, помогая им словом и делом. Не все, однако, соседи умеют, как слышно, ценить внимание и щедрость графа. Он невдали от своего двора посадил целую рощицу молодых елок. Елки поднялись почти в два человеческих роста, и немало утешали своего насадителя. Недавно граф вздумал пройти в поле полюбоваться своими елками, и возвратился сильно огорченный: более десятка его любимых, красивых елок оказались безжалостно вырубленными под корень и увезенными из рощи».1

«Сейчас старого вяза уже не существует, он погиб от старости. На его месте посажен молодой вяз, который напоминает «дерево бедных» Толстого.

Мы находимся у дома, в котором великий писатель прожил большую часть своей жизни и написал «Войну и мир», отдельные главы «Воскресения», повести, рассказы, статьи. Многих знаменитых людей принимал этот дом — И.А. Репина, В.Г. Короленко, И.И. Мечникова и других. В наше время в доме находится мемориальный музей писателя.

Давайте войдем в дом. Мы открываем дверь и попадаем в переднюю, уставленную шкафами с книгами. В доме была библиотека, которая насчитывала более 22000 томов

По узкой лестнице мимо старинных часов мы попадаем в большую гостиную, в которой принимали гостей — писателей, художников, музыкантов. Здесь бывали А.П. Чехов, М. Горький, Л. Андреев и другие. В зале стоит большой письменный стол, два круглых столика, за одним из которых собиралось старшее поколение дома Толстых, а за другим — молодежь, шахматный столик. За большим обеденным столом собиралась семья Толстых и гости. Здесь часто велись теплые беседы, гости делились столичными новостями, с интересом слушали Л.Н. Толстого. В период перехода на позиции патриархального крестьянства Толстой страстно осуждал господствующие классы, глубоко сочувствовал крестьянству».

«Толстой писал: «Очень странно мне садиться за наш обед с двенадцатью серебряными приборами, стоящими на столе, и разговорами о превосходстве той или иной музыки, об уместности и неуместности речи министра и члена Думы, о преимуществе гимназического воспитания перед институтским. Странно, и скучно, и возмутительно, и стыдно».

«В большой гостиной ставили любительские спектакли, устраивали елку, играли с детьми. Когда устраивалась елка для детей, на нее приглашались крестьянские ребятишки. Подарки им готовили дети Толстых. Иногда Лев Николаевич принимал участие в общих играх. Он был удивительным организатором детских забав».

«Бывало, мы сидели все в зале, только что уехали скучные гости — все притихли, — вдруг папа соскакивает со стула, поднимает к верху одну руку и стремглав бежит галопом вприпрыжку вокруг стола. Мы все летим за ним и так же, как он подпрыгиваем и машем руками. Обежим вокруг комнаты несколько раз и, запыхавшись, садимся опять на свои места совсем в другом настроении, оживленные и веселые;» — вспоминает Илья Львович Толстой».

«Рядом с большой гостиной расположена небольшая комната — малая гостиная. С этой комнатой у Льва Николаевича связаны теплые воспоминания детства. Здесь жила его милая тетушка — Татьяна Александровна Ергольская, заменившая детям рано умершую мать. В последствии в этой комнате жила Софья Андреевна, здесь она переписывала роман «Война и мир». Из малой гостиной мы проходим в кабинет Л.Н. Толстого. В этой небольшой комнате с полукруглым окном и балконом писатель работал последние восемь лет жизни. Обратим внимание на письменный стол из орехового дерева».

«Г. Данилевский писал: «Простой письменный стол графа, аршина в два длины и в аршин ширины, покрытый зеленым сукном. Мебель в кабинете — старинная и, очевидно, не только отцовская, но дедовская».

«На столе книги, брошюры, глыба зеленого стекла, присланная рабочими и служащими Мальцевского завода в связи с отлучением Толстого от церкви в 1901 г. на ней золотом выполнена надпись: «Вы разделили участь многих великих людей, идущих впереди своего века, глубокочтимый Лев Николаевич! И раньше их жгли на кострах, гноили в тюрьмах и ссылке. Пусть отлучают Вас как хотят и от чего хотят фарисеи «первосвященники». Русские люди всегда будут гордиться, считая вас своим великим, дорогим, любимым». У стола – маленькое, низкое кресло, в котором всегда сидел писатель, работая за столом. Рядом с письменным столом мы видим кожаный диван. Этот диван упоминается в романе «Война и мир».

«Через пять минут княжна из своей комнаты услыхала, что несут что-то тяжелое. Она высунулась — официанты несли для чего-то в спальню кожаный диван, стоявший в кабинете князя Андрея».*

«Пройдемте в «Ремингтонную». В этой комнате работали секретари Толстого — Н.Н. Гусев, позже В.Ф. Булгаков. Здесь разбиралась корреспонденция со всего земного шара. Толстой любил письма простых людей, на такие письма он отвечал сам».

«Для нас интересен факт переписки Толстого с первым якутским врачом Прокопием Нестеровичем Сокольниковым. Их знакомство произошло в Москве в 1899 г. Молодой врач бывал в доме у писателя. В своих письмах Сокольников рассказывал о быте и положении ссыльных в Якутии, состоянии медицинского обслуживания населения, уровень культурной жизни далекой окраины: «Признаться, в якутском улусе чересчур глухо, далеко от всего и полный недостаток в образованных людях. Я уже за бытность в России привык к русским людям и интеллигенции. Здесь меня поддерживает только сознание того, что я не лишний человек. Одиночество — вещь временами тягостная.»

«На первом этаже дома расположена «комната под сводами». Около двадцати лет оно служило писателю кабинетом. В этой комнате создавались «Война и мир», «Живой труп», первые наброски «Хаджи Мурата»

«Скульптор И.Я. Гинцбург писал о комнате: «…старинный подвал напоминал средневековую келью; сводчатый потолок, железные решетки в окнах, старинная мебель, кольца в потолке, коса, пила — все это имело какой-то таинственный вид. Толстой в белой блузе сидел, подняв ногу, на низеньком ящике, покрытом ковриком, напоминая в этой обстановке сказочного волшебника».

«На этом мы заканчиваем нашу экскурсию по мемориальному музею Л.Н. Толстого».

«Наша группа приглашает вас на прогулку по усадьбе Ясная Поляна».

«Из воспоминаний Г. Данилевского: «… тарантас, миновав поселок Ясной Поляны, повернул между двух сторожевых башенок влево и въехал в широкую аллею из красивых развесистых берез. На взгорье, в конце аллеи, обрисовалась графская усадьба».

«Давайте представим как выглядела усадьба в начале ХХ в. Крестьянские избы, крытые соломой, вдали господский дом. Это Ясная Поляна со стороны деревни. Виднеется дом Волконских. Мы проходим башенки и попадем в усадьбу. За башенками налево — Большой пруд. Зимой на замерзшем пруду Толстой и крестьянские дети катались на коньках. Мимо пруда, мы поднимаемся по аллее, носящей название «прешпект». Эта аллея упоминается в романе «Война и мир».

«… в девятом часу князь вышел гулять в своей бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке. Накануне выпал снег. Дорожка, по которой хаживал князь Николай Андреич в оранжереи, была расчищена, следы метлы виднелись на разметанном снегу, и лопата была воткнута в рыхлую насыпь снега, шедшую с обоих сторон дорожки. князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый.

- А проехать в санях можно? — спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего.

- Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел».

«Направо от «прешпекта» тянется парк, который делится на верхний и нижний. В нижнем парке есть «Средний пруд» с купальней. Верхний парк носит название «Клины» Название эта часть парка получила от того, что липовые аллеи разбиты на восемь треугольников, которые все сходятся в одном месте, образуя клины.

Л.Н. Толстой любил природу Ясной Поляны. Он слушал пение птиц, особенно соловья.

Звучит магнитофонная запись птичьего пения.

Он любил Абрамцевскую посадку, дубовую рощу «Чепыж», один из дубов которой описан в «Войне и мире».

«Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его…

- Да, здесь, был этот дуб, с которыми мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он?» – подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя — ничего не было видно. Сквозь жесткую столетнюю кору пробились без сучков сочные молодые листья, так, что верить нельзя было, что этот старик произвел их».

«Любил Толстой и засеку. Глухие леса Засеки были одним из тех мест куда любил уходить писатель на свои одинокие прогулки: девять-десять верст пешком были для него обычным делом до самого последнего года жизни.

Он любил отдыхать на березовой скамейке.

Мы возвращаемся в усадьбу и проходим к могиле Л.Н. Толстого. Могила писателя в Старом Заказе. Зеленый холмик, окруженный деревьями. Только птицы нарушают безмолвие.

Звучит запись пения птиц.