Урок литературы по теме Гоголь и театр

Открытый урок литературы в 8-а классе

Учитель: Мельникова О.Н.

Тема: «Гоголь и театр» (вводный урок при изучении пьесы «Ревизор»)

Цель: ввести учащихся в мир драмы Н.В.Гоголя (подготовить к восприятию

произведения)

Задачи: образовательные

познакомить с краткими биографическими сведениями из жизни Н.В.Гоголя; с историей замысла комедии;

познакомить с особенностями драматического произведения, конкретно с комедийным жанром.

закрепить знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, умение пользоваться ими

развивающие

развивать умение конспектировать, работать со словарём;

развивать речь учащихся, умение давать обоснованные ответы;

воспитывающие

воспитывать у ребят интерес к театру, чувство коллективизма, умение сотрудничать.

Оборудование: презентация, авторские видеоролики «Биографические сведения из жизни Н.В.Гоголя» и «История замысла комедии «Ревизор», отрывок из спектакля «Ревизор» БДТ, видеоролик «Ревизор» в театре Сатиры», «улыбки» для оценивания ответов уч-ся, толковые словари, листы для групп, учебник «Литература 8 класс», колокольчик, карточка-конспект для каждого учащегося.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг. момент

Три раза звенит колокольчик.

–А где подают три звонка?

Был ли кто-нибудь из вас в театре?

-В театре, перед представлением.

Ответы детей

II.Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация.

-Сегодня мы одним глазком заглянем в театр, а приоткроет нам занавес Н.В.Гоголь.

Тема урока: «Гоголь и театр».

Под музыку читаю эпиграфы к уроку (слайд1)

«Великая школа» и «великое дело» — сегодня и мы с вами приобщимся к этим понятиям.

Мы начинаем изучать пьесу Гоголя «Ревизор», познакомимся с биографическими сведениями из жизни писателя, исследуем жанр этого произведения.

-А как называется произведение, в котором звучит смех?

Поэтому символом нашего урока будет улыбка, или смайл, которым сейчас принято выражать эмоции при электронном общении (смайл прикрепляю на доску)

-Для чего нужно узнавать биографию автора перед изучением произведения?

Учащиеся записывают тему.

Комедия

Ответы детей.

III. Изучение нового материала

1.Индивидуальная работа

2.Актуализация изученного

3.Слово учителя.

-У вас на парте лежит карточка-конспект, которую вы заполните после просмотра видеосюжета.

Назовите известные вам произведения Н.В.Гоголя

Все думали, что Гоголь будет актёром. Но у него было большое желание писать для сцены. Он мечтал о комедии. Сегодня мы впервые познакомимся с крупным драматическим произведением классика русской литературы «Ревизор».

-Что означает это слово «ревизор»?

-Как же возник замысел этой комедии? Посмотрите видеосюжет и ответьте на этот вопрос.

Просмотр видеоролика.

Запись конспекта.

2 человека зачитывают получившийся конспект.

Уч-ся перечисляют названия.

Работа с толковым словарём. 1 ученик зачитывает толкование.

Просмотр видеоролика.

Ответы детей на вопрос: «Как же возник замысел комедии «Ревизор»?

4.Постановка проблемного вопроса.

5.Групповая работа со словарём терминов.

6. Работа с учебником.

7. Работа над подготовкой ответа-рассуждения по проблемному вопросу.

8. Знакомство с героями произведения.

IV. Закрепление изученного с самопроверкой.

V. Итоги работы

VI.Домашнее задание.

VII.Рефлексия.

Перед изучением драматического произведения давайте определимся с теоретическими понятиями. Вспомните, какие три рода литературы вам известны?

К какому роду относится жанр комедии?

Какие ещё жанры драмы вам известны?

Это всё пьесы.

А «Ревизор» — это пьеса? Можем ли мы аргументированно ответить на этот вопрос? (нет)





Поработаем с опорными понятиями. Предлагаю вам поработать в роли литературоведов со словарями.

1группа

2группа

3группа

4группа

Пьеса

комедия

Действие

явление

Реплика

ремарка

Афиша

Запишите определения пьеса, комедия в тетрадь.

-Действие пьесы развивается, проходя определённые ступени. Дайте определение понятий действие, явление.

Любая пьеса состоит из реплик и ремарок, за которыми скрыт автор.

Дайте толкование слов реплика, ремарка.

Толкование слова афиша.

-Откройте учебники на с.203. Прочитайте в группе статью «Предварительные замечания», подчеркните карандашом важные признаки пьесы.

Теперь пролистайте произведение, убедитесь, что понятия, над которыми вы работали, находят там своё отражение.

Итак, порассуждайте, является ли произведение «Ревизор» пьесой? Вспомним схему ответа-рассуждения.

-Как начнём ответ?

Эпиграфом к пьесе Н.В.Гоголь выбрал пословицу. Зачитайте её. Дома подумайте над смыслом.

Эта пьеса была написана в 19 веке, но популярна и в наши дни. Её ставят на сценах известных театров в Петербурге и Москве: БДТ, Современнике, театре Сатиры и др.

-Посмотрите видеосюжет, который доказывает мои слова.

Перед вами был театр Сатиры в Москве. Сколько народу идёт посмотреть «Ревизора»!

А что люди держали в руках и читали?

Константин Сергеевич Станиславский, русский театральный режиссёр, говорил, что театр начинается с вешалки, а Гоголь говорил – с афиши.

Прочитаем афишу на с.204.

25 действующих лиц не считая прочих эпизодических героев!

Познакомимся с некоторыми из них поближе!

-Сегодня на уроке вы узнали что-то новое, ранее неизвестное для вас? (Да)

-Проверим усвоенные знания с помощью теста.

1. Благодаря какому виду искусства открылся талант Н.В.Гоголя?

А) живопись

У) театр

О) архитектура

2. Как появился замысел комедии?

Б) однажды Гоголя приняли за

ревизора

В) сюжет был подсказан отцом

Гоголя

Л) сюжет подсказал А.С.Пушкин

3) В каком году была написана пьеса «Ревизор»?

И) 1809

Ы) 1835

Е) 1836

4) К какому роду литературы относится комедия?

Б) драма

Д) лирика

Т) эпос

5) На сцене какого театра была впервые поставлена пьеса «Ревизор»?

М) театр Сатиры

Н) Малый театр

К) Александринский театр

6)Закончите фразу Гоголя: «В «Ревизоре» я стремился собрать в кучу всё дурное в России и одним разом……

С) …рассказать об этом».

А) …посмеяться над всем».

В) … показать всё».

-Какой ответ в последнем задании? (Посмеяться над всем)

-Какое слово получилось? (улыбка)

Молодцы! У нас есть повод улыбнуться!

Оценивание работы учащихся.

Улыбайтесь чаще и не забывайте, что смех-великое дело, а «улыбка, говорил Н.В.Гоголь ,-верх искусства… иногда такая, что можно растаять от удовольствия, иногда такая, что увидите себя вдруг ниже травы и потупите голову, иногда такая, что почувствуете себя выше адмиралтейского шпиля…»

Пояснить смысл пословицы, взятой в качестве эпиграфа.

Прочитать 1 действие.

Доп. задание — подготовить доп. сведения из жизни Н.В.Гоголя.

-Выберите ваше настроение в конце урока из 3-х смайликов и зарисуйте его на общем листке группы.

(Если остаётся время, то можно пояснить своё настроение.)

Ответы детей.

Существует три литературных рода: эпос, лирика и драма. Жанр комедии относится с роду драмы, ещё к драме относится трагедия и драма в узком смысле этого слова.

Сразу доказать, что «Ревизор» — это пьеса, мы не можем, т.к. необходимо изучить особенности пьесы.

Учащиеся находят в словарях заданные группе понятия, выписывают их в тетрадь, от группы 1 человек зачитывает определения. Все записывают в тетрадь определение слов пьеса, комедия.

Выступает 1 группа

Выступает 2 группа.

Выступает 3 группа.

Выступает 4 группа.

Устная работа со статьёй учебника в группе.

Подготовка к устному ответу. 1 человек от группы отвечает, остальные могут дополнить.

Просмотр видеосюжета «Театр Сатиры»

Ответы детей.

Чтение афиши.

Просмотр видеосюжета «Отрывок из спектакля БДТ»

Учащиеся выписывают в тетрадь буквы правильных ответов. В результате у них в тетради должно получиться слово УЛЫБКА.

Запись домашнего задания.

Дети выбирают смайл, соответствующий настроение и рисуют его на общем листе группы, затем группа показывает общее настроение.