Урок литературы по теме АСПушкин Повесть Выстрел

Урок литературы по теме «А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел»

Цель: 1. Познакомить учащихся с повестью А. С. Пушкина «Выстрел»

2. Раскрыть проблему повести, выявить своеобразие повествования событий.

3. Организовать исследовательскую работу учащихся с текстом, развитие творческих способностей учащихся, умения выделять главное в художественном тексте, развитие навыков выразительного чтения.

4. Продолжить работу над воспитанием внимательного отношения к художественному слову.

Оборудование: Портрет А. С. Пушкина, выставка книг А. С. Пушкина, иллюстрации к произведению, мультимедийный проектор, кинофрагменты фильма по повести «Выстрел»

Запись на доске: « Я с восторгом, мною давно уже не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение.» Л. Н. Толстой.

Ход урока

I.Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наше знакомство с творчеством А. С. Пушкина и сегодня поговорим о повести «Выстрел»- это одно из произведений из цикла «Повести Белкина». Мы не просто ограничимся знакомством содержания повести, а попробуем выявить своеобразие произведения, раскрыть суть проблемы, описанной в повести и поговорим о характерах героев. Но прежде давайте прослушаем выступление об истории создания «Повестей Белкина».

1) Выступление заранее подготовленного ученика.

Осень 1830 года.А. С. Пушкин провёл в селе Болдино Нижегородской губернии. Из-за вспыхнувшей холеры он был вынужден задержаться здесь.

Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне»,- говорил он.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута- и стихи свободно потекут.

А. С. Пушкину пришлось прожить в Болдино три месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», « При во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, 2Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня- крестьянка».

«Материалом для них послужили в большинстве случаев некоторые предания. Воспоминания, житейские эпизоды, лично помеченные или бытовавшие в устной 9 а подчас и книжной) традиции» ( Гроссман Л. Пушкин: ЖЗЛ.-М. 1960.)

- Почему «Повести» были изданы анонимно?

2) Выступление заранее подготовленного учащегося.

- Авторство повестей было приписано вымышленному лицу- Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности.





Вместе с тем использование распространённого в ту пору приёма литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта.

- Кто же такой Иван Петрович Белкин?

3) Пересказ одного ученика вступления «От издателя».

II.Выявление первоначальных читательских впечатлений.

Беседа по вопросам:

-Кто является главным героем повести «Выстрел»?

-Кто рассказывает историю Сильвио?

-Прочитайте эпиграфы к повести, какова тема предстоящего повествования?

Иван Петрович Белкин от «недостатка воображения» записывал услышанные истории. «Выстрел» он услышал от подполковника И. Л. П. таким образом А. С. Пушкин хочет довести до читателей очень простую мысль: всё это было в жизни, всё достоверно. Но ситуации, в которые попали герои, книжные.

III. Просмотр кинофрагментов. Работа с текстом.

- Вы узнали Сильвио? Найдите в тексте детали, с помощью которых создан образ этого персонажа.

- Какой поступок Сильвио и почему не могли понять офицеры полка?

- Когда раскрылась тайна героя?

- За что Сильвио возненавидел нового товарища по полку?

- Кто виноват в состоявшейся дуэли?

Просмотр кинофрагмента (сцена дуэли Сильвио со своим обидчиком)

- Почему герой оставил выстрел за собой? Какой мыслью он был одержим? (подтвердите свои ответы эпизодами из текста)

- Рассказ разделяется на две части. Сильвио уехал в Москву, чтобы отомстить своему обидчику. (Просмотр кинофрагмента)

- Почему Сильвио сразу не воспользовался своим правом выстрела, а вновь предложил выстрелить графу?

- Ожидаема ли такая развязка повести?

- Могли бы вы представить себе, что Сильвио откажется от выстрела?

- Каким герой предстает в финале?

- Что победило в его душе?

IV. Итоги урока.

- Каков финал произведения?

- Жизнь многообразна, её повороты не укладываются в привычные рамки литературных сюжетов. Она вмешалась в судьбы героев и всё расставила по своим местам: молодой офицер дослужился до чина подполковника, вышел в отставку и сделался помещиком средней руки, граф научился ценить семейное счастье, дуэлист Сильвио умер как герои.

- Как вы думаете, эти события действительно реальны?

Всё-таки А.С. Пушкин настаивает на том, что события эти реальны и если так, то оказывается, что интересна сама жизнь. Жизнь интереснее вымысла. А где же сам Пушкин, его точка зрения? Она в авторской иронии. Которой пронизан весь текст: « Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей. Помещики и их дворовые люди толкуют о том месяца два прежде и года три спустя.» Такая система рассказчиков помогает автору представить события с разных точек зрения и помогает читателю увидеть изображённое событие с самых разных сторон, что вовлекает читателя в свободную и весёлую поэтическую игру, заставляет получить удовольствие от чтения этих историй, свободных от нравоучений.

V. Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению. Прочитать рассказы А.С. Пушкина «Повести Белкина», подготовить пересказ одного рассказа на выбор.