Урок литературы по технологии РКМЧП Л Н Толстой личность судьба творчество Знакомство

План-конспект урока литературы в 8 классе

Тема урока: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. Знакомство с содержанием и героями рассказа «После бала».

Цель: расширить знания учеников о биографии писателя, ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала» и его героями.

Задачи:

- выявить первоначальное восприятие прочитанного рассказа;

- развивать умение анализировать образы – персонажи с учетом авторской позиции, сопоставлять и делать выводы; развивать монологическую речь;

- прививать интерес и любовь к литературе; жизни и творчеству Л. Н. Толстого.

Урок построен по технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).

Этапы урока

азы РКМЧП)

Ход урока

Приемы

РКМЧП

Фаза

вызова

Фаза осмыс-ления

Фаза рефлексии

I. Оргмомент.

II. 1. Рассказ о писателе по ключевым словам.

По «ключевым словам» биографии и творчества писателя догадайтесь, о каком писателе нам предстоит говорить на двух уроках?

На доске слова: Ясная Поляна, «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство», школы и книги для крестьянских детей, дневники, «После бала», самосовершенствование, мечта о «зелёной палочке».

( Учащиеся называют имя Л. Н. Толстого, известные им сведения из биографии и творчества писателя).

2. Учащиеся формулируют цели урока.

II. Новый материал.

Чтение статьи учебника литературы

стр. 105-106 (Литература. 8 класс, авт.-сост. Г.С.Меркин.) методом «Инсерт»

Прочитайте статью в учебнике с карандашом в руке. Отметьте значками в тексте нужную информацию:

V – Я это уже знал.

+ — Это новое.

— — С этим я не согласен, думал иначе. ? – А здесь я не понял и у меня есть вопросы.

После работы с текстом занесите краткие записи в маркировочную таблицу:

V

+

-

?

Работа с вопросами(?).

Коллективное обсуждение информации.

2. Кластер

3. Время написания и жанр рассказа «После бала».

- Что такое рассказ? Докажите, что «После бала» — рассказ.

- Когда был написан рассказ и какое время изобразил писатель? (40-годы XIX в., годы николаевской реакции)

Заранее подготовленный ученик делает сообщение об истории создания рассказа, его первоначальном названии.

4. Проверка знания текста произведения.

Опрос методом «Верные и неверные вопросы»

- Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).

- Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).





- Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы)).

- Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).

- Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)

- Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).

- В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).

- После бала рассказчик не мог уснуть (да).

- Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)

- Татарин кричал: «Помогите!» (да)

- Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)

- И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).

5. Вопрос учащимся:

- Вы помните, что сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему изменено название рассказа?

(«Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- — говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала»).

- Какие события описаны в рассказе?

(Два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата после бала).

4. 1. Беседа по содержанию рассказа.

Вопросы:

- О чем идет разговор в начале повествования?

(О том, что хорошо, что дурно, об обстоятельствах жизни).

2. Чтение фрагментов рассказа со стопами.

I. Фрагмент. «Красавец так красавец… не чувствовал своего тела».

Вопрос: Как рассказчик изображает Вареньку Б.?

II. Фрагмент. «Отец Вареньки был очень красивый…Я сказал, что не я её кавалер».

Вопрос: Как вы оцениваете поведение отца Вареньки на балу?

III. Фрагмент. «С бала я уехал в пятом часу …Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять всё и вскочил»

Вопрос: Выше отношение к полковнику Б. после бала.

6. Заполнение таблицы (работа с текстом).

Иван Васильевич

Варенька Б.

Полковник Б.

На балу

После

бала

- Пользуясь материалом таблицы, охарактеризуйте героев (Образы рассказчика, Вареньки Б., полковника Б.).

- Почему в таблице в графе «После бала» ничего нет о Вареньке Б.?

- По какому принципу рисует автор картины бала и после бала? Каковы средства изображения?

- Что дает писателю принцип антитезы?

III. Подведение итогов урока.

Составление синквейна.

- Какие открытия вам удалось сделать на сегодняшнем уроке? Что было особенно важным?

- Что взяли для себя с этого урока?

IV. Домашнее задание.

1. Подготовить краткий пересказ эпизода наказания солдата.

2. Рассказать о полковнике Б. глазами Вареньки, глазами наказываемого татарина (по группам).

3. Подумать об идейном содержании рассказа.

«Ключевые слова»

«Инсерт»

Кластер

«Проблемный вопрос»

«Верные и неверные вопросы»

Проблемный вопрос

«Тонкие вопросы»

Чтение со стопами

Самостоятельная работа с таблицей

«Толстые» и «тонкие» вопросы

Синквейн.