Урок литературы по стихотворению НА Некрасова Железная дорога

262-859-882

Открытый урок литературы в 6 классе.

Тема «Вот они – нашей дороги строители!». Власть и народ в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»

Цели: показать отношение Некрасова к людям труда и их угнетателям; помочь обучающимся представить картины и людей, в них изображенных; обучать выразительному чтению стихотворения; развивать умение находить художественные средства выразительности; развивать речь, воображение.

Ход урока

Орг. Момент

Слайд 1

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но это не простое путешествие. Мы поедем по Николаевской железной дороге. (СЛАЙД 2). Представьте, что вы дамы и господа XIX века. 1851 год. Только что запущена новая железнодорожная ветка Москва-Санкт-Петербург. Перед поездкой вам необходимо приобрести билеты. СЛАЙД 3 (1 щелчок – 1 предложение).

-Где прошло детство Н.А. Некрасова? (В деревне Грешнево)

-В каком заведении учился Некрасов до 5-го класса? (В Ярославской гимназии)

-Почему Некрасов так глубоко понимает страдания бедных людей? (Во время учебы в университете писатель терпел нужду и жил впроголодь).

Ну вот, билеты куплены. СЛАЙД. Занимайте свои места!

СЛАЙД. В дорогу.

СЛАЙД. Вы сидите в купе, наслаждаетесь отдыхом. Но вдруг слышите следующий разговор. Мальчик Ваня в кучерском армячке спрашивает (1 ученик): «Папаша! Кто строил эту дорогу?». Папаша, в пальто на красной подкладке, отвечает (2 ученик): «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!».

Кто же такой граф Клейнмихель, который, по мнению генерала, строил эту железную дорогу? СЛАЙД.

Ученик. Петр Андреевич Клейнмихель – царский министр, начальник строительства железной дороги между Петербургом и Москвой.

Верно. Но этот разговор между отцом и сыном вам почему-то не дает покоя. Вы едете и смотрите в окно вагона. Что же вы видите? СЛАЙД. Подготовленный ученик читает наизусть первую главу. (Слайды синхронно листаются, необходимо остановиться на слайде с водоемом).

-Какую картину вы видите за окном?

-Какие средства выразительности помогают насытить эту картину красками? (Эпитеты)

Верно. СЛАЙД. Эпитеты: славная, здоровый, ядреный, усталые, студеной, мягкой, желты, свежи, морозные, тихие, лунным.

(Сравнения)

СЛАЙД. Сравнения: как тающий сахар, как в мягкой постели, как ковер.

Хорошо. Мы видим, что в природе все хорошо, царит гармония.

-Как автор описывает это состояние? Найдите в тексте. («Нет безобразья в природе!»). СЛАЙД.

Но если в природе нет безобразья, то где оно есть? (В жизни, в мире людей).

Именно. В жизни и царит это безобразье. Об этом вы думаете после услышанного разговора. Поэтому вам сразу же захотелось рассказать, что настоящим строителем этой железной дороги является не граф Клейнмихель.

На самом деле у этой дороги не 1 строитель. Их было очень много. Но кто же привел, или «пригнал» сюда людей? Чтение первых строф 2 главы.

СЛАЙД.

СЛАЙД.

СЛАЙД (до картины К.А. Савицкого).

-Кто является истинным строителем железной дороги? (Крестьяне, народ)

-Почему массы народные оказались здесь, на строительстве? (Голод заставил людей отправиться на заработки. Люди искали лучшей жизни)

Действительно, бедняки искали условий, которые помогут им выжить. А в итоге, что они обрели? («К жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе»)

Многие искали лучшей жизни, но нашли лишь смерть. Столько людей погибло здесь, столько могил находится под этими рельсами, по которым мы едем, что становится невообразимо страшно! Чудовищная картина стоит перед глазами!

Посмотрите на слайд. Это репродукция картины К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге», написанная в 1874 году. Обратите внимание на рабочих.

-Как они выглядят? Как одеты?





-Каким трудом они занимаются? Какая у них работа? (Трудная, тяжелая, изнурительная, сложная, нелегкая, мучительная)

-Что в картине передает состояние рабочих?

-Какие чувства у вас вызывает эта картина?

Тяжелые мысли не дают покоя, но все-таки постепенно мы засыпаем под стук колес. Мы спим. СЛАЙД. Колеса стучат, поезд мчится. Но… что это?

Трое подготовленных учеников читают эпизод появления мертвецов. СЛАЙД. Хор мертвецов.

-Вам было страшно?

-Каких людей вы нарисовали в своем воображении?

-Для чего они явились? (Открыть правду, искоренить несправедливость).

Рабочий люд явился не для того, чтобы отомстить, проклясть обидчиков. Они явились для того, чтобы напомнить о себе.

-В каких словах звучит просьба о памяти? («Братья! Вы наши плоды пожинаете…»)

-Что подчеркивается словом «братья»? (Равенство бедных и богатых).

Верно. Все равны. Все мы – люди, поэтому у нас одинаковые права. А самое главное – право на жизнь. Гибель народа выглядит здесь как убийство. Это ужасно.

Посмотрите, как испугался Ваня. Стоит ли ему бояться? Взгляните вместе с ним на одного из строителей – это белорус. Как он выглядит? Чтение описания белоруса. СЛАЙД.

Вот он – один из тех, кто погиб на строительстве. Для чего подробно описан рабочий? (Чтобы на конкретном человеке показать общее состояние всех рабочих).

Давайте теперь выясним, какова главная мысль 2 главы? Чтение учеником последних строф 2 главы.

СЛАЙД. СЛАЙД. (Остановиться на словах «Вынесет все…»).

-На что надеется автор-рассказчик? (На то, что народ станет свободным, ведь он столько уже пережил, но переживет еще больше, только ни Ваня, ни герой не увидят этого).

НО… ваши раздумья прерывает резкий звук свистка. СЛАЙД.

Сон развеялся, мертвецы исчезли. И тут Ваня говорит отцу. СЛАЙД. («Русских племен и пород…»).

СЛАЙД. Захохотал генерал.

-Почему генерал посмеялся над словами Вани? (Он не верит в то, что народ – истинный строитель железной дороги).

Генерал не признает этой правды. Вот что он на это говорит. Чтение учеником слов генерала.

Сколько дивных красот повидал генерал в Италии, в Вене, но в душе его нет поэзии. Автор – рассказчик видит прекрасные черты народа-творца, несмотря на его уродливый облик, а генерал видит только внешнее.

Для него народ СЛАЙД. «Варвары, дикое скопище пьяниц». Нет не тронет его сердца ни славная осень, ни труженики-мужики, ценой героического труда проложившие дорогу среди бесплодных дебрей. Для него эти картины – зрелище смерти, печали, которое не должно тревожить сердце ребенка.

Давайте лучше обратимся к так называемой «светлой стороне» происходящего.

Чтение 4 главы учениками.

В чем же проявляется эта «светлая сторона»? СЛАЙД. (Каждый из строителей не получил денег за свою работу, вместо этого рабочим бочку вина и простили долги).

Верно ли то, что картина «отрадная»? (НЕТ).

СЛАЙД. Какое из этих слов более всего подходит для определения интонации? (ИРОНИЯ).

СЛАЙД.

Ирония – тонкая, затаенная насмешка, употребление слова в обратном, противоположном его значении.

Как вы думаете, почему рабочие так обрадовались вознаграждению, да еще и впряглись вместо лошадей? (Народ еще малограмотный, он ничего не понимает, еще верит в то, что с ним честны).

ВЫВОД. Так что же хотел сказать Некрасов?

СЛАЙД. Авторская мысль: народу надо помочь, если он не в силах сделать это сам.

СЛАЙД. Некрасов везде видел людские страдания и слезы, несправедливость и жестокость по отношению к народу.

Вот, что хотел сказать своим стихотворением поэт. Ну а мы с вами прибыли на Николаевский железнодорожный вокзал. СЛАЙД. Посмотрите, каким он был в XIX веке, и какой он сейчас.

СЛАЙД. Наше путешествие закончено. Спасибо, что выбрали именно этот маршрут.

Д/З. Выучить первую главу. Прочитать поэму «Дедушка»