Урок литературы по стихотворению АС Пушкина Няне

Автор: Леонтьева Лариса Вячеславовна

Образовательное учреждение: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Чамча» Ленского района Республики Саха (Я)

Предмет: литература, урок изучения нового материала, применения знаний и умений с элементами коммуникативного обучения

Тема урока: Поэтический образ няни (по стихотворению А.С. Пушкина «Няне»), (1 урок – 45 минут)

Класс: 5 (пятый)

Технологии: Адаптивная система обучения с использованием информационных технологий

Аннотация: Основной метод, применяемый на уроке изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемно-развивающий. Используемые формы обучения – фронтальная, индивидуальная. Адаптивная система обучения с использованием информационных технологий   предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала; способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п., повышает мотивацию учения, способствует развитию у учащихся продуктивных, творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей.

Используется мультимедийный проектор и компьютер.

Большая доля времени на занятии отводится наблюдениям учащихся за логикой пj’оэтической мысли, мастерством художника. Основная дидактическая функция такого рода работы – обеспечить овладение приёмами анализа и навыками интерпретации художественного текста, способствующих вдумчивому, творческому чтению, адекватному диалогической природе литературного произведения. Педагогическое руководство учебной и познавательной деятельностью школьников строится так, чтобы ведущее значение приобрело слово писателя, именно в нем учащиеся должны почувствовать и воспитательную, и образовательную силу.

Дидактическая цель: создать условия для применения ранее усвоенных знаний по теории литературы в новых практических условиях

Цели по содержанию:

Образовательная: продолжить изучение жизни и творчества великого русского поэта А.С. Пушкина, познакомить с жизнью няни Арины Родионовны, рассмотреть, какую роль она играла в жизни поэта; обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения

Развивающая: развивать у учащихся умение формулировать и высказывать собственное мнение, активизация творческих способностей учащихся, развитие умений выразительного чтения и анализа лирического текста; совершенствование умений работы с источниками знаний.

Воспитательная: вовлечение в активную деятельность; формирование культуры, гуманных качеств личности учащихся; воспитание любви к литературе.

Форма урока: урок-практикум

Методы проведения урока: информационный, репродуктивный, частично-поисковый.

Методические приемы: беседа, выступление учащихся, создание проблемной ситуации.

Средства обучения и контроля: текст стихотворения, рабочие тетради, таблица для заполнения

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация, аудиозапись

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.И.С.АксаковРечь на открытии памятника Пушкину в Москве в1880 году

Ход урока:

Организационный момент

Приветствие

Постановка цели и задач урока

Актуализация знаний и умений

Актуализация знаний прошлых уроков проходит в виде самостоятельной работы.

Тест по биографии А.С. пушкина

Первичное усвоение материала.

- Продолжаем уроки по изучению жизни и творчества великого русского поэта А.С. Пушкина. На предыдущих занятиях мы с вами говорили о поэме «Руслан и Людмила». Сегодня мы погружаемся в мир лирики поэта. Посмотрите на слайд презентации и подумайте, о ком мы будем говорить? (Приложение 1)

- Итак, няня! Cегодня мы будем говорить о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. В одном из лицейских стихотворений «Сон» Пушкин вспоминает о своей няне, называя ее «мамушкой». С детских лет мы с вами знаем о трогательной любви поэта к простой безграмотной крестьянке

Ах, умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье

Она, духов молитвой уклоняя,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы. . .

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Эти сказки няни пробуждали в мальчике творческую фантазию.

Терялся я в порывах сладких дум;

В глуши лесной, средь Муромских пустыней

Встречал лихих Полканов и Добрыней,

И в вымыслах носился юный ум.

И если тему матери поэт обходит молчанием, то няне посвящает стихи: «Зимний вечер», «Няне», упоминает о ней в стихотворении «Вновь я посетил…».

Давайте вспомним, что мы знаем о няне великого поэта?

- Сегодня на уроке мы кратко познакомимся с биографией Арины Родионовны, попытаемся понять роль этой женщины в жизни поэта.

Показ презентации (Приложение 1)

Одиннадцать лет они жили душа в душу. «Томленье сна на очи упадало», и проплывали пред спящим мальчиком невиданные царства-государства, колдуны, избушки на курьих ножках…От ужаса замрёт, не шелохнётся, едва дышит, не чувствуя ни рук ни ног. Этот момент и запечатлел художник В.Кузнецов на картине «Пушкин слушает сказки няни». Именно она знакомила его с чистой русской речью.Любовь к Арине Родионовне, зародившаяся в детстве, окрепла в трудные и горькие дни его заточения в селе Михайловском. В письме из своей северной ссылки Пушкин писал брату Льву: «После обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно…». Эти строки говорят о той огромной роли, которую играла в то время для Пушкина его няня.

Для Пушкина Арина Родионовна была не просто доброй заботливой няней и талантливой сказочницей. Она была для него близким другом. Она была его первой слушательницей и критиком в годы ссылки. На рисунках мы видим А.С.Пушкина за работой или за чтением няне своих стихов.

А как любила Арина Родионовна друзей Пушкина! Светлой, доброй, любящей осталась няня в памяти его друзей. По свидетельству современников, Пушкин был необыкновенно чуток к малейшему проявлению доброго чувства по отношению к нему. Вот как в 1859 году ответил михайловский кучер Петр на вопрос литератора Тимофеева о том, любил ли Пушкин свою няню: «Арину — то Родионовну? Как же еще любил — то, она у него тут вот и жила. И он все с ней коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «Здорова ли, мама, — он ее все мама называл. А она ему, бывало, этак нараспев: «Батюшка ты, за что ты меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?» «Разумеется ты мне мать: не та мать, что родила, а та, что своим молоком вскормила».

Анализ стихотворения «Няне»

Навеки запечатлел свою матушку в стихотворении «Няне». (На фоне музыки Г.Свиридова читается стихотворение)

Это стихотворение не завершено. Оно обрывается на щемящей душу ноте – «то чудится тебе…»Что же могло почудиться Арине Родионовне?Может быть, новая встреча со своим любимцем. В послании «Няне» всего 12 строк, я бы назвала её хвалебной песнью всем няням, бабушкам, мамам. В ней любовь к тем, кто дал нам жизнь и вынянчил нас. (Звучит « Романс» из музыки к «Метели»).

Это стихотворение А.С. Пушкина знакомо вам ещё по начальной школе.

- Как вы думаете, почему мы вновь обращаемся к нему? ( Мы повзрослели, поэтому поймем уже знакомое нам стихотворение по-новому).

- Сегодня мы должны будем проникнуть в чувства героя лирического произведения, который так и называется –лирический герой.

Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое. Оно пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы. Мы видим, что поэту важно все в жизни няни: и как она горюет под окном светлицы, и как высохла, «наморщилась» кожа у нее на руках, и как глядит она в «забытые вороты».Поэт употребляет ласковые обращения:

Подруга дней моих суровых,Голубка дряхлая моя!





Однако отношение поэта к няне выражено не только в словах, но и в самом строе предложений, в музыкальности стиха.Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки.)Этими чувствами поэт наделяет лирического героя. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия. Лирический герой не может быть рядом с ней и обращается к ней мысленно. Поэтому жанр стихотворения – послание.

В лирическом произведении и жанр, и композиция– все способствуют выражению настроения. А что такое композиция? (Приложение 2, слайд 2)1 часть – обращение лирического героя к няне. Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. В 3 части герой мысленно возвращается туда. 4 часть – беспокойство.

Как же, с помощью, каких средств художественной выразительности переданы в стихотворении чувства?

— Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни? Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную, размеренную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота: а вдруг в них покажется знакомый силуэт?Как вы понимаете следующие слова и выражения…? Поэт побуждает нас вдумываться в каждое выражение.(Приложение 2, слайд 3)

«Подруга дней моих суровых» — в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.«Давно-давно ты ждешь меня…»— воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице.«Горюешь будто на часах» — выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу.«Глядишь в забытые вороты» — ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. Няня глядит на них, словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет. В вороты — устаревшая форма предложного падежа существительного ворота.«Тоска, предчувствия, заботы, Теснят твою всечасно грудь» — переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.- Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца?

Ощущение напряженного ожидания няней своего питомца передают такие художественные средства:— сравнение: «горюешь, будто на часах»;— эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»;— метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь…»;— противопоставление (антитеза): светлый — черный («ты под окном своей светлицы» — «на черный отдаленный путь»).

- Перечитайте два первых стиха произведения. Почему поэт, не называя няню по имени, обращается к ней два раза?

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

А.С.Пушкин назвал свое стихотворение “Няне”, подчеркнув тем самым свое бережно-детское отношение к дорогому человеку. Двойным обращением к няне вводится мотив взаимного доверия, понимания и поддержки близких друг другу людей. Эта близость подчеркивается повторением слов моих, моя. Поэт не называет няню по имени, потому что она для него больше, чем конкретный человек, она — особый мир, мир детства — радостный, добрый, сказочно-таинственный.

- Определите лексическое значение слова дряхлая в обыденной речи. (*Приложение 2, слайд 4)

Дряхлая:

Все слова негативны, с оценочным значением

- старая, дырявая (одежда);

- старая, ветхая, покосившаяся (изба);

- сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).

Определите лексическое значение слова голубка. Когда вы как читатель встречались с этим словом?

Голубка:

- особь женского рода в стае голубей (прямое значение);

- так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек — непорочных, кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);

- голубь — символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия).

В переносном смысле слово выражает положительную оценку

- Совместимы ли по значению слова голубка и дряхлая и почему?

Несовместимость определяется противоположностью лексических значений слов.

- Почему поэт соединил несоединимое? Какое новое значение появилось у словосочетания в целом?

В стихотворении А.С.Пушкина “голубка дряхлая моя” — единый, неделимый поэтический образ (оксюморон). Каждое из слов потеряло свое самостоятельное значение. Новое, необычное сочетание слов помогает читателю представить художественный образ пожилой женщины как светлый, милый сердцу поэта, не омраченный годами и заботами.

Найдите детали, изображающие место, где живет няня (художественное пространство). Как они передают состояние няни?

Няня где-то далеко, “одна в глуши лесов сосновых”. К ней никто не приезжает, не приходит (“забытые вороты”), она сама никуда не выезжает, поэтому все, что за пределами дома, кажется ей неведомым, страшным (“черный… путь”). Мотив одиночества подчеркнут метафорами и гиперболами.

Найдите слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия), обозначающие время (художественное время). Постройте цепочку из этих слов. Какое настроение у вас возникло по прочтении их?

Мотив времени вводится антитезой названия стихотворения — “Няне” (воспоминание светлого детства) — и словами “голубка дряхлая” (возвращение в день сегодняшний). Он развивается далее в повторе слова “давно”, сравнении “будто на часах”, метафоре “забытые вороты”, в замедленном действии “медлят поминутно спицы”. Возникает настроение грусти, печали, в сердце рождается сострадание к одинокой женщине, сожаление о разлуке поэта с нею.

- Почему автор не разделил стихотворение на четверостишия?

По жанру это послание, прямое обращение поэта к адресату — няне.

Здесь нет посредника между поэтом и читателем — лирического героя; мы слышим голос самого поэта.

А.С. Пушкин не делит на строфы стихотворение, для того чтобы приблизиться к простой, разговорной форме общения с близким человеком. Чувства льются из души поэта, они личностны, глубоко интимны. Читатель как бы присутствует при этом разговоре случайно.

- А теперь прочитайте это стихотворение про себя и выделите карандашом образы, встречающиеся здесь, и их характеристики.(Приложение 2, слайд 5)

Образы

Характеристика

Вывод

Дни

“дней суровых” (эпитет)

Жизнь ЛГ была тяжелой.Это стихотворение было написано поэтом в ссылке.

Няня – “голубка” (метафора)

“дряхлая моя” (эпитет)“наморщенных руках”

Образ няни ассоциируется у ЛГ с образом голубки, а голубь – это птица дружбы, любви, надежды. Значит, ЛГ греет любовь к няне. Она навсегда в его сердце.

Няня

“горюешь” (“в глуши лесов”)“тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь”

Мы видим еще один образ няни, которая находится далеко от ЛГ, но также страдает от разлуки.

Дорога

“черный отдаленный путь”

Сердце ЛГ, которое греет воспоминание о “подруге дней”, и реальный образ няни в “глуши лесов” соединяются длинной дорогой испытаний, которые герои должны преодолеть.

Итог урока.

В целом поэт в стихотворении “Няне” создал художественный образ, близкий к фольклору.

Мотив разлуки и ожидания встречи, пронизывающий стихотворение, подчеркивает силу любви и благодарности поэта к няне. Арина Родионовна стала символом доброты и мудрости, олицетворяя в своем образе душу бабушек и нянь, сумевших передать своим воспитанникам всю любовь и нежность, развить их пытливый ум и воспитать у них любовь к своей земле и своему народу.Благодаря А.С.Пушкину, имя Арины Родионовны стало известно всему миру. Но, почти у каждого человека была в детстве своя «няня» — бабушка, которая отдавала ему всю свою любовь, заботу и знания. Благодаря этой любви многие состоялись как люди любящие свое дело, свою семью, свою родину.? Наша бабушка, близкий и родной человек, которая постоянно рядом, поддержит в трудную минуту, позаботится, обогреет теплом и лаской.

Подведём итог уроку. Что же нового вы узнали? Познакомились со стихотворением «Няне», повторили и узнали новые средства художественной выразительности, много нового узнали о няне Пушкина, теперь мы знаем, кто и как помог поэту войти в волшебный мир сказки и сочинить в стихах такие прекрасные произведения.

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение Пушкина.

Написать мини-сочинение на тему «Какую роль играет бабушка в моей жизни?»