Урок литературы Песни военного времени

МБОУ «СОШ с.Максимовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области»

Открытый урок литературы в 11 классе

Тема: «Поэзия в военной песне»

Подзаголовок «Журавли нашей памяти»

Учитель Теплова Г.В.

Цели и задачи:

Дать обзор поэзии времён ВОВ.

Сформировать представление о поэзии военного времени и её характерных чертах.

Развивать навыки работы с текстом, навыки связной выразительной речи.

Воспитывать патриотизм, интерес к истории и культуре своей страны, своей семьи.

Ожидаемые результаты:

Вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников.

Желание выразить отношение к войне, подвигу русского солдата, русского народа в годы ВОВ.

Формы и методы реализации поставленных задач:

Устный журнал

Развивать навыки работы с текстом

Навыки связной речи

Умение слушать

Делать записи, выводы.

Оборудование:

Презентация

Иллюстрации

Видеозапись песни «Огонёк»

Подборка книг о ВОВ.

Приложение

Литература:

Антология художественных произведений о ВОВ: в 12 т. «Венок славы», — Т.1-5, — М., 1987.

Смирнов В. По следам времени. – Волгоград, 1996.

Поэзия ВОВ. – М., «Книга», 1988.

Урок: литература 11 класс.

Тема: «Поэзия в песнях военных лет» («Журавли нашей памяти»)

Тип урока: интегрированный урок.

Форма проведения – устный журнал.

ХОД УРОКА:

Слайд 1.

1.Объявление темы и постановка целей.

Поэзия военного времени, лирика, нашедшая отражение в фронтовой песне – вот тема нашего урока. Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, вселяла веру и надежду.

— Какими были эти люди? Что переживали? Что давало им сил? Постараемся ответить на эти вопросы в ходе урока.

Слайд 2.

Эпиграф:

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Р.Гамзатов.

Слайд 3. 1941-1945

Грянул год, пришёл черёд,

Ныне мы в ответе,

За Россию, за народ

И за всё на свете.

А.Твардовский.

Слайд 4.

В годы испытаний 1215 писателей ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.

2.Опрос по Д/З

Обзор поэзии военных лет.

Ионова Ульяна

«Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны»,- заметил Алексей Сурков в одном из своих публичных выступлений во время войны, и был совершенно прав. Стихи публиковались в центральной и фронтовой печати, транслировать по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных эстрад на фронте и в тылу.

Слайд 5.

Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 гг. Гром, грянувший 22 июня, сместил ось лирической поэзии, изменил поэтический угол зрения на войну. «Да, война не такая, какой мы писали её,-это горькая штука»,-признается Константин Симонов.

Слайд 6.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе народа-вот основные мотивы, вокруг которых бьется теперь поэтическая мысль.

Слайд 7.

Поэзия 1941-1945гг. необыкновенно быстро нашла свое место в строю и широко и полно отразила сложное и многогранное отношение народа к войне. В стихах Николая Тихонова, Алексеева Суркова, Михаила Исаковского, Александра Твардовского, Николая Асеева, Александра Прокофьева, Дмитрия Кедрина, Сергея Щипачева, Ильи Сельвинского и других поэтов слышится и тревога за Отечество, и беспощадная ненависть к агрессорам, и горечь невозвратимых утрат, и отчетливое осознание жестокости войны…

(наизусть___Кредер Кристина «Ах, война, что ж ты подлая сделала?»)

Слайд 8. Беспалов Иван





Своеобразную и углубленную разработку получает тема Родины, родной земли, нации, народа. В довоенной лирике Родина трактовалась в революционном плане. В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение в поэзии. Количество абстрактных и риторических стихов на патриотические темы пошло на убыль. Появились проникновенные стихи о Москве ( А. Сурков, В. Гусев ), о Ленинграде ( Н. Тихонов, О. Берггольц, А. Прокофьев, В. Инбер ), о Смоленщине ( М. Исаковский ) и т.д.

Слайд 9.

Поэты пристально вглядываются в лицо родной земли, пишут о деревенских просёлках, зябком осиннике, о незатейливых крестах русских могил (стихи А.Сурикова, А. Прокофьева, А.Твардовского, К.Симонова и др.)

Слайд 10.

Видоизменился в лирике военных лет характер лирического героя. Он стал более земным, близким. В стихах А.Твардовского «За Вязьмой», «Две строчки»; А Прокофьева «Товарищ, ты не видел…», «Мама»; К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», С.Щипачёва «Опять весна над русскими полями», «Партизанка» — конкретные, личные чувства и переживания несли общенародное значение.

Звучит наизусть стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины».

Слайд 11.

В лирике военных лет можно выделить три группы стихов: собственно лирические (ода, элегия, песня), сатирические (надписи к карикатурам, басни», лиро-эпические (баллады, поэмы)

Слайд 12.

Получили развитие жанры стихотворного эпоса:

Эпические миниатюры, поэмы, баллады. Особое значение имела поэма – самый универсальный жанр.

Слайд 13.

За 4 неполных года было создано столько значительных сюжетных поэм: В.Инбер «Пулковский меридиан», М.Алигер «Зоя», О Берггольц «Февральский дневник», А.Твардовский «Василий Тёркин» и другие.

Наизусть стихотворение «Жди меня» читает Трусова Света.

Таким образом, поэзия – самый оперативный, самый популярный жанр военных лет.

3. Работа по новой теме.

Слайд 14. – значение военной песни.

«Песня вместе с Отчизной пошла в бой. Она вставала в строй – ближе к запевалам. По трудным горестным дорогам войны прошла прошла с героями песня. Облетев многие зарубежные страны. Она вместе с победителями возвратилась домой — к родным, близким, к созидательному труду».

«Когда грохочут пушки, молчат музы», — гласит стариный афоризм. Но в годы ВОВ голоса муз перекрывали грохот пушек. Так прежде всего звучали стихи военных лет, доходившие до сердца читателей.

Слайд 15.

Военная песня. В. Лебедев-кумач «Священная война»

Выступление ученика об истории и судьбе песни. (см.приложение1)

Слайд 16.

М.Исаковский – песня «Огонёк» — рассказ учителя.

Слайд 17.

А.Сурков – песня «Землянка»

Выступление ученика об истории песни. (см.приложение 1)

Слайд 18.

Песня «Смуглянка» — слушание и выступление (см.приложение 1)

Слайд 19.

«Катюша» — сообщение ученика (см.приложение)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ЭТАПА ПО ВОПРОСАМ:

— Чем могла помочь песни родным и близким солдат ?

— Какое место они занимают в культуре России?

— Какие нравственные уроки мы в них нахдим?

4. Практическая работа.

Языковые особенности военной поэзии.

Бытует мнение, что стихи. Песни военной поры бедны с точки зрения языка. Давайте докажем обратное.

Задание:

Заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности или приводя примеры указанных средств (пустые клетки в шахматном порядке).

Вывод: Тексты военных стихов и песен богаты художественными средствами.

5. Заключительный этап.

Поэзия времён ВОВ – оперативный, доходящий до самого сердца читателя род литературы.

Назовите черты военной лирики, в том числе и военной песни.

Оперативность

Эмоциональность

Доходчивость

Патриотичность

Наполненность глубокими личными переживаниями.

Звучит итоговое стихотворение в исполнении ученицы: «Помните!»

Трусова Св. – сообщение о песне «Журавли»

Слушание отрывка из песни «Журавли».

Рефлексия.

Оценки за урок.

В память об уроке каждый гость получает бумажного журавлика.

Домашнее задание:

Эссе «Нравственные уроки военной песни» — 100-120 слов.