Урок литературы Песни на стихи русских поэтов 7 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Печора

Конспект урока по литературе в 7 классе с использованием ИКТ по программе В.Я.Коровиной

Тема: Песни на стихи русских поэтов XX века. А. Вертинский, И. Гофф, Б. Окуджава

Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ№2»

Рочева Ирина Васильевна

Цели урока:

1) создать зрительные образы при чтении поэтических произведений;

2) подвести к пониманию настроения, чувств поэтов;

3) создать условия для определения средств выразительности для создания образов

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и постановка целей урока.

- Запишите тему урока. (слайд 1)

- Исходя из темы урока, постарайтесь определить, что мы будем изучать.

- На что надо обратить внимание при изучении темы урока?

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя (создание условий для правильного эмоционального настроя).

Как известно, многие композиторы создавали музыку на слова произведений поэтов. Кроме того, существует явление так называемой «авторской песни», название это условно и подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. И стихотворение, и песня – произведения преимущественно небольшого объема, лирического характера, выражающие те или иные душевные переживания. В стихотворениях, положенных на музыку, органично сочетаются лучшие песенные качества – музыкальность стиха, мягкая лиричность интонаций и простота сюжета, близкого и понятного многим.

2. Сообщение обучающегося о жизни и творчестве Б. Окуджавы.

Советский поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е—1980-е годы.(слайд 2)

«…У меня почти все песни сложились на готовые стихи, то есть, сначала писались стихи, а потом появлялась музыка. Только одна родилась наоборот, на музыку — это песня «По Смоленской дороге». Ехал я в самом деле по Смоленской дороге, зимой в машине вместе с поэтом Юрием Левитанским. Ехали мы в командировку от «Литературной газеты», была с нами гитара, и вот у меня сначала появилась музыка, а потом стихи…» (слайд 3)

3. Просмотр клипа на песню «По Смоленской дороге». (слайд 4)

4. Беседа по вопросам.

– О чем идет речь в этом стихотворении? Какова его тема? (Тема дороги, разлуки с любимым человеком.)

– Какова общая интонация произведения? (Интонация грусти, печали от неизбежности расставания.)

– Отметьте песенные особенности стихотворения. (Рефрены, повторы слов.)

– Какие средства художественной выразительности использует автор? (Сравнение – «как твои глаза, – две вечерних звезды», метафора – «рук твоих кольцо», эпитеты – «две вечерних звезды», «покороче дорога» и т. д.)

– В чем выражается лиризм стихотворения? (Лирический герой передает свои чувства, переживания, размышления.)

5. Сообщение обучающегося о жизни и творчестве Инны Гофф.(слайд 5)

Русская советская писательница (прозаик, поэт), известна как автор текста песни «Русское поле».

После войны поступила в Литературный институт имени М. Горького.

Инна Гофф: «Написала, потому что люблю поле. Люблю русское поле, потому что родилась в России. Таких нигде и нет, наверное… Как мала суша в сравнении с «равниной моря», так малы города в сравнении с ширью наших полей. Полей… Этот ничем не заслонённый вид на край света, из-за которого утром всплывает солнце и за которым оно прячется к ночи… Золотое шумящее поле налитых колосьев было последним мирным видением моего отрочества…

6. Просмотр клипа на песню «Русское поле». (слайд 6)

7. Беседа по вопросам.(слайд 7)

– Какая картина природы предстает перед нами в этом произведении?

– Какие средства художественной выразительности использует поэтесса?

– Что питает «писательское вдохновение» И. Гофф и что является темой и идеей данного произведения?

8. Сообщение обучающегося о жизни и творчестве А. Вертинского.(слайды 8,9,11)

Выдающийся русский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века, лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.

10. Просмотр клипа на песню А. Вертинского «Доченьки».(слайд 11)

11. Беседа по вопросам.(слайд 12)

– Что мы узнаем о жизни лирического героя из стихотворения «Доченьки»?

– Какие образы наполняют это произведение?

– По каким признакам мы можем судить о душевном состоянии лирического героя?

– Какие художественные приемы оживляют поэтическую картину?

– Какие мотивы можно услышать в стихотворении?

– Как вы думаете, почему в произведении, посвященном дочерям, возникает образ Родины?

IV. Подведение итогов урока.

Песни о высоких чувствах, «теснящих грудь», о горестных раздумьях и добрых предчувствиях – наше духовное богатство. Это неоценимое песенное богатство – защита от бездуховности, от очерствелости, озлобления, эгоизма, всепроникающего практицизма. Защита от одиночества, распространенной беды нашего времени, от безысходности, настигающей порой слабого, уставшего от политики, шума, телевизионных шоу, разговоров о бизнесе…

Потребность в музыке, лирической песне, романсе сейчас не иссякла, и, вопреки бытующему мнению, духовная жажда у молодых ничуть не меньше, чем у старшего поколения.

V.Домашнее задание:

Выучить наизусть одну из песен (с. 220–224), подготовить ответы на вопросы 1–2 (с. 224).