Урок литературы От анализа текста к сочинению

Тема урока: «От анализа текста к сочинению»

Организационный момент.

Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

Учитель определяет цели, задачи и тему урока.

— Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: «От анализа текста к сочинению». Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной? (ответы учащихся).

(Презентация слайда №1)

Знать:

— основные этапы работы с текстом для написания сочинения.

Уметь:

— выполнять различные элементы комплексного анализа текста;

— создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

3. Этап обобщения и систематизации.

— Сегодня мы будем работать с текстом Д. С. Лихачева. Что вы о нём знаете? (ответы учащихся).

При необходимости учитель использует дополнительный материал.

— Текст, с которым мы будем работать, взят из книги Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Во вступлении – обращение к юным читателям, автор пишет:

«Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни».

Жизнь ученого была красива и достойна. В книге 46 писем, обращенных к молодёжи. Каждое из них заслуживает искреннего внимания и вдумчивого прочтения. Обратимся к отрывку из письма «Путями доброты»

— Прослушайте текст, озаглавьте его, и заголовок запишите в тетради.

Многоаспектный анализ текста для подготовки к сочинению вы будете проводить в двух исследовательских группах. Каждая группа получит свои задания:

Задание №1

Определить тип речи данного текста. Доказать правильность ответа. В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора?

Задание №2

Определить стиль текста. Доказать правильность ответа. Какова основная проблематика текста?

Работа над композицией сочинения по тексту.

— Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его композицию. Что называется композицией сочинения? (Построение сочинения).

Необходимо знать, с чего начать работу, о чем говорить в основной части и чем его закончить. Давайте вспомним, что нужно знать при обдумывании композиции сочинения.

(Слайд №2)

При работе над сочинением необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных частей – вступительной, основной и заключительной.

В соответствии с требованиями в экзаменационной работе должно быть несколько обязательных смысловых частей:

Общая характеристика темы и проблематики текста.

Комментарий к одной из проблем.

Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.

Выражение собственной позиции, её аргументация.

(Учащиеся читают и делают записи в тетрадях)

— При написании работы необходимо соблюдать композиционную соразмерность: сочинение должно состоять из трех частей: вступления, основной части и заключения, при этом вступление и заключение должны составлять не более трети всего объема. Следовательно – самая большая часть – основная.

Задание №2. (3 группы)

Первая группа пишет начало сочинения;

Вторая группа формулирует позицию автора исходного текста по заявленной им проблеме;

Третья группа – заключение сочинения

Для выполнения задания учащиеся получают карточки- информаторы

5. Работа над аргументацией сочинения

(Проверка домашнего задания)





— Принципиально важным этапом работы над сочинением по предложенному тексту является определение собственной позиции. Следует четко сформулировать свое мнение по выдвинутой проблеме и обосновать его. Можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства (не менее трех), которыми могут быть читательские или жизненные впечатления.

В связи с этим вы, еще не зная содержания текста Д. Лихачева, работали дома над одним из аргументов утверждения, что люди, живущие для других, оставляют о себе добрую и долгую память у окружающих.

Зачитать свои аргументы.

6. Заключение

— Давайте вспомним, какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока. Что получилось? Над чем еще необходимо работать?

(над логическими переходами от одной части сочинения к другой)

7. Этап рефлексии

Слайд №3

— Выскажитесь о ваших впечатлениях, заканчивая предложения.

Мне понравилось на уроке, что я…

Я ощущал себя на уроке…

После урока я задумаюсь о…

Карточка – информатор №1

Вступительная часть сочинения может быть оформлена по-разному.

Наиболее распространенный вариант начала сочинения предполагает его прямую связь с определением темы и проблематики исходного текста.

В таком случае названная часть экзаменационной работы может представлять собой:

А) собственно определение темы текста;

Б) формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор текста;

В) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;

Г) лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.

Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (…Так завершается статья… очерк… рассказ)

Карточка № 1

Определить тип речи данного текста. Доказать правильность ответа.

В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора?

Карточка №2

Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.

Какова основная проблематика текста?

Карточка – информатор №3

Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному.

Также может иметь несколько вариантов: в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного. Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена так:

1) Концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);

2) Концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения)

3) Концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения)

Карточка – информатор №2

Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:

Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)…; по мнению автора…; публицист убежден в том, что…; автор заставляет задуматься о …; писатель оригинально решает поставленную проблему, так как…; автор текста доказывает свою точку зрения…

МОУ Дальнезакорская СОШ

Тема урока:

«От анализа текста к сочинению»

(русский язык 11 класс)

Учитель русского языка и литературы: Кампф Марина Викторовна