Урок литературы Особенности художественного воплощения темы любви в повести Куприна Гр

Тема урока: «Особенности художественного воплощения темы любви

в повести Куприна «Гранатовый браслет».

Цели: способствовать осознанию учащимися идейно-художественных особенностей повести;

Раскрыть художественные достоинства повести;

Развивать речь, навыки анализа эпического произведения;

Воспитывать лучшие человеческие качества

Ход урока

Организация класса

Сообщение темы и задач урока

У: Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с творчеством А.И. Куприна и его повестью «Олеся».

- Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью Куприна «Гранатовый браслет».

И не просто познакомимся и проанализируем, а рассмотрим «Особенности художественного воплощения темы любви в повести Куприна «Гранатовый браслет»».

-Запишите тему в тетрадь.

III. Формирование проблемы.

-Наша главная задача на уроке объяснить значение слов А.М.Горького.

-Запишите в тетрадь эпиграф урок

А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна…Чудесно!И я рад, я — с праздником! Начинается хорошая литература!

А.М.Горький

IV. Работа по теме урока.

Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, можно назвать и певцом возвышенной любви. Он подарил нам несколько произведений, объединенных этой темой. Одно из них-«Гранатовый браслет»!

У: О каких событиях рассказывается в повести?

-Каков сюжет повести?

2.У: А могла ли быть такая любовь в действительности? Или история «Гранатового браслета» -чистый вымысел ?

3.Вывод У: Да, силою громадного и мощного таланта Куприна банальный эпизод был превращен в историю любви, о которой веками мечтают и тоскуют «лучшие умы и души человечества» — поэты , романисты, музыканта, художники.»

Сегодня мы постараемся узнать, в чем же заключалось мастерство писателя, какими средствами и приемами он связал все эти события, явления, отдельные предметы и вещи и воплотил тему любви таким образом, что человечество читает повесть уже 100 лет и не предстает восхищаться и.

4. У: Для этого мы будем работать в 3-х группах, и каждая рассмотрит свой спектр вопросов.

Задание для группы I :

Роль символических образов в повести. Поэзия чувства и слова.

Задание для II группы :

Изображения любви в повести. Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны .

Задание для III группы :

Своеобразие композиции повести

5.Работа в группах.

У: Итак,I группа ,вам слово.

В «Гранатовом браслете» Куприн создает несколько символических образов ,на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл повести.

-Назовите их. Запишите вопрос в тетрадь.

Вывод У: Вот сколько символов в повести.

Для чего их использовал Куприн?

-Запишите свои ответы в тетрадь.

-Озвучьте свой ответ.

(с помощью символов строится фундамент)

6.: А как же изображена любовь в повести ? 2 группа.

-Когда происходит внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны ?

(При звуках бетховенской сонаты героиня переживает духовные единения с человеком, отдавшим ей свою душу и жизнь. Она произносит в мыслях те слова, которые мог бы произнести только он : «Да святится Имя Твое !» )

У: Какая же любовь в понимании Куприна ? Записываем в тетрадь

У:Любовь,по Куприну, должна основываться на высоких, возвышенных чувствах, на взаимном уважении, симпатии, доверии, верности, искренности, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу. Любовь надо нести в себе всю жизнь, следовать ей ,не предаваясь мимолетным страстям и увлечением .

7. III группа.

У. – А в чем же своеобразие композиции повести?

-Что такое композиция? Из чего она состоит?

У.(Композиция-это построение, структура художественного произведения; отбор и последовательность элементов изображения, приемов, создания художественного целого в соответствии с авторским замыслом

К элементам композиции относятся : эпиграф, посвящения, вставные конструкции, письма, эпизоды, песни, прологи, эпилоги, части, главы, художественные описания, портреты, пейзажи, интерьеры)

У. Как же начинается повесть?

-Начинается повесть эпиграфом, которой представляет собой название сонаты Бетховена, а заканчивается описанием игры пианино Женни Рейтер, которая играет эту сонату.

-Это композиция обрамления, или кольцевая.

У:-А что такое экспозиция?-Как показана экспозиция ?

(Это пейзаж в начале повести, представление гостей. Куприны детально никого не описывает, никому не дает оценку, он только отдельными штрихами характеризует каждого из гостей).

У: в тот момент, когда Вера получает подарок от Желткова -гранатовый браслет. С этого момента и начинают развиваться события.

Николай Николаевич, брат Веры, и еёсупруг, Василий Львович, решили разыскать Желткова и возвратить ему его подарок. На следующий день они были уже в доме Желткова)

У: И вот кульминация-визит к Желткову мужа и брата Веры

-Каким предстает перед нами Желков ? -Как ведут себя гости?

-Чем же закончиться разговор?

У: читает вслух последнюю главу

V. Формулирование результатов решения проблемы

У.-Вот так воплощает Куприн тему любви в повести.

-Что же имел в виду А .М. Горький, когда произнёс слова, которые мы прочитали в начале урока?

-А какие проблемы поднимает автор?

У: Итак, повесть «Гранатовый браслет» помимо эстетического наслаждения позволяет понять горькую истину, что часто люди проходят мимо большого человеческого чувства и не замечают его. И сейчас пророчески звуча слова и генерала Аносова : «Может быть, твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую большие не способны мужчины, и слова Желкова «Да святится имя твое»».

И услышать эти слова из вечности нам позволяет повесть Куприна. Он гениально выбрал точные емкие средства художественной выразительности.