Урок литературы Мы в ответе за тех кого приручили НРК

Конспект интегрированного урока по литературе

для учащихся 7 класса

(национально-региональный компонент на уроках литературы)

Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили». (По произведениям Л.Андреева «Кусака» и В. Юхнина «Лыско», отрывок из романа «Алая лента»)

Жанр урока: бинарный.

Тип урока: иллюстративно-развивающий с использованием проблемного компонента.

Вид урока: комбинированный ( беседа - диалог с элементами исследования)

Форма урока: «Урок-исследование.» Групповое занятие.

Методическое обоснование урока: Урок, в ходе которого учителя учитель опирается на произведения литературы, музыки и живописи, для эмоционального восприятия и более глубокого усвоения учащимися материала курса.

Цели (и задачи) урока:

1. Углубить знания, расширить представления учащихся о коми литературе и связи с русской литературой

2. Познакомить учащихся с творчеством земляка-писателя В.В.Юхнина; добиться более глубокого усвоения темы через эмоциональное восприятие произведений искусства, литературы, музыки.

3. Развивать речь, обогащать словарный запас, развивать умение решать проблемные задания, логически мыслить, исследовать.

4. Воспитывать уважение и любовь к животным, к природе родного края, воспитывать в себе нравственные качества: любовь, уважение, доброжелательность, ответственность

Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока:

- рисунки обучающихся о добре и зле.

- фотографии учащихся о животных, собаках, кошках.

- высказывания, афоризмы о добре и зле.

- компьютер;

- проектор;

- Фрагменты музыкальных и литературных произведений.

-Оформление классной доски

-портреты писателей В.Юхнина, Л.Андреева.

-Словарь Ожегова

-Интернет-ресурсы

Источники: Фрагменты: Произведения «Кусака» и «Лыско», информация учащихся о своих домашних животных, Интернет – ресурсы. Очерки по этнографии народа коми. М.-Л.,1958г.

Виды деятельности: обмен мнениями в группах, инсценирование отрывков из произведения «Кусака», анализ текстов, сопоставление текстов, героев, ситуаций и сюжетов в произведениях, выразительное чтение отрывков из произведений.

Ход урока:

1.Мотивационный этап.

Вопрос учителя: Как вы понимаете слова темы урока, откуда они?

1.Примерные ответы учеников: Нужно быть ответственным за тех животных, которых взяли в свой дом, приручили их и ни в коем случае нельзя их бросать.

2.Слова темы урока взяты из произведения С.Экзюпери « Маленький принц»

б) Мотивационная беседа учителя:

Как вы понимаете, что такое нравственность, нравственные качества характера? (Можно воспользоваться толковым словарем и интернетом)

Примерные ответы учащихся:

Ученики находят значение данного слова в словаре Ожегова и через подключенный в классе интернет, сравнивют значения.

Нравственность — хорошие, духовные качества человека, их нужно воспитывать в себе с детства.

в) Совместно формулируется тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Учитель: Почему так назван наш урок? Как вы думаете? Какое было домашнее задание?

Ответ учеников: Мы прочитали произведения «Кусака» и «Лыско». Главные герои — собаки, но судьба у них разная. Эти произведения об ответственности людей за свои поступки. Дома нужно было сравнить эти рассказы, героев.

2. Введение в тему.

Учитель:

а) Итак, ребята, на уроке мы сегодня работаем в группах. Каждая группа «Исследователей» должны были подготовить выступления по творчеству писателей, по сюжету произведений, сделать анализ рассказов, «Художники» нарисовать рисунки к рассказам, рисунки и фото по теме «Добро» и «Зло», «Актеры» проинсценировать моменты из рассказов.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Что мы можем узнать? Для чего нам это нужно? Корректируя ответы учащихся, учитель формулирует цель урока.

Ученики: Будем анализировать рассказы. Сравнивать жизнь и судьбу собак, делать выводы.

в) Беседа с учащимися:

- Как вы понимаете значение слов «добро» и «зло».

Прокомментируйте, пожалуйста, ваши подготовленные рисунки и фотографии на эту тему.





Ответы учеников: Добро — хорошее, положительное. Зло — плохое, противопоставленное добру. (Учащиеся пользуются словарями и интернетом)

Ученики — «Художники» из каждой группы комментируют свои работы: фото, рисунки. На них изображены домашние животные, которых любят, красивая природа, солнце, цветы, голубое небо, счастливые люди, и работы, на которых изображено зло: тучи, нечастные брошенные животные, люди со слезами и т.д.

4.Работа по группам:

1.Выступают в группах по творчеству писателей «Исследователи-литературоведы», используются презентации. Учитель добавляет факты по творчеству и биографии писателей, акцентирует внимание на то, что В.Юхнин- коми писатель, наш земляк, уроженец Прилузского района.

2.Первая группа работает по рассказу «Кусака», вторая — по «Лыско»

3.Работа по сюжетам рассказов, по героям. Делаем в тетрадях сравнительную таблицу:

Один ученик из каждой группы коротко передает содержание рассказов.

«Кусака»

«Лыско»

Клички собак, почему их так назвали?

Никто не называл ее, она укусила человека из-за своей трудной жизни и так ее назвали.

Ласкательное имя собаки в коми языке.

Условия жизни собак

Сначала брошенная, никому не нужная, потом прирученная, любима хозяевами, и снова не нужная никому

Живет в селе у своих хозяев. Они ценят ее, любят. Она — охотничья собака, многому научена, любит хозяина, верна ему. Отдают ей последний кусок хлеба

Отношение хозяев к собакам

В начале произведения хорошее, затем ее бросили, бесчеловечное, безнравственное, злое.

Доброе, хорошее.

Дальнейшая судьба собак

Неизвестна, ее приручили и бросили, может быть, она погибнет от голода и холода.

Остается у своего хорошего хозяина.

5.Физминутка

6.Обращение учителя к классу: А сейчас музыкальная пауза — послушаем музыкальную композицию «Мой ласковый нежный зверь» Эту музыку написал композитор Е.Дога.

Вопросы к классу после прослушивания.

- Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку, что вам представлялось?

Ответы учеников:

-Грусть, слезы, собаку брошенную, плохих людей.

-Я так никогда бы не поступил.

-Я бы забрал Кусаку домой.

-Люди, которые бросили собаку — безнравственные.

7. А сейчас наши «актеры» из групп покажут инсценировки по эпизодам произведений.

Ученики показывают моменты из рассказов, когда хозяин Лыско делится с собакой последним куском хлеба в лесу, хотя самому нечего есть, и момент, когда Кусаку бросили хозяева, она лает им вслед.

8. Слово учителя: В нашем современном мире есть приюты для собак, не всегда им там живется хорошо, есть люди, которые ухаживают за ними. Кормят их, это хорошие люди, с чутки сердцем, доброй душой. Но много таких, которые жестоки по отношению к животным, бьют их, бросают. Много передач посвящено животным, особенно собакам. И сегодня хочется сказать всем: «Будьте ответственны за тех, кого приручили»!

9. Ученики - «Защитники животных» читают свои сообщения, сочинения о своих питомцах». Обе группы пишут обращение к людям — относиться бережно к животным, к природе, к людям, быть ответственными за свои поступки. И зачитывают их. Каждая группа зачитывает также высказывания и афоризмы о добре и зле, которые висят в классе на доске.

10.Рефлексия.

Проигрывается момент в классе: в дверь кто-то постучал, в классе — тишина, входит ученик «почтальон» и приносит письмо, ищет адресат. Зачитывает письмо:

-Уважаемые взрослые, ребята! Это пишет Вам Кусака, вот уже несколько дней я одна, хозяева уехали, бросили меня, я ищу ту девочку, которая жила здесь? Вы не видели ее? Нет ли ее среди вас? Мне очень грустно, голодно и холодно. Помогите мне….

Почтальон спрашивает, нет ли этой девочки среди присутствующих на уроке. В ответ-молчание, каждый думает….

11. Заключительный этап урока — оценивание учителем групп учащихся, самооценка учащихся: каждый на доску прикрепляет магнитик разных цветов, а именно: красный - мне стало тревожно и грустно, зеленый - урок мне понравился, я многое взял с него для себя, не буду совершать плохие поступки, синий - я в раздумии, пока не могу оценить. Желтый - буду делать добрые дела.

В итоге — на доске — магнитики зеленого и желтого цвета.

Учитель оценивает учащихся, работу групп.

12. Урок заканчивается с пожеланиями всего доброго и хорошего.

P.S. учителя, проводившего урок, для читающих конспект и не побывавших на уроке. На уроке присутствовало 23 человека, кроме учащихся, учителей были и родители. В конце урока почти все плакали, так их затронула тема урока. Плакали в конце, когда зачитывалось письмо Кусаки, и ученики….