урок литературы Искатель приключений в романе МТвена5 класс

УРОК по литературе 5 класс

Тема: «Искатель приключений в романе Марка Твена»

Учитель Старской СОШ Цыганкова Валентина Николаевна

Цели

1) Расширить знакомство с творчеством М.Твена, научить выделять главные черты в характеристике основного персонажа

2) Развивать навык краткого изложения прочитанного

3) Способствовать воспитанию доброты, чувству товарищества, гуманности.

Оборудование: текст, рисунки, доска, выставка книг.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Подготовка к восприятию новой темы.

А) биографическая справка об авторе.

4. Восприятие, осознание, осмысление материала.

А) кроссворд;

Б) инсценировка эпизода;

В) работа по микрогруппам.

5. Обобщение материала.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

- К настоящему времени уже написано много приключенческой литературы для детей. Вы, несомненно, уже столкнулись с ней. Сначала – это были сказки, легенды, мифы. А теперь это приключения, непосредственно связанные с действительностью.

- Какие же книги о приключениях вы читали? (ответы учащихся).

- А теперь обратимся к нашей выставке книг. Что их объединяет?(ответы).

Среди них есть и ваши любимые книги. Сегодня мы будем говорить о романе Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

- Кому понравилась книга, поднимите руку? Почему? (обращение к параграфу).

3. Подготовка к восприятию новой темы.

- Первое наше знакомство с этим произведением состоялось уже в начальной школе. Сейчас послушаем краткую биографическую справку об авторе (заранее готовим сообщение).

- Поистине великолепной страницей в творчестве М. Твена стали его «Приключения Тома Сойера».

4. Восприятие, осознание, осмысление материала.

А) Определения уровня читательского восприятия (кроссворд).

Б) Инсценировка эпизода «Великолепный маляр» (заранее подготовка).

Действующие лица: автор, Том, Бен, Полли.

Вопросы к эпизоду:

1) С какой стороны проявляет себя Том?

2) Почему глава называется «Великолепный маляр»?

В) Работа по микрогруппам.

Класс разделён на 3 микрогруппы.

Рассмотрение 3 эпизодов.

1. Поиски клада (гл.9,25,26,33).

2. Пираты (гл.13,14,15,16,17).

3. Том и Бекки в пещере (гл.29, 30, 31,32).

Главный герой в романе – Том Сойер.

1. Поиски клада.

В жизни каждого нормального мальчика наступает пора, когда он испытывает безумное желание пойти куда-нибудь и порыться в земле, чтобы выкопать спрятанный клад. Это желание в один прекрасный день охватила и Тома.

Вопросы к эпизоду.

1. С кем Том решил искать клад? Почему?

2. Как искали и где?

3. Найти и зачитать в тексте, как хотели мальчики распорядиться кладом (книга стр.135).

4. Как это характеризует ребят?

5. Как меняется настроение ребят?

6. Как попали в дом с приведением?

7. На кого там наткнулись?

8. Чем закончилось всё это?

9. Как мальчики доставили деньги домой?

Родственники Тома и Гека положили деньги в банк под проценты. Теперь каждый мальчик имел большой доход.

- Какие черты характера проявляют мальчики в этом эпизоде? А Том?

- Почему продолжали искать клад, несмотря на первые неудачи? О какой черте в характере Тома это говорит?

- Как автор относится к героям?

2. Пираты.



Том участвует во всех приключениях. Но и у него была мечта. Он будет пиратом. Да – да! Его имя будет гудеть во всём мире. Что же из этого получилось, посмотрим, разобрав второй эпизод.

Вопросы к эпизоду:

1. Кто же хотел стать пиратом?

2. Почему Джо Гастер решил стать Пиратом?

3. Какие же прозвища придумали ребята?

Найти и зачитать в тексте, как хотели мальчики распорядиться кладом?

4. Кто придумал такие имена?

Какое качество характера здесь проявляется?

5. Какой у них был пароль?

6. Чем занимались пираты?



7. С какими чувствами мальчики уходили из дома?

8. Почему сразу не вернулись домой?

9. Почему вернулись, хотя им было там хорошо?

10. Какие качества характера проявляет Том в этом эпизоде?

11. Как автор к нему относится?

3. Том и Бекки в пещере.

Вопросы к эпизоду:

1. Какая девочка нравилась Тому?

Тому всегда было очень интересно общаться с Бекки.

2. Где Том встретил Бекки?

3. Как они оказались в пещере?

4. Что там увидели? Какая была пещера?

5. Зачем они в неё пошли?



6. Найти и зачитать, как меняется настроение детей (гл.3).

7. Как дальше действуют ребята?

8. Зачем Том задул свечу Бекки?

9. Чем закончилось их приключение?

10. Какие качества личности проявляются здесь у главного героя?

11. Как относится автор к нему?

4. Обобщение материала (Работа с таблицей).

5. Подведение итогов

- Какие качества личности являются основными в характере тома?

- Рассуждение: «Хотел ли я быть похожим на Тома Сойера и почему?».

6. Домашнее задание: ответы на вопросы.

Оформление доски.

1 2 3 4

Кроссворд Эпиграф Таблица Выставка книг

Рисунки

Задание для кроссворда:

1. Возле какой реки расположен город Санкт-Петербург? (Миссисипи).

2. Какой подарок получил Гек в школе? (Библия).

3. Какой праздник устраивала мать Бекки на каникулах? (Пикник).

4. Как звали тётю тома? (Полли).

5. Место, куда не любил ходить Том по воскресеньям? (Школа).

6. Что искал Том с Гекком финном? (Клад).

7. Против кого свидетельствовали на суде Том и Гек? (Джо).

8. Какой пароль выбрали ребята при побеге? (Кровь).

Кроссворд (1 доска)

Эпиграф (2 доска)

Есть удивительные книги,

Раскрывающие глаза,

Есть волнующие книги, прочитав которые,

Никогда их не забудешь.

Н. Крупская

Выставка книг.

1. Стивенсон «Остров сокровищ»

2. Д.Дефо «Робинзон Крузо»

3. Волков «Волшебник Изумрудного города»

4. Берроус «Тарзан»

5. Киплинг «Маугли»

6. М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Таблица (3 доска)

Название эпизода

Качества характера Тома

Отношение автора

положительные

отрицательные

1. «Великолепный маляр»

Находчивость, предприимчивость

Хитрость, лень

насмешливое

2. «Поиски клада»

Любознательность, отвага, целеустремленность, жизнелюбие

Суеверие (вера в приметы, таинство)

ироническое

3. «Пираты»

Смелость, начитанность, любовь к родным, неистощимость на выдумки

Вначале некая жестокость, потом упрямство

добродушное

4. Том и Бекки в пещере

Мужество, решительность, не падать духом, не теряет самообладания, не придаётся отчаянию, не сидит сложа руки

самоуверенность

восхищается