Урок литературы 5 класс ППБажовМедной горы хозяйка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонская гимназия

Сценарий урока

по литературе на тему:

«П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка. Отличие сказа от сказки»

в 5 «А» классе

учителя русского языка и литературы Коренюгиной Елены Ивановны

      Цель: 1. Расширить знания о личности П.П. Бажова, дать понятие о

жанре сказа, показать различия жанров сказки и сказа.

2. Продолжение работы по формированию компетенций грамотного читателя.

3. Развивать навыки анализа текста.

Задачи:

•развивать речемыслительную деятельность учащихся через характеристику героев, описания картин произведения

•воспитывать любовь к книге, чувства отзывчивости, достойного поведения в сложной ситуации.

Оборудование и наглядные пособия:

компьютер, проектор, книги –П.П.Бажов, учебники В.Я.Коровина, В.П.Журавлева, В.И,Коровин ч.2 для учащихся 5 класса

Тип урока: урок изучения нового материала

Он в светлой памяти народа

Останется всегда живой.

И будут жить веками были

В чудесном малахите строк,

И не завянет на могиле

Чудесный каменный цветок

(Е. Хоринская)

I.Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение наизусть стихотворений С.А. Есенина

III. Изучение нового материала. Рассказ учителя о природных богатствах Урала.

Могучий горный хребет вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с севера на юг более чем на 2000 км от берегов студеного Карского моря до сухих казахстанских степей, растянулась огромная горная страна – Урал. Урал – край удивительной красоты, сказочных природных богатств, а Уральские горы в своих недрах хранят несметные сокровища: золото и самоцветы, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре первом здесь в 15 веке основали первые солеварни и рудники. С тех далеких времен на Урал хлынул поток русских крестьян, бежавших от непосильного феодального гнета из центральных областей России.

Необыкновенное в сказке хозяйка медной горы



Мечтали крестьяне о лучшей доле, о вольном житье за каменном поясом Урала, да только мечта эта осталась несбыточной. Попали крестьяне под еще больший гнет владельцев рудников, «одарил» Урал крестьянина ярмом тяжелого заводского труда на рудниках. Именно в такой семье родился и жил писатель Павел Петрович Бажов.      «Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Отец его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище Сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.      Мать писателя была искусной кружевницей.      Дома Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики — знатоки прошлого Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин.      Василий Алексеевич Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, «тайной силе», девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Он отличал свои рассказы от сказок. Павел Петрович вспоминал:      «Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: „Сказку, говоришь? Сказки — это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот еще про курочку-рябушку, да золото яичко, про лису с петухом и протча. Много таких сказок маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела — это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало доводилось… Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются».

В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова, и среди них — «Медной горы Хозяйка».



Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов. Обратите внимание, какие прекрасные вещи изготавливали мастера каменного дела.

III. Комментированное чтение сказа учителем.

      Крепость — здесь имеется в виду крепостное право (рабочие уральских заводов были крепостными, прикрепленными к тем заводам, на которых они работали).      Душной (о приказчике) — вонючий, такой, от которого идет сильный дух, т. е. запах.

      — Понравился ли вам сказ? Что показалось необычным? Какие герои вызвали ваше сочувствие?

IV. Отличие сказа от сказки      Беседа      — Похож ли сказ на сказку? Чем он отличается от нее?      В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. Реальны в ней некоторые детали быта и жизни людей. Необыкновенны говорящие животные, волшебные предметы и помощники, в сказке действуют фантастические персонажи: Баба-яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный.      Сказ похож на сказку, в нем тоже есть необыкновенные персонажи, например Хозяйка Медной горы; с героями происходят необыкновенные события. И все же сказ отличается от сказки.      Запишем в тетради определение сказа.      Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.      В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с фантастическими событиями.



      Прочитаем 11-й вопрос (с. 63 учебника), подумаем, почему в волшебных сказках место указывается неопределенно, а в сказах точно: «за Северушкой где-то», «на Гумешках то есть», «с Красногорки».      — Какие предания лежат в основе сказов Бажова?      — Как вы представляете себе рассказчика?      Нам представляется, что рассказчик — старый, опытный человек, который очень хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, со вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей. Кажется, что сказитель старый, с седой бородой, с добрыми глазами и глубокими морщинами на лице. Одет он в старинную русскую одежду. Когда он рассказывает, то немного грустно улыбается.

Обобщающая беседа

- Почему сказ называется «Медной горы хозяйка»? ( Образ хозяйки – это природа Урала, хранительница недр, горных богатств. Она не только покровительствует самым упорным, трудолюбивым, но «учит» людей бережно относиться к природным богатствам.)

- О чем заставляет задуматься читателя этот сказ? (Это сказ учит любить и уважать труд, быть упорным, смелым и честным человеком, не нарушать данных обещаний. Любить природу, получая доступ к природным богатствам человек должен знать меру, должен беречь и охранять природу.)

      Домашнее задание:      Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Выполнить (письменно) 9-е задание (с. 63 учебника).

Подведение итогов. Выставление оценок.

Использованная литература:

1.Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.

2.Сборник П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка»

3. Учебник – хрестоматия для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.