Урок литературы 5 класс КМ Симонов Майор привез мальчишку на лафете

Урок литературы 5 класс.

Тема: К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».

Цель: рассказать о ВОВ, познакомиться с биографией писателя, развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о ВОВ. Запишите в тетрадь тему и эпиграф к уроку.

Заря встала над землей, заря встала.

Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.

Фашизм без жалости шагал по всей планете.

Застыли люди от беды, притихли дети.

Ириадна Мордовина.

Война самое трагичное событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушения, страдание многих людей и в первую очередь детей. Войны всегда приносят горе, смерть, разрушения. И особенно трагической для советского народа была война 1941-1945 года. Поэтому ее называют Великой, т.к. она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на нашу страну.

Учащиеся читают стихотворения о войне, приготовленные дома.

Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети. Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов был Константин Михайлович Симонов.

3.Биография К. М. Симонова (рассказ учащегося).

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот погиб на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитывал отчим, который преподавал тактику в военном училище, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богата, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда переехала его семья в 1931 году. Так он заработал рабочий стаж и продолжал работать еще два года после того, как поступил в литературный институт имени М. Горького.

В1938 году К. Симонов закончил литературный институт. К этому времени он уже приготовил несколько больших произведений. В 1936 году- были напечатаны его первые стихотворения.

Во время войны он работал военным корреспондентом. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К. М. Симонова. Умирая, К. Симонов попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Константина Михайловича по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.





4.Выразительное чтение стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете».

5.Анализ произведения.

-Какое впечатление на вас произвело это произведение?

-Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

- Откуда везли мальчика?

Запись в тетрадь.

Брест- крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.

Лафет — станок артиллерийского орудия.

Найдите описание мальчика, зачитайте.

- Что означает выражение «седой мальчишка на лафете спал»? (мальчик быстро повзрослел от горя)

- Почему мальчик стал « седым»?( Мать погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал сына к щиту, чтобы он не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой бойцам, которые шли из глубины России на фронт.)

-Сколько лет мальчику? Как вы понимаете фразу «За десять лет на том и этом свете // Ему зачтутся эти десять дней»? ( Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать даже взрослому: гибель матери, обстрел, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал «на том свете», потому что уже видел смерть и страдания. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг)

- Как вы понимаете слова: « Ты говоришь, что есть еще другие,// Что я там был и мне пора домой…» (Автор вспоминает о женщине, которая ,очевидно, уговаривает его остаться, говорит ему, что он уже видел эту страшную войну, есть еще другие, которые не были на этой войне.)

- Какими словами из стихотворения можно ответить на эту просьбу остаться дома? (« Кто раз увидел этого мальчишку,// Домой прийти не сможет до конца»)

- Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора? (Пока хоть небольшой клочок земли занят фашистами, пока хоть один ребенок плачет по их вине, ни один солдат не пойдет домой, потому что он обязан освободить землю)

- Почему автор пишет «твой мальчик спит за тридевять земель, в горах Урала»? (Многие дети были эвакуированы на Урал или в Сибирь)

- Прочитайте две последние строфы. Как вы их понимаете? ( Автор верит, что русские смогут победить фашистов, что его сын останется жив. И если вдруг и его сыну суждено пойти защищать свою страну от врагов, он это сделает, т.к. долг каждого мужчины защищать свою страну)

- Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?

6. Минутка релаксации.

Закройте глаза, представьте все стихотворение целиком.

- Какие строчки пришли вам на память? Почему?

Запишите их.

7. Заключительное слово учителя.

Стихотворение К. М. Симонова – это монолог мужчины. Оно состоит из двух частей: описание увиденной при отступлении картины и обращение к любимой женщине. Стих отворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.

8. Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок.