Урок литературного чтения в начальной школе 3-й класс НА Некрасов Мороз-воевода

Урок

литературного чтения в начальной школе (3-й класс).

Н.А. Некрасов. «Мороз-воевода»

Учитель начальных классов: Проценко Нина Леонидовна

Цели урока:

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью;

Корректировать свою деятельность, диалоги с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Вычитывать все виды текстовой информации;

Слушать и слышать других, понимать иную точку зрения, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, задавать вопросы;

формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально – творческую деятельность;

обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений;

реализовать систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н. А. Некрасова “Мороз – воевода”;

развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;

воспитывать интерес к классической литературе, к поэзии 19 века;

воспитывать любовь к русской природе;

способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.

Оборудование:

портрет Н.А. Некрасова, презентация по теме урока, мультимедиа проектор, экран, рисунки детей «Как я представляю Мороза», выставка книг с произведениями Н.Некрасова, памятки по определению темы и жанра произведения, по подготовке к выразительному чтению, листы белой бумаги, цветные карандаши, таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение.

Ход урока:

Психологический настрой учащихся.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.

Посмотрите по сторонам всё ли в порядке в классе? Всё ли обычно?

- Ой, кругом снег, снежинки!!

-Кто догадался почему? О чём говорит дата – 2 декабря?

- Наступила зима.

Давайте пригласим зиму и поздороваемся с ней ! ( Шолохов Никита).

Работа над пословицами о зиме.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – году начало, зиме середина.

Февраль – месяц лютый, спрашивает как обутый.

- На улице зима, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в зале есть яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи .

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

Подготовка к восприятию стихотворения Некрасова Н.А. ( Мороз — Воевода).

Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии XIX века, исследовали структуру, тему, специфику литературной формы (жанра), содержание, язык произведения “Мороз-воевода” Н.А. Некрасова; — реализовали систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”.

Некрасов написал поэму «Мороз Красный нос» о женщине крестьянке, о её встрече с Морозом в лесу. Мы познакомимся с отрывком из поэмы — “Мороз – воевода”, определим его тему, жанр, исследуем содержание, язык произведения; представим главных героев, картины, нарисованные автором, и, опираясь на своё отношение к прочитанному, будем учиться выразительно читать это произведение.

3.Сообщение темы и цели урока.

- Кто может поставить цели перед нами?

(Ознакомиться с новым стихотворением. Найти его особенности).

4.Первичное восприятие текста.

Учитель читает стихотворение .

- Понравилось это стихотворение , Чем?

5. Словарная работа ( по презентации ).

6. Определение темы и жанра произведения.

- Смоделируйте обложку книги для одноимённого произведения. (Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмически организованной форме, поэтому на обложке я нарисовала треугольник. Это произведение о зимней природе, о её красоте, поэтому треугольник раскрасила зелёным цветом, автор произведения – Николай Алексеевич Некрасов, название произведения – “Мороз-воевода”).

7. Чтение текста и анализ текста стихотворения.

-Что значит «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»?(сторожит).

-Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).

-Как покоряется Морозу природа?(Морозу подчиняется все «-метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Он кажется нам всемогущим владыкой. Он всё может).

-Что он может?

-Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт).

-Какими эпитетами его можно наградить? (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.).

8. Словесное рисование образа « Мороза — Воеводы».

Это большой великан, всесильный богатырь, который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он — волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может.

9. Представление сказочного образа Деда мороза.

Чем же отличается образ Мороза у Н. Некрасова от образа в русских сказках?(В сказках Мороз добрый, может пожалеть,может наказать. Он сильный, богатый, добрый и справедливый.А в стих-нии у Н.Некрасоваон-всесильный богатырь с косматой бородой. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз-воевода).

-Какова основная мысль стих-ния?(Только внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы. Зима также прекрасна, каки любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу.ТаковН.Некрасов-он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает.)

Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.

10. Работа над выразительным чтением стихотворения.

Индивидуальное и хоровое чтение.

11. Итог урока.

-Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии XIX века, исследовали структуру, тему, специфику литературной формы (жанра), содержание, язык произведения “Мороз-воевода” Н.А. Некрасова; — реализовали систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”.

12. Рефлексия.

- Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?

- Продолжите предложения: ( на слайде ).

- Спасибо за работу!

Время урока истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

Звучит « Новогодняя песенка ».