Урок литераратуры в 6 классе по сказке Экзюпери Маленький принц

Урок – проект литературы в 6 классе по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Краткая аннотация педагогической разработки

Тип урока — литературно-творческий проект.

На изучение сказки Экзюпери «Маленький принц» отводится один час, поэтому учащимся были даны опережающие задания. Подготовительный этап: выбор темы, определение цели, задач, формирование творческих групп, распределение ролей и заданий. Основной этап: планирование предполагаемых действий, поиск информации, работа с литературой, анализ информации, практическое воплощение, инсценирование, создание электронных презентаций.

Опережающие задания:

прочитать текст сказки;

внимательно изучить все авторские рисунки;

найти и выделить в тексте все встретившиеся цитатные аргументы и афоризмы философского содержания.

Основные этапы работы над проектом:

а)обсуждение источников информации, методов сбора, анализа и способов представления информации;

б)установление критериев оценки результатов.

З. Сбор информации (исследование, поиск, наблюдение, работа с литературой, практическое воплощение, инсценирование, интервьюирование и т.п.)

4. Анализ информации, формулировка выводов, подведение итогов.

5. Презентация, защита.

Задания для творческих групп:

Задания для группы «Биографы»:

- подготовить презентацию о личности, судьбе и творчестве писателя, используя все возможные источники (книги, журналы, телевидение, сайты Интернет: беседы и информацию преподавателей школы и др.);

- найти фотоматериалы о жизни Экзюпери.

- изучить воспоминания близких, друзей, современников писателя и др.

2. Задания для группы «Литературоведы»:

- вдумчиво изучить содержание сказки «Маленький принц» для определения особенностей её художественного мира;

- внимательно исследовать текст скачки, найти все встречающиеся в тексте произведения

цитатные аргументы и афоризмы (не считая общеизвестные) и постараться раскрыть их смысл;

- на основе текста скачки составить своеобразный Кодекс чести и правил жизни, подобрать подходящее название.

3. Задание для группы «Исследователи»:

- внимательно исследовать текст сказки, главы, посвященные астероидам;

- внимательно изучить имеющиеся в тексте рисунки автора для понимания авторского замысла;

- придумать форму для планет Короля, Честолюбца, Географа, Фонарщика, Пьяницы и изготовить модели, используя свою фантазию и воображение, обосновать созданную модель; подготовиться к защите мини-проекта;

- нарисовать карту художественного пространства сказки.

4. Задание для группы «Актёры»:

- самостоятельно выбрать из текста эпизоды, наиболее важные для понимания смысла сказки и предложить их для инсценирования на уроке;

- разработать сценарий этих эпизодов;

- провести предварительный отбор актёров для участия в инсценировке;

- подготовить подходящие костюмы и декорации;

- организовать репетиции и подготовить выступление.

Подготовительный и основной этапы проводятся до урока. На уроке учащиеся показывают результаты своей работы, защищают их и проводят рефлексию.

Цель урока

формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности через изучение, понимание и осмысление содержания повести-сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

Задачи урока

познакомить учащихся личностью и творчеством французского писателя-романтика;

раскрыть авторскую позицию и его понимание нравственности, истинных и мнимых ценностей бытия;

развивать творческое и критическое мышление, коммуникативные способности учащихся.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос

В чем заключается смысл жизни? Каковы истинные и мнимые ценности бытия?

Проблемные вопросы

Почему Маленький принц явился именно к автору? Кто из героев сказки во время путешествия был интересен Маленькому принцу?

Учебные вопросы

Для кого написана эта сказка?

Каковы взрослые по мнению автора?

Как автор познакомился с Маленьким принцем? Каким он предстал перед вами?

Как жил Маленький принц на своей планете?

Какие уроки Маленького принца вы усвоили? Чему он вас научил?

План проведения урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний.

III. Презентация проекта.

IV. Аналитическая беседа по тексту.

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

VI. Рефлексия.

Ход урока

Эпиграф урока: Истина для человека — этo то, что делает его человеком.

А. де Сент-Экзюпери.

I Организационный этап.( целеполагание, объявление основополагающего вопроса и обращение к эпиграфу)

II. Актуализация знаний.

Вступительное слово (определение направленности и специфики работы над проектом, акцентирование внимания на значении изучения личности и судьбы писателя для понимания его творчества).

III. Презентация проекта.

а) Группа «Биографы».

Рассказ о жизни и творчестве писателя с демонстрацией на экран через мультимедийный проектор фотоматериалов, иллюстрирующих события и факты из жизни писателя.

Слово учителя: Книга «Маленький принц» занимает особое место в творчестве А. де Сент-Экзюпери, она стала его писательским завещанием. Эту философскую сказку он писал в 1943 году в перерывах между боями и посвятил своему другу Леону Верту, который в то время вынужден был скрываться от фашистов, с которым они часто спорили по разным жизненным вопросам. На первый взгляд, это — обычная сказка о том, как мальчик путешествует по сказочной галактике. Но это не так. A вот что хотел сказать нам автор этой книгой, какое завещание он нам оставил, мы узнаем на сегодняшнем уроке.

IV. Аналитическая беседа по тексту:

-Для кого написана эта сказка’?

-Почему Маленький принц явился именно к автору?

-Каковы взрослые, по мнению автора’?

Учитель: Давайте вспомним, как автор познакомился с Маленьким принцем. Каким же он предстал перед вами? Я просила вас дома подготовить словесный портрет Маленького принца. Какой же образ вы нарисовали в своем воображении?

- Как жил Маленький принц на своей планете?

Рассказ о планете Маленького принца.

Учитель: Действительно. Маленькому принцу было одиноко на своей планете, и он решил путешествовать. Давайте и мы отправимся в путешествие с Маленьким принцем.

Представление проекта по творческим группам: б)презентация группы «Исследователи» о карте художественного пространства сказки, героях по плану:

Характеристика героя.

Отношение Маленького принца к герою.

Защита макета своей планеты.

(Честолюбец. Деловой человек. Пьяница. Фонарщик. Географ).

- Кто из героев был интересен Маленькому принцу, а на чьей планете он даже не задержался?

в) Группа «Актёры».

Учитель: Трудно понять художественный мир сказки. Поможет в этом группа «Актеры». Цель этой группы — выбрать важные с их т.зр. эпизоды и проинсценировать их.

Выступление участников инсценирования эпизодов сказки.

г) Группа «Литературоведы».

Задание: — вспомнить содержание произведения, определить основные проблемы, поднимаемые автором устами Маленького принца и сформулировать их в виде кратких изречений-правил.

Представление группой «Литературоведы» результата своей работы: буклет «Правила жизни»

V. Подведение итогов.

Заключительное слово учителя.

Спасибо. Вы знаете, я очень рада, что вы так внимательно читали это произведение, и многие из вас не прошли мимо строк, над которыми задумывалась я, задумывались, может быть, ваши родители, читая эту книгу, и тысячи других ее читателей. Я открою вам один секрет. Читать эту книгу можно в любом возрасте. Совсем маленький ребенок воспринимает ее как сказку. Мы с вами сейчас увидели, что она заставляет нас задуматься над очень серьезными жизненными вопросами, мимо которых не пройдет ни один человек. Если вы прочитаете ее через некоторое время, когда станете старше, эта книга откроется вам по-другому. Все это загадочно и непостижимо. Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем-совсем не все равно.

Проблемы, которые поднимал в своём произведении Экзюпери, остались и по сей день. Поэтому эта сказка, написанная более 60 лет назад и переведенная на 160 языков мира, остается актуальной и сейчас, в начале третьего тысячелетия.

VI. Домашнее задание.

Творческие задания по выбору учащихся:

Написать эссе-рассуждение на тему: «Большие уроки Маленького принца, «Над чем заставила меня задуматься книга А. Де Сент-Экзюпери»‘? или «Завещание А. Де Сент-Экзюпери своим читателям.

Представление своего видения решения основополагающего вопроса в творческой форме, т.е. в виде схемы, кластера и т.д.

Рефлексия

- На все ли вопросы у вас есть ответы теперь, после такого подробного изучения сказки?

- В чем необычность и своеобразие художественного мира, пространства и времени, художественных образов этого произведения?

- Какие уроки Маленького принца вы усвоили? Чему он нас научил? (обсуждение основополагающего и проблемных вопросов)

(Автор устами своего маленького героя взывает к голосу сердца каждого человека, но он не навязывает читателю готовых рецептов жизни, его мудрая сказка — приглашение к размышлению: о любви и дружбе, об ответственности и человеческих пороках, о достижениях цивилизации и экологических проблемах, о необходимости планетарного мышления.)

- Как вы оцениваете работу группы и свое личное участие?

- Что бы вы пожелали себе и людям планеты Земля? ? (Ученики записывают свои пожелания на звездочках, заранее вырезанных и розданных им учителем. Затем эти звёздочки с пожеланиями прикрепляют к Карте путешествия Маленького принца).

Звучит песня «Маленький принц» в исполнении Валерии.

Приложения к уроку

1.Презентация «Биография Антуан де Сент-Экзюпери»

2.Буклет «Правила жизни»

Полезные ресурсы

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» — М.: «РОСМЕН», 1999.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

Intel «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб. Пособие – 10-е изд., перераб. – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.

Зарубежная детская литература. Составитель Чернявская С.И. – М.: «Просвещение», 1982.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2004.

http://festival.1september.ru/articles/414465/

http://dreamworlds.ru/kartinki/page,1,1,35150-antuan-de-sent-yekzyuperi-malenkij-princ.html

http://www.newacropol.ru/Alexandria/art/writer/exupery/