Урок Курская битва

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Арчаглы — Аят

Предметы: история России

Обществознание

Разработка интегрированного открытого урока

к 70 -летию Курской битвы «Огненная дуга»

(10-11 класс)

Авторы: Лопатина Г.А., учитель обществознания МОУ СОШ п. Арчаглы-Аят

Хабибулина С.А., учитель истории МОУ СОШ п. Арчаглы-Аят

Цели:

-Сформировать у учащихсяся представление о ходе Курской битвы, ее роли и значении в Великой Отечественной войне, в истории Второй мировой войны ;

-Закрепить, углубить знания учащихся о Курской битве;

-Воспитывать уважение к героическому прошлому нашей страны,

формировать чувства ответственности и национальной гордости , гражданственности и патриотизма.

Оборудование:

-мультимедийный экран;

-презентация « Курская битва»;

- ЦОР «От Кремля до Рейхстага»;

- материалы школьного музея;

-«Победа века». Челябинская область в великой Отечественной войне. Популярная военная энциклопедия;

-статистическая таблица по данным социологического опроса.

Ход урока:

1.Музыка « Священная война»

2.Учитель истории:

-Наш урок посвящен одному из самых тяжелых, но одновременно и самых выдающихся событий истории ВОВ советского народа против фашистских захватчиков 1941-45 гг. Событие это- Курская битва летом 1943 года. В этом году наша страна отмечает 70 летний юбилей этой грандиозной битвы.

Чем дальше уходит в прошлое драматизм тех дней , тем труднее сохранить в памяти, то, что произошло на огненной дуге. Во многих книгах о Второй мировой войне, написанных за рубежом, Курская битва вообще не упоминается или рассматривается как малозаметное событие.

Но факты истории- вещь упрямая, и не только для серьезного исследователя. А они говорят сами за себя. Размах и напряжение противоборства СССР и Германии достигли под Курском невиданного ранее масштаба и накала .

В сражении с обеих сторон в ходе битвы, длившейся 50 дней, было последовательно вовлечено более 4 млн. человек, около 70 т. орудий и минометов, более 13 т. танков и САУ и около 12 т. боевых самолетов, что было значительно больше, чем имело место под Москвой и Сталинградом.

Уже одно это доказывает, что Курское сражение было одним из величайших событий Второй мировой войны, выдающимся проявлением мужества и героизма советских людей. Способность к преодолению гигантских трудностей и тяжелейших испытаний, постоянная готовность к подвигу во имя Родины стали нормой поведения людей. Об этом нельзя забывать никогда.

За Сеймом на холмистом берегу ,

Незваный гость по нашим селам блудит,

Мы не забудем Курскую дугу,

Но трижды враг ее не позабудет!

(Геннадий Степанов. Из письма).

3.Учитель обществознания и учащиеся 10 класса.

Анализ социологического опроса о Курской битве.

Было опрошено 95 жителей нашего посёлка (первая возрастная группа от 10 до 20 лет, вторая возрастная группа: от 21 и старше). Опрос проводили учащиеся 10кл. Заданы вопросы:

1.Что вы знаете о битве под названием Огненная дуга?

2.В каком году была Курская битва?

3.В чём значение этой битвы в ходе Великой Отечественной войны?

Результаты опроса:

-Знание Курской битвы под названием Огненная дуга показали 15% опрошенных первой группы и 25% второй группы.

-Знание года Курской битвы показали 30% опрошенных первой группы и 60% второй группы.

-Знание роли Курской битвы в ходе Великой Отечественной войны показали 25% опрошенных первой группы и 80% второй группы.

По данным социологического опроса и проведённому анализу мы делаем вывод, что молодое поколение недостаточно знают о таком знаменательном событии в истории нашей страны и истории Великой Отечественной войны как Курская битва. Сегодняшний урок должен пройти как дань памяти погибшим в годы войны и признательности ветеранам за их героизм.

4. Учитель истории:

-Нам сегодня предстоит вспомнить драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которые в итоге привели к Победе советского народа в великой Отечественной войне.

-Предлагаю вам посмотреть хронику военных лет « Подготовка к сражению»-4-5 м.

(включает диск ЦОР)

Далее презентация на экране. 1, 2, 3 слайды.

Материал о Курской битве представляют учащиеся 11 класса:

1 ученик - Историческая справка о Курской битве. Слайд 4, 5

2 ученик- Слайд 5( карта), 6 ( танки), 7, 9, 10.

3 ученик- Слайд 5, 10, 11, 19 ( салют).

4 ученик – Битва под Прохоровкой. Слайд 15, 16.

Отрывок из хроники военных лет « Битва под Прохоровкой» (на хрон. ленте.)

5 ученик- Слайд 7, ( Курская битва 5 июля 1943-23 августа 1943гг.)

5. Учитель истории: . Слайд 12, 13, 14.

— Информационная справка о силе противоборствующих сторон, командующих фронтов с обеих сторон.

6. Ученик — Итоги Курской битвы. Слайд 17- 22

7.Учитель обществознания и учащиеся 10класса

Об участии южноуральцев в Курской битве (Сообщения)

8.Учитель истории.

Итог урока.

-В чем значение Курской битвы в Великой отечественной войне, во Второй мировой войне?

-Какие вы можете сделать выводы по анализу социологического опроса?

-Является ли, на ваш взгляд, это проблемой подрастающего поколения?

-Какие будут ваши предложения по решению проблемы?

- Учащиеся отвечают на вопросы, обобщая материал урока.

Учителя организуют обсуждение проблемы в режиме интерактивности.

Слайд 23-26.

Анализ социологического опроса о Курской битве

Всего опрошено 95 человек

1 группа: от 10 до 20-22лет (50 чел.); 2 группа: от 23 и старше(45чел)

Вопрос

1 группа

% к кол-ву опрошеных

2 группа

% к кол-ву опрошеных

1

Что вы знаете о битве под названием Огненная дуга?

15%

25%

2

В каком году была Курская битва?

30%

60%

3

В чём значение этой битвы в ходе Великой Отечественной войны?

25%

80%