Урок кубановедения Военные походы гуннов 6 класс

Урок кубановедения в 6 классе

Тема: Военные походы гуннов

Цели:

Познакомить учащихся с событиями, связанными с появлением кочевников-гуннов на Кубани;

Продолжить обучение поиску информации в историческом источнике;

Развивать монологическую речь учащихся, умение составлять рассказ не определённую тему по предложенному плану.

Оборудование: учебник Кубановедение для 6 класса под редакцией Б.А. Трёхбратовой, карта «Кубань и Причерноморье в IV – X вв».

Ход урока:

Организация учащихся

Актуализация знаний

Мы приступаем к изучению темы «Кубань в эпоху Средневековья».

Но для начала давайте извлечем из глубин нашей памяти следующие знания:

- Хронологические рамки эпохи средних веков (V – XV, начало XVI вв.)

- С какими событиями связывают начало этой эпохи? (Великим переселением народов.)

- Какой народ дал толчок к началу этого события? (Гунны).

III. Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя. На Кавказе эпоху Средневековья также связывают с завоевательными походами гуннов. Давайте вспомним, почему в древности народы кочевали с одного места на другое? (Перемещение народов было связано с поиском пищи, поиском новых пастбищ для скота).

Выдающийся историк и географ Л.Н. Гумилев объяснял перемещение народов так: в первые века новой эры усиливается активность племён, кочевавших по просторам Евразии. Эта активность объяснялась климатическими процессами. В зависимости от направления движения воздушных потоков степь или усыхала, или увлажнялась. На первые века новой эры пришёлся период усыхания степи, которое привело в упадок хозяйство кочевников.

Кочевники, овладев техникой конного боя отправлялись в поисках добычи на территорию соседних народов. Одним из самых воинственных кочевых племён были гунны.

— Какой народ и как пытался противостоять гуннам? (Китайцы, построив Великую китайскую стену).

- Что же это за народ, мы узнаем из текста учебника.



2. Самостоятельная работа учащихся с учебником (с. 52: 3 абзац – до конца пункта).

Закончить предложения (письменно в тетради):

Гунны представляли собой………………….



Основой общественного строя гуннов…………………………………

Хозяйственная жизнь гуннов основывалась…………………………….

Война для гуннов – это ……………………………………………………

3. Рассказ учителя.

В конце I — середине II в. гунны проникли в Среднюю Азию, Приуралье, Восточную Азию, на Северный Кавказ.

-Как вы думаете, какова судьба народов, которые встречались гуннам на пути?

Непрерывные успешные войны привели гуннов к Волге, на берегах которой они задержались почти на два века.

- Как вы думаете почему?

После того, как гунны всё-таки разгромили и присоединили племена Северного Прикаспия, они переправились через Волгу и двинулись на Северный Кавказ.

3. Работа с картой (с.53 учебника)



1. Проследить гуннов по территории Северного Кавказа?

2. С каким народом пришлось столкнуться гуннам на территории Северного Кавказа?

4. Работа с документом.

Слухи о неумолимой жестокости и непобедимости гуннов опережал бег их коней. Сведения об этом мы черпаем из исторических источников. Чтение текста Аммиана Марцеллина о гуннах.

Вопросы к тексту:

— Как, по свидетельствам современников, выглядели гунны?

- Почему на поле боя гунны не знали поражения?

??? Как вы думаете чем закончилось столкновение гуннов и народов Северного Кавказа?

Учитель обобщает, дополняет ответы детей:

Для Боспорского царства вторжение гуннов оказалось губительным, большая часть его городов так и не возродилась после погрома. Боспорское царство перестало существовать.

IV. Итог урока:

Составление рассказа о гуннах по плану: ( план на доске)

а) территория первоначального проживания племён;

б) особенности общественного строя и хозяйственной жизни;

в) направления завоевательных походов;

г) причины, способствовавшие военным победам.

Домашнее задание: § 9, составить словарь урока.

0