Урок кубановедения в 7 классе Освоение кубанских степей

7 класс

Тема урока «Хозяйственное освоение кубанских степей»

Ход урока

Цели:

- Раскрыть отрицательные стороны влияния хозяйственной деятельности человека на природу степи

- Обозначить экологические проблемы своей местности и возможные пути их решения

- Воспитывать бережное отношение к природе

Орг. момент

Проверка домашнего задания

- Какую часть территории Краснодарского края занимает степная зона?

- На какие три крупные территории можно разделить степную зону?

- Соотнесите фотографии с названием территории.

- Продолжи фразу

Лето в степи… жаркое, сухое

Зима сравнительно…тёплая

Весна на Кубани…ранняя

Реки в степной части…мелководные

Река Кубань самая…длинная, многоводная

Чернозёмы самые… плодородные

- Кто лишний и почему? (рысь обитает в горной местности, называют других животных)

- Ответь на вопрос, выполни задание:

Почему Таманский полуостров часто называли островом?

Чем интересны озера Голубицкое и Солёное?

Покажи на карте Закубанские реки.

Покажи на карте Степные реки.

Почему степная зона наиболее интенсивно осваиваются человеком?

Изучение нового материала.

Тема урока : «Освоение человеком степной зоны»

На слайде

Рассказ учителя о воздействии человека на природный комплекс Азово-Кубанской равнины, работа со словарём.

Из-за уничтожения растительности почва подвергается ветровой эрозии

Применение сельскохозяйственной техники разрушается структура почвы

Мероприятия с целью сохранения плодородия кубанских чернозёмов

Правильная вспашка

Соблюдение севооборота

Проведение мелиоративных работ

На слайде Редкие и исчезающие виды животных на территории района.

Опережающее задание учащихся об исчезающих видах : Дрофа, Розовый пеликан ( приложение №1,2)

Учитель разбивает на группы, работа с учебником.

1 гр. Назовите экологические проблемы степных рек, предложите мероприятия для решения этих проблем.

2 гр. Расскажите о влиянии человека на природу Таманского полуострова.

3 гр. Расскажите об освоении человеком территории Закубанья.

Рефлексия

- Что послужило причиной изменения естественного облика кубанской степи?

- Воздействие человека

РЕШЕНИЕ ТЕСТОВ (приложение №3)

Подведение итогов

Домашнее задание : параграф 2, сообщения об исчезающих видах животных степи

Приложение №1

Розовый пеликан Отряд Веслоногие Семейство Пеликановые

Статус. Вид находится под угрозой исчезновения.

Краткое описание. Крупная птица с размахом крыла до 3 м и массой 8 – 11 кг. Оперение бледно — розовое. Маховые крылья чёрные с белыми стержнями. Вокруг глаз жёлтое кольцо. На голове хохолок из перьев. Все пальцы на коротких и сильных ногах жёлтого цвета соединены перепонками. Длина клюва до 60 см. Питается рыбой. Гнездится небольшими колониями в труднодоступных местах среди камыша. Гнездо сооружает из веток, сучьев, палок, травы и стеблей камыша. Откладывает яйца в мае. В кладке не более 3 белого цвета яиц с толстым известковым налётом. Насиживание 33 дня. Птенцы находятся с родителями 14 месяцев. Зимуют пеликаны в Индии, Иране, Египте, Турции, Болгарии.

Распространение и среда обитания. В Краснодарском крае – в дельте Кубани, в Ахтарско – Гривенской системе лиманов.

Численность и тенденция её изменения. В 1987 — 1988 гг. на о.Голеньком в колонии с кудрявым пеликаном, большим бакланом и другими птицами гнездилось 4 пары.

Лимитирующие факторы и меры охраны. Освоение р. Кубани под рисосеяние, применение ядохимикатов, выжигание тростника, беспокойство со стороны охотников и рыболовов, браконьерство. В местах гнездования пеликанов следует организовать заказники, а в дельте р. Кубани необходимо организовать заповедник.

Приложение №2

ДрофаОтряд Журавлеобразные Семейство Дрофиные

Статус. Вид находится под угрозой исчезновения.

Краткое описание. Крупная птица, масса до 11 – 12 кг. Оперение самца охристо – рыжее с поперечными чёрными полосами. Голова и пучки перьев – усы по бокам головы – пепельные. Самка меньше самца, у неё отсутствуют усы. Перелётная птица. Гнездится на открытых участках. В кладке 2 – 3 яйца. Насиживание около месяца. Воспитанием потомства занимаются самки. Самцы держатся отдельно, собравшись в небольшие табуны. Легко переносит низкую температуру, может доставать корм даже из – под снега, пока он не глубок. В суровые зимы улетает на южный берег Чёрного моря. Питается мелкими грызунам, ящерицами, насекомыми и их личинками, плодами, семенами, почками и другими съедобными частями травянистых и кустарниковых растений. В последнее время гнездится на посевах злаков, но из – за ранних сельскохозяйственных работ не успевает вывести потомство и воспитать птенцов.

Распространение и среда обитания. В Краснодарском крае – в районах Азово – Кубанской низменности.

Численность и тенденция её изменения. Заметно сокращается. По ориентировочным данным, в крае ежегодно регистрируется не более 400 птиц, гнёзда и выводки встречаются крайне редко.

Лимитирующие факторы и меры охраны. Распашка земель, механизация и химизация сельского хозяйства, раннее сенокошение, частая обработка полей, вытаптывание гнёзд скотом,браконьерство с применением автотранспорта. Целесообразно в местах гнездования организовать заказники и степной заповедник, ограничить применение ядохимикатов и удобрений, ужесточить борьбу с браконьерством.

Приложение №3

Выбери правильный ответ

В настоящее время естественная степная растительность сохранилась

А) По берегам рек; Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа

Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-

А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение

Песок, глина, гравий, мергель, гипс – это

А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные

На Тамани благоприятные условия для разведения

А) пшеницы; Б) винограда; В) риса

Каналы и водохранилища построены

А) На Азово-Кубанской равнине, Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.

Выбери правильный ответ

В настоящее время естественная степная растительность сохранилась

А) По берегам рек; Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа

Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-

А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение

Песок, глина, гравий, мергель, гипс – это

А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные

На Тамани благоприятные условия для разведения

А) пшеницы; Б) винограда; В) риса

Каналы и водохранилища построены

А) На Азово-Кубанской равнине, Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.

Выбери правильный ответ

В настоящее время естественная степная растительность сохранилась

А) По берегам рек; Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа

Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-

А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение

Песок, глина, гравий, мергель, гипс – это

А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные

На Тамани благоприятные условия для разведения

А) пшеницы; Б) винограда; В) риса

Каналы и водохранилища построены

А) На Азово-Кубанской равнине, Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.

Выбери правильный ответ

В настоящее время естественная степная растительность сохранилась

А) По берегам рек; Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа

Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-

А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение

Песок, глина, гравий, мергель, гипс – это

А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные

На Тамани благоприятные условия для разведения

А) пшеницы; Б) винограда; В) риса

Каналы и водохранилища построены

А) На Азово-Кубанской равнине, Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.