Урок кубановедения в 5 классе по теме Древние собиратели и охотники

Урок кубановедения в 5 классе по теме:

«Древние собиратели и охотники»

Цель урока: создавая условия для становления личностных компетенций учащихся, способствовать формированию знаний об основных этапах эволюции человека и расселении людей по территории Кубани в эпоху палеолита.

Задачи:

воспитательная

– воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной, ответственности, воспитание любви к родному краю.

развивающая

– развитие творческого мышления, активизация мыслительной деятельности; развитие познавательного интереса к предмету кубановедения

образовательная

– способствовать освоению знаний об основных этапах эволюции человека и расселения людей по территории Кубани, в эпоху палеолита; систематизации знаний учащихся.

Ядро содержания обучения:

основные понятия по теме:

палеолит, культурный слой, питекантроп, присваивающее хозяйство, родовое устройство, ритуал, религия.

предварительная подготовка учащихся:

материал, изученный на предыдущих уроках, подготовка сообщений;

предварительная подготовка учителя:

подготовка материала урока, разработка презентации.

Формы работы:

индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения:

словесный, практический, наглядный.

Используемые технологии:

групповые технологии, игровые технологии, ИКТ.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, презентация, атлас с контурными картами. История Кубани; карточки, камешки, рабочие листы.

Учебник:

Кубановедение: археология, мифология, культура. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2008.

Тип урока:

Комбинированный.

План урока

Организационно-психологический момент – 1 мин.

Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу – 7 мин.

Изучение нового материала – 20 мин. Физкультминутка – 2 мин.

Закрепление и систематизация знаний и навыков – 5 мин.

Подведение итогов урока. 2 мин.

Домашнее задание – 1 мин.

Рефлексия – 2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Ребята сегодня мы с вами ребята отправимся в путешествие по древней Кубани и посетим эпоху каменного века.

(Класс делится на три команды (стоянки): стоянка Ильская, стоянка Богатыри, Губская стоянка). Назначается в каждой команде писарь, записывающий количество полученных жетонов-камешков каждым учащимся, имея право тоже участвовать в игре. При правильных ответах каждый учащийся получает морские камешки.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель:

Но сначала давайте вспомним основные эпохи первобытности. (Команды поочередно называют три основные эпохи: каменный век, бронзовый век и железный век). СЛАЙД 2

А теперь скажите, с чем связаны названия древних исторических эпох?

Как называется наука, занимающаяся изучением древней истории?

Назовите исторические источники, которыми пользуются археологи для описания событий, происходящих в далекой древности. исьменные, вещественные, изобразительные). СЛАЙД 3

А сейчас я называю вам вид исторических источников, а вы из лежащих у вас на столах карточках с названиями источников информации, поднимаете вверх карточку соответствующую названному виду. арточки с надписями: каменное рубило, скребок, эпитафия (надгробная надпись), скифский меч, рисунки на кости, керамике, скалах; глиняная посуда, книга Геродота «История).

Например, я называю вещественные источники – вы поднимаете вверх карточку с названием каменное рубило.

Получая знания из перечисленных видов исторических источников, археологи установили, что первые люди на Кубани появились СЛАЙД 4:

А) более 1 млн. лет назад,

Б) более 500 тыс. лет назад

В) более 50 тыс. лет назад.

Откуда и какими путями двигались древние люди к территории нашего Краснодарского края? СЛАЙД 5 (С юго-востока Африки. Постепенно продвигаясь на север и осваивая все новые и новые территории, первобытные люди достигли Передней Азии, а затем и Закавказья. Двигаясь вдоль Черного моря, преодолев перевалы, они оказались в Прикубанье. Другой поток древних людей направлялся с запада, со стороны Карпат.)

Как называются места, где длительное время жили люди? (Стоянки)

III. Изучение нового материала

И так, река времени принесла нас в каменный век. И представьте, что каждая команда представляет собой одну из стоянок древней Кубани: 1 команда стоянка «Богатыри, 2 команда – Стоянка Ильская и 3 команда стоянка – Губская стоянка. Загляните в карту и найдите каждый свою стоянку.

Это самые древнейшие стоянки, которые относятся к эпохи палеолита каменного века. Вы наверняка задали себе вопрос, а что это за эпоха каменного века. Так вот каменный век, длившийся несколько тысячелетий делится на 3 периода: палеолит — древний каменный век, мезолит — средний каменный век, неолит — новый каменный век, энеолит — медно-каменный век) СЛАЙД 7

палеолит

палеолит

Задание: на листочках допишите смысловой ряд (СЛАЙД 8):

энеолит

энеолит

Интерактивная беседа (передача и объяснение информации, просматривая слайд-фильм)

В теплом климате раннего палеолита происходило становление человека типа питекантропа (обезьяночеловека). У людей этого периода существовала примитивная общественная организация: первобытное человеческое стадо. Тогда появились первые орудия труда – ручные рубила и режущиеся осколки. Кроме находок отдельных орудий труда, археологи открыли также стоянки первобытных людей. К числу ранних стоянок относятся Абадзехская, Хаджок, Шаханская. (СЛАЙД 9)

Люди не сразу научились строить искусственные жилища. Места их обитания были естественные гроты и пещеры. Занимались они в основном охотой и собирательством. Древнейшие люди не умели добывать огонь. Их хозяйство было присваивающим. Его основу составляла охота на крупных животных. (СЛАЙД 10)

В эпоху среднего палеолита люди поднялись еще на одну ступеньку в своем развитии: появился новый человек – неандерталец. В этот период произошло обледенение и общее похолодание. Людям пришлось совершенствовать охотничье хозяйство. Они стали охотится на крупных животных, таких как мамонт, шерстистый носорог, пещерный бык, пещерный медведь.

В это время люди научились строить искусственные жилища. Жили люди группами по 20-25 человек, умели изготавливать различные орудия труда из камня, дерева, кости. Они были крепкого телосложения, невысокого роста (155-165 см), с крупной головой, сильными руками и мускулистыми ногами.

Выжить в тяжелых природных условиях людям помогло использование огня. Открытие различных способов добывания огня стало еще одним важным шагом в развитии человека. Обладание огнем дало ему защиту от холода, от диких зверей, уменьшало зависимость от погодных условий.

В среднем палеолите люди стали объединяться в более крупные и сплоченные коллективы. У них уже появились зачатки родового устройства. (СЛАЙД 11)

К среднему палеолиту относятся древнейшие захоронения людей. Возникает определенный порядок захоронения – погребальный ритуал. В могилу умершего клали некоторые вещи, которыми он пользовался при жизни. Это означает, что у людей возникли представления о загробной жизни. Их появление свидетельствует о наличии у неандертальцев первых зачатков религии.

На Кубани было найдено 80 памятников среднего палеолита – Ильская, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская, Хостиская – пещерные стоянки. (СЛАЙД 12)

Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент видеофильма «История Кубани»

Ребята расскажите о стоянках среднего палеолита. (Каждая команда представляет свою стоянку)

Физкультминутка

Представители каменного века показывают танец первобытных людей у костра, остальные дети повторяют движения.

IV. Закрепление и систематизация знаний и навыков

Словесная игра «Снежный ком»

Условия игры: словами передать информацию, свои знания, полученные на уроке об эпохе каменного века. Задача «скатать самый большой и снежный ком». Каждая команда говорит по одному предложению. Начинает игру учитель:

Каменный век на Кубани начался около 600 тыс. лет назад…

V. Подведение итогов урока.

Подсчитывается каменная, “прибыль” каждой команды, подводятся индивидуальные итоги, награждаются лучшие представители каждой стоянки. Учитель комментирует отметки.

VI. Домашнее задание. СЛАЙД 13

Прочитать § 1 на стр. 7-11. Ответить на вопросы на стр. 11. На контурную карту нанести стоянки палеолита.

VII. Рефлексия. СЛАЙД 14

В своих тетрадях нарисуйте смайлику улыбку:

Активно работал – улыбка

Работал, но не активно – полоска

Был пассивен – опущенные уголки губ

Используемые источники информации:

Кубановедение: археология, мифология, культура. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2008.

Поурочное планирование к учебнику кубановедения: 5 кл./Н.Ю. Голикова, О.Ю. Морозова, А.А. Прядущенко. – Краснодар: Традиция, 2010

festival.1september.ru

http://www.ilskiy.su

http://www.kurortkuban.ru