Урок кубановедения Материальная культура 8 класс

Урок кубановедения 8 классе

Тема: Материальная культура.

Цели:

-выявить особенности традиционного уклада жизни кубанских казаков;

- выделить компоненты казачьего быта, сохранившиеся до нашего времени;

-рассмотреть влияние казачьих традиций на современное жилищное строительство;

- продолжить формирование навыка выделять главное в тексте, делать схематические записи.

Оборудование: Кубановедение, 8 класс – учебное пособие для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.А. Трёхбратова, Краснодар 2011; мультимедийное оборудование.

Форма проведения: этнографическая экспедиция (учащимся заранее даётся задание подобрать справочный материал к уроку)

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Урок начинается в школьном дворе на казачьем подворье, продолжается в кабинете кубановедения.

Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в этнографическую экспедицию.

Справка: Этнография — часть исторической науки, изучающая народы, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Учёные – этнографы фиксируют полученные сведения с целью дальнейшей систематизации, поэтому мы с вами все полученные сведения будем отображать в этнографическом дневнике.

Изучение нового материала.

Предметом нашей экспедиции будет материальная культура кубанского казачества..

??? К концу урока мы с вами должны выяснить, что называют материальной культурой.

2.Вступительное слово учителя.

30 июня 1792 года императрица Екатерина II, подписала жалованную грамоту черноморцам на владение кубанскими землями. Первая партия казаков – переселенцев 25 августа 1792 года прибыла в Тамань. В течение октября прибывали на Кубань и другие переселенцы из Украины. Им предстояло жить в новом месте, осваивать новые земли. И здесь они столкнулись с проблемой: из чего строить хаты? Ведь леса-то здесь нет! Способ строительства жилья подсмотрели казаки у адыгов.

Практическая работа. Учащиеся рассматривают на подворье макет хозяйственной постройки, сделанной из прутьев. Знакомятся с технологией ограждения подворья, строительства жилища из турлука

Позже стали строить саманные хаты. При выяснении технологии строительства саманного жилища можно опереться на жизненный опыт учащихся.

??? Что общего у саманной и турлучной хаты? После просыхания глины и саманную и турлучную хаты белили, крыли соломой (или камышом).

3.Учащиеся возвращаются в класс, в тетрадях схематически оформляют новые знания.

ХАТА КАЗАКА

САМАННАЯ

ТУРЛУЧНАЯ

Саман – необожженный кирпич – глина+ солома+ конский навоз

Турлук –плетень из прутьев и камыша +глина

Снаружи белили, крыли соломой или камышом

Красивой и нарядной была казачья хата снаружи.

Ну а теперь давайте познакомимся, как казачки украшали хаты изнутри.

- Традиционным элементом убранства кубанского жилища были рушники. Ими украшали иконы в «святом углу», зеркала в деревянных резных рамах, семейные фотографии. (Учащиеся рассматривают рушник, обращают внимание на орнамент).

Справка учащегося:

Рушни́к — расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.



Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Узорывышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками. Впоследствии вышивка утратила своё смысловое значение и стала носить только эстетический характер.

Вывод о видах декоративно-прикладного искусства, которым занимались женщины: вышивка, плетение кружев, ткачество.

- В казачьих семьях линейных и закубанских предгорных станиц, богатых лесом, был развит промысел, связанный с изготовлением утвари из дерева. (Рассматривается утварь, определяется её предназначение.)

- Мы уже говорили об использовании глины для строительства жилья. Однако, из курса истории знаем, что глина издавна использовалась для изготовления посуды, которая широко использовалась в хозяйстве. (Рассматривание образцов глиняной посуды). Мастерами гончарами славилась станица Пашковская.

-Кузнечное ремесло, как и гончарное, является одним из старейших. Кубанские кузнецы создавали изумительные орнаменты с из металлических кружев. Это ремесло называется ковань. (Демонстрация фотографий ковани на старинных городских зданиях)

- Отразить название видов декоративно-прикладного искусства в этнографическом дневнике (учащиеся делают записи).

5. Военный быт влиял на внешний вид казака, его одежду. В течение XIX века постепенно сложились традиционные мужской и женский костюмы кубанских казаков.

Мультимедийная презентация учащихся «Традиционная мужская и женская одежда кубанских казаков»

Запись в этнографический дневник:

- Казачий форменный костюм:

-Традиционный костюм казачки:

6. В одной украинской песне, которую любят на Кубани есть такие слова: Ой, мій милий варенички хоче. Какие ещё блюда кубанской кухни вы знаете? Что вы знаете об их происхождении.

Основой питания казачьей семьи был хлеб. У казаков даже была пословица: «Хлеб да вода — казачья еда»

Сообщение учащегося:

Выпечкой хлеба занимались женщины. Не считая времени на предварительное приготовление дрожжей из хмеля, на это уходило почти два дня и ночь. Всю работу, связанную с приготовлением хлеба выполняла старшая женщина – свекровь (мать, старшая невестка).

Существовал ряд предписаний и запретов, которых старались придерживаться: нельзя печь хлеб в пятницу (день страстей Господних), если знали, что в селе есть покойник, при приготовлении теста, хлеба детям запрещалось бегать, шуметь, закрывали двери, окна. Во время еды хлеб положено было каждому съедать до конца.

Хлеб присутствовал и в различных казачьих обрядах. Вот лишь некоторые из них. С хлебом шли сваты. Его разрезание в присутствии сватов означало согласие на брак. Свадебные хлебы, каравай, шишки пекли замужние, неразведённые женщины. Около умершего стояли хлеб-соль, пшеница со свечой в стаканчике, мёд, вода. Поминали пирожками, лепёшками. Хлеб (зерно) применялся в гаданиях..

Таким образом, хлеб рассматривался как основа, олицетворение жизни.

Вывод: Наша этнографическая экспедиция подошла к концу. Исходя из рассмотренного на уроке материала, мы должны ответить на вопрос: Что такое материальная культура казаков?

Одежда

Жилище

, подворье

Занятия, ремёсла



Материальная культура казаков



Кухня

Предметы быта

Давайте определим под воздействием каких факторов складывались традиции и обычаи кубанских казаков.

Традиционная культура казаков

Культура горцев

Культура казаков-линейцев

Культура казаков — черноморцев

Итог урока.

Подведём итоги нашей экспедиции.

- Что было самым ИНТЕРЕСНЫМ на уроке?

- Что было самым ТРУДНЫМ на уроке?

- Что было самым ГЛАВНЫМ на уроке?

Домашнее задание: § 11, вопросы 3, 5 проиллюстрировать.