Урок кубановедения Дольменная культура 5 класс

Урок кубановедения в 5 классе

Тема: Дольменная культура.

Цели:

-познакомить учащихся с мегалитическими памятниками Кубани;

-продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи исторического процесса;

-воспитывать интерес к древней истории и культуре края.

Оборудование: Б.А. Трёхбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение, 5 класс – учебник, Краснодар 2008; Атлас «История Кубани», видеофильм, мультимедийное оборудование.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Просмотр видеофильма о дольменах. Вопросы к фильму озвучиваются перед просмотром, записаны на доске.

- Знаете ли вы, как называются эти сооружения?

- Что у них общего?

— Чем отличаются?

Учитель: Эти сооружения называются дольмены. Давайте выясним как дольмены определяют учёные? (знакомство с понятием)

Дольме́ны (от брет. Taol maen —каменный стол) — древние мегалитические  (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) сооружения определённой формы. Объект исследования археологов.

Итак, мы определили предмет нашего изучения на уроке, а теперь давайте сформулируем тему урока. (Учащиеся формулируют тему, записывают её в тетрадь.)

В конце XVIII века казаки переселились на Кубань. Обнаружив дольмены, они решили, что построить их могли только очень сильные люди. Ведь высота некоторых дольменов свыше двух метров,, длина около пяти, толщина плит — 40 см и больше, а общий вес плит дольменов от 6 до 25 тонн.

У горцев (адыгов), являющихся коренными жителями этих мест, тоже есть легенда, объясняющая появление дольменов.

Работа с учебником. Чтение легенды §5 п. 1 с.30-31.

Задание № 1.

Заполнить пропуски в тексте.





О происхождении дольменов на Кавказе давно уже сложились ……… Казаки называли их ………… …………….. У адыгов дольмены называли …………. Они считали, что дома эти построили ……….. для …………

Давайте, вспомним, как называют учёных, изучающих дольмены?

Большой вклад в изучение дольменов внёс В.И. Марковин. Он определил распространение дольменов на Кавказе, подробно их исследовал и описал 2308 дольменов. Было установлено, что дольменная археологическая культура просуществовала с 2700 до 1400 г. до н.э.

Задача: определить продолжительность эпохи дольменной археологической культуры.

— Назначение дольменов – погребальные сооружения, скорее всего, одной кровнородственной группы.

4. Работа с учебником.

- Рассматривание иллюстраций учебника с. 31-32, сравнение внешнего вида дольменов, словообразовательный анализ названий дольменов. Характеристика (с. 32) типов дольменов, их признаки – запись в тетрадь под руководством учителя.

5. Работа с картой дольменов Кавказа.

— Найти места самых больших скоплений дольменов.

- Определить ближайшее расположение дольменов по отношению к нашему городу.

6. Рассказ учителя о строительстве дольменов.

- Как называется материал, из которого строили дольмены?

III. Рефлексия

Игра «Цепочка».

Кавказ, дольмены, казаки, богатыри, карлики, великаны, песчаник, катки, верёвки, солнце.

Составить рассказ о дольменах Кавказа с использованием предложенных слов по цепочке. Слова можно использовать в косвенных падежах.

IV. Итог урока.

!!! Проблема (по материалам Интернет-рисурсов).

Дольмены принесли Западному Кавказу мировую археологическую известность, включены во все энциклопедии, стали предметом научной зависти зарубежных археологов и гордости отечественных. Однако репутация памятников мирового класса не спасает их от варварского отношения туристов, экскурсантов, местных жителей. Сотни дольменов уничтожались при строительстве дорог, карьеров, жилья, во время лесоразработок и военных учений, планировании сенокосов, садов и огородов, разрушены кладоискателями.

- Какая проблема поднимается пользователями Интернета?

- Почему разрушаются дольмены?

-Что вы предлагаете сделать, чтобы сохранить дольмены?

Домашнее задание: § 5, вопрос 3 (изготовить макет дольмена)