Урок Крымская война 1853-1856 гг

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Курганинский аграрно-технологический техникум»

Краснодарского края

План открытого урока

по учебной дисциплине:

История

по теме:

«Крымская война»

Из опыта работы

Преподавателя общеобразовательных дисциплин Н.Г. Мильчевская

г. Курганинск, х. Красное Поле, 2013 г.

П Л А Н

проведения открытого урока по предмету

«История»

Тема урока: «Крымская война»

Цели урока

1. Образовательные:рассказать, что в Крымской войне столкнулись две системы: передовая – капиталистическая (Англия, Франция) и отсталая – крепостническая (Россия), подчеркнуть необходимость отмены крепостного права.

2. Развивающие: развивать у учащихся навыки работы с картами, схемами, историческими источниками, умение, анализировать исторический материал, использование мультимедийные презентации и учебники.

3. Воспитательные:воспитывать чувства патриотизма и гражданской ответственности; способствовать формированию нравственной ценности, осознанию таких понятий как историческая память, долг, честь, совесть.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: рассказ с применением наглядных пособий, упражнений, беседа с использованием поисковых вопросов, опережающее обучение

Материально техническое обеспечение

карта “Крымская война 1853-1856 гг.”, мультмедийная презентация

Ход урока

1. Организационный момент

1. Психологический прием расположения аудитории к преподавателю.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Преподаватель: «Жизнь каждого принадлежит Отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу» П.С. Нахимов.

Тема нашего урока «Крымская война». Цель урока: ознакомление с событиями происходившими в ходе Крымской войны 1853-1856 гг. Работать будем по следующему плану:

Направления внешней политики России в период правления Николая I. Восточный вопрос и его обострение в середине XIX в.

Причины Крымской войны и ее характер.

Синопское сражение.

Оборона Севастополя.

Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

План записан на доске

2. Изложение нового материала

Преподаватель: Середина XIX В. Капиталистические страны Западной Европы ищут новые колонии, рынки сбыта, сферы влияния. Это приводит к крайнему обострению противоречий между главными капиталистическими державами. Интересы их столкнулись в решении так называемого “восточного вопроса”. Противоречия, связанные с “восточным вопросом” продолжались более чем столетие, с русско-турецких войн XVIII века до конца XIX века.

(Презентация. Слайд № 3, 4, 5)

Вопросы для беседы:

1.Вспомните, в результате каких войн к России отошло Черноморское побережье? (Русско-турецкая война 1828-1829 гг., территория от Сухуми до Поти).

2.Какие территории Балканского полуострова получили автономию и независимость? (Автономию получили Сербия, Молдавия и Валахия, независимость – Греция).

Преподаватель: Таким образом, балканские народы были освобождены из-под турецкого гнета. Это было прогрессивное явление.

В середине XIX века происходит обострение “восточного вопроса”, вызванное ослаблением Османской империи, которая в то время включала в себя Северную Африку, значительную часть Балканского полуострова и страны Ближнего Востока.

(Презентация. Слайд № 6, 7)

Вопросы для беседы:

2.Каковы внешнеполитические планы Российской империи на Балканском полуострове и Ближнем Востоке? (Укрепление позиций на Балканах, установление контроля над Босфором и Дарданеллами, закрытие этих проливов для иностранных судов, обеспечение выхода российских кораблей в черное и Средиземное моря и т.о, обезопасить южные границы России)

2.Какая связь существовала между внешней политикой царизма и внутренним положением России? (Реакционная политика, усиление угнетения вызывали недовольство народа. Необходимо было отвлечь народ успехами во внешней политике. Тоже присуще и другим государствам)

3.В чем состояло преимущество России перед другими европейскими державам и в “восточном вопросе”? (Россию поддерживали народы Балканского полуострова и Закавказья)

Преподаватель: В предстоящей войне Николай I рассчитывал на поддержку австрийского и прусского монархов, рассчитывая на благодарность за выполнения роли “жандарма Европы”.

Вопросы для беседы:

1.Когда Россия выполняла эту роль? (Россия помогла подавить революционное движение 1848 года в Австрии и Пруссии)

2.Какие цели преследовали Англия и Франция в процессе решения “восточного вопроса”? (Английская буржуазия сама желала утвердить свое господство на Ближнем Востоке и Балканах. Английское правительство толкало Турцию на войну с Россией, надеясь еще больше ее закабалить и с ее помощь. Ослабить Россию, которую считала своим основным конкурентом в “восточном вопросе”.

Преподаватель: Французской буржуазии также было не выгодно усиление позиций России на Ближнем Востоке. Наполеону III нужна была успешная война для упрочения своей власти. Австрийское правительство боялось усиления позиций России на Балканском полуострове, т.к. это могло ослабить власть Австрии над славянскими народами.

Турция стремилась к войне с Россией. Она надеялась при помощи Западноевропейских государств укрепить свое положение на Балканах, отторгнуть у России ряд территорий в Закавказье и на Черноморском побережье.

Таким образом, завязался тугой узел противоречий. Николай I видел в Турции слабое феодальное государство. Он считал, что Франция еще не оправилась от революции 1848 года. С Англией он надеялся договориться, пообещав ей часть Турецких владений – о. Крит, Египет. Но расчеты Николая I были ошибочными. Он оказался недальновидным политиком. Россия оказалась в политической изоляции.

- Каковы же причины Крымской войны?

Формальным поводом к войне стал спор между католическим и православным

духовенством о святых местах в Палестине.

Преподаватель: Военные действия 1853 года развернулись на двух фронтах – на Дунае и в Закавказье.



Турецкое правительство 27 сентября 1853 года предъявило России ультиматум, требуя вывести войска из Молдавии и Валахии, а 4 октября объявило России войну.

Первые же военные действия показали слабость Турции. Особенно сильное поражение она потерпела в Синопском бою.

(Презентация. Слайд № 8, 9)

Выступление учащегося:

«Павел Степанович Нахимов».

Преподаватель: Основной удар Турция намечала нанести в Закавказье. Турецкая эскадра стояла в Синопской бухте. Она насчитывала 14 судов, из них 2 паровых.

Утром 18 ноября 1853г. русская эскадра из 3 парусных кораблей, несмотря на заградительный огонь береговых батарей, проскочила в бухту и в упор принялась расстреливать турецкий флот. Через 3 часа русская эскадра потопила почти все турецкие корабли и заставила замолчать береговую артиллерию. Этот бой вошел в историю как последнее крупное сражение эпохи парусного флота.

Преподаватель: Разгром Турецкого флота вызвал тревогу в западноевропейских странах. Англия и Франция ввели свои эскадры в Черное море и объявили войну России. Вступление Англии и Франции в войну изменило соотношение сторон.

В 1854 году Турция, поддерживаемая Англией и Францией создала большое численное превосходство в Закавказье и предприняла наступление на Тифлис. На помощь им двигались войска Шамиля. Но благодаря героизму и стойкости русских солдат и грузинского ополчения отряды Шамиля были отброшены и угроза захвата Тифлиса ликвидирована. Русская армия в Закавказье перешла в наступление.

Балканы. Русские войска осадили крепость Силистрию. Но Австрия и Пруссия заняли враждебную позицию и потребовали вывода русских войск из дунайских княжеств. Царское правительство вынуждено было удовлетворить эти требования и отвести войска за р. Прут.

Русским морякам и солдатам пришлось отражать нападения неприятеля на многих рубежах России: бомбардировкам союзников подверглись Петропавловск-на-Камчатке, Соловецкий монастырь, Одесса. Англия и Франция блокировали Свеаборг и Кронштадт.

Основные военные действия войны развернулись в Крыму. Крымский полуостров имел большое стратегическое значение. Он обеспечивал безопасность юга России (Кавказ, Балканы, южные губернии).

В сентябре 1854 года 60-тысячная армия союзников (англичане, французы, турки) высадились около Евпатории на мысе Лукул (cхема) и двинулась к Севастополю, держась правого фланга берега вдоль которого следовал флот и остановилась перед русскими позициями у р. Альма. 8 сентября 1854 года здесь произошло кровопролитное сражение.

Оборона Севастополя продолжалась 349 дней (13 сентября 1854 г. – 29 августа 1955 г.) Современный Севастополь.

Оборона Севастополя (рассказ учителя с использованием монографии Н.Шебек. Панорама “Оборона Севастополя”).

Таблица лежит перед каждым учащимся.

Дата

Событие

2 сентября 1854 г.



Высадка войск союзников в Крыму

8 сентября 1854 г.

Сражение на р. Альма

13 сентября 1854 г.

В г. Севастополе объявлено осадное положение. Фактическое руководство обороной Севастополя принял на себя В.А.Корнилов

Сентябрь 1854 г. Февраль 1855 г.

Затоплено 7 кораблей у входа в главные бухты. Затоплено еще 6 кораблей.

5 октября 1854 г.

Первая бомбардировка Севастополя. На Малаховом кургане смертельно ранен В.А.Корнилов. Руководство обороной Севастополя возглавил П.С.Нахимов

13 октября 1854 г.

Сражение у Балаклавы

24 октября 1854 г.

Сражение под Инкерманом

Ноябрь 1854 г.

В Севастополь прибыл известный хирург Н.И.Пирогов

2 ноября 1854 г.

После жестокой бури десятки английских и французских кораблей разбились о скалы Крымского полуострова

Зима 1854-1855 гг.

Минная война. Общее руководство войной осуществлял Э.И.Тотлебен

В течении всей обороны

Защитники Севастополя возводили оборонительные укрепления

 

Вылазки смельчаков-охотников (Игнатий Шевченко, Петр Кошка и др.)

Весна 1855 г.

Укрепление Малахова кургана

5 июня

Четвертая бомбардировка Севастополя

28 июня 1855 г.

На малаховом кургане смертельно ранен П.С.Нахимов

4 августа 1855 г.

Сражение на Черной речке

5 августа 1855 г.

Пятая бомбардировка Севастополя

27-28 августа 1855 г.

Огромная рмия и оставшиеся в живых жители переправлены на Северную часть

28 августа 1855 г.

Штурм Севастополя войсками союзников

29 августа 1855 г.

Неприятельские войска заняли опустевшую Южную часть города

Преподаватель: В марте 1856г. заключен Парижский мирный договор. По нему Россия понесла минимальные территориальные потери: острова в дельте Дуная и южную часть Бесарабии. Однако тяжелыми были статьи, ограничивавшие военную мощь России: было объявлено о «нейтрализации» Черного моря, вход в него запрещен для военных судов, а на берегах запрещалось иметь военные арсеналы. Практически это означало, что Россия не может иметь военный флот на Черном море.

3. Для закрепления материала выполним следующие задания:

«Исторический портрет»:

- его именем названы общества, университет, институты, съезды ученых;

- он был профессором Дерптского университета, членом-корреспондентом Российской Академии наук;

- он участвовал в обороне Севастополя, франко-прусской войне 1870-1871гг., русско-турецкой войне 1877-1878гг.;

- он стал основоположником военно-полевой хирургии;

- первым в мире он применил наркоз в полевых условиях;



- он стремился создать в стране всеобщее начальное обучение и был организатором нескольких воскресных народных школ в Киеве.

«Восстановите связь времен»:

Последовательность событий Крымской войны, изложенная ниже, перепутана; восстановите ее:

- осада Севастополя;

- осада русскими войсками крепости Силистрии;

- сражение при Инкермане;

- высадка англо-франко-турецких сил в Крыму;

- Синопское сражение.

Впервые в России:

Какая русская женщина стала первая «сестрой милосердия» в армии? При каких обстоятельствах?

4. Выводы по уроку: Война истощила Россию экономически, стали видны ее недостатки в управлении, в военном и социальном отношениях. Значительно ослаб авторитет России на международной арене. Война имела одно положительное последствие для России: стало очевидно, что необходимы кардинальные перемены.

5. Задание на дом:

В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков «История», часть 2, стр.56-60

Литература:

В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков «История», часть 2, учебник для профессий и специальностей технического, естественно- научного, социально-экономического профилей, М. ИЦ «Академия» , 2013г.

Шебек Н. Панорама “Оборона Севастополя 1854–1855”. Изд-во “Таврия”. Симферополь. 1975.

С.Г. Горяйнов «Задачник по истории России», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996г.