Урок краеведения

Урок-путешествие «Всему начало здесь, в краю моем родимом…» (по лирике поэтов-земляков)

В стране великой и красивой

С душой, открытой для любви,

На радость матери-России,

Земля елецкая, живи!

Юрий Ширяев

Цели урока:

познакомить обучающихся с произведениями поэтов-земляков;

пробудить их интерес к истории родного города;

формировать осознанные умения и навыки работы с поэтическим текстом, навыки выразительного чтения;

развивать образное восприятие действительности;

воспитывать любовь к поэзии, уважительное отношение к малой родине, чувство национальной гордости.

Форма проведения: урок-путешествие

Оборудование:

медиапроектор, компьютерная презентация по теме урока.

Наглядность:

выставка сборников стихотворений поэтов родного края.

Ход урока

Оргмомент.

Работа по теме урока.

Слово учителя.

- Ребята любите ли вы путешествовать? Разумеется, любите! А куда и как вам захотелось бы совершить свое путешествие? Конечно, путешествия бывают разными. Можно сесть в самолет и улететь в далекие страны, но такие путешествия многим не доступны. Можно совершить такое путешествие, которого не найдешь на карте, но которое всем доступно, очень интересно и увлекательно. Это путешествие в мир произведений поэтов, наших земляков, которые жили, живут, творили и творят под сенью «великого града Ельца».

Учитель читает стихотворение наизусть.

ВЕЧЕР

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно -

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

1909 г.

Помогут нам совершить это путешествие стихотворения местных поэтов, в которых возникает образ нашего родного и любимого города.

В ходе занятия мы должны понять, какое же место занимал Елец в их творчестве.

Свой якорь будем бросать у гаваней, местечек г. Ельца, связанных с творчеством:

-И.А. Бунина

-С.Н. Коновалова

-Ю.В. Ширяева

Каждая из них приоткроет нам дверь в удивительный мир поэзии земли елецкой.

(На экране на доске при помощи ПК появляются виды Ельца. Звучит музыка…)

Моему городу

Вдоль быстрых вод холмы крутые,

Олень и ель в твоем гербе

Не грозен, но щитом России

Быть уготовано тебе.

Когда бесчисленные орды

Текли, чтоб Русь забрать в полон,

На их пути бесстрашно,гордо

Ты встал, мой город, как заслон.

Растоптанный, дотла сожженный,

Казалось стерт с лица земли,

Ты вновь вставал, непокоренный,

Вставал средь пепла и золы.

В дружину Дмитрия Донского

Благославлял своих сынов,

Когда на Поле Куликовом

Тот в бегство обратил врагов.

Да и в суровом сорок первом

Девизом было у ельчан:

«Не пропустили Тамерлана,

И не пройдет Гудериан».

Через пожар войны ельчанин

Шел до победного конца,

И на поверженном рейхстаге

Он начертал: «МЫ ИЗ ЕЛЬЦА».

(Чтец выразительно читает этот отрывок наизусть.)

Учитель. Эти вдохновенные строки местный поэт Олег Горсков посвятил своей малой родине, земле, где живет его Муза. Любовь к родному краю, к его провинциальной красоте, к жителям города прослеживается в стихотворениях поэтов прошлого века и современных.

Итак, начнём наше своеобразное путешествие в мир поэзии! В путь! Нас ждет первая остановка «Улица Горького, д.16».

(На экране появляется музей И.А. Бунина).

Учитель. “Я родился полвека тому назад, в средней России, в деревне, в отцовской усадьбе… Пустынные поля, одинокая усадьба среди них… Зимой снежное безграничное море, летом — море хлебов, трав и цветов. И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание…» -так писал в своем романе «Жизнь Арсеньева» наш земляк И.А. Бунин, за который он был награжден Нобелевской премией.

– Что это за премия и кому ее вручают? (Названа она в честь ее основателя Нобеля; вручают людям, внесшим вклад в развитие какой-либо науки.)

В этом доме на этой улице жил замечательный русский поэт, наш земляк И.А. Бунин в годы обучения в елецкой мужской гимназии. В настоящее время имя И.А.Бунина увековечено в этом литературно-мемориальном музее.

(появляется портрет И.Бунина)

Именно в этой гимназии мы с вами говорим о творчестве Бунина.

Писать стихи Иван Алексеевич начал с самого раннего детства и писал до конца своей жизни, любя поэзию всей душой, восхищаясь ее музыкальным строем и гармонией. В своих стихотворениях он воспевал красоту русской глубинки, именно елецкая земля стала своеобразной Музой для будущего признанного поэта.

- Вспомните и скажите, чем отличается поэзия(стихи)от прозы?

стихотворная форма;

четкий ритм;

рифма;

чувства автора.

(Вывод: Поэзия- это море слов, объединенных в океан мыслей. А лирика рисует отдельные состояния человека, а точнее, лирического героя в определенный момент жизни. Выражает живое, непосредственное чувство, переживание.)

Память И. А. Бунина сохранила все лучшее и прекрасное, что было связано с городом Ельцом, городом его юности:

Ты видишь — я красы твоей не позабылИ, сердцем чист, твой мир благословляю…Обетованному отеческому краюЯ приношу остаток гордых сил.

Елец… Образ города, в котором мы живем, в котором прошло детство Бунина, многократно возникает в его поэзии.

О любви И.А. Бунина к родному краю нам расскажет Киселевич Вероника, которая провела небольшое исследование, сравнив 2 стихотворения поэта.

(Тексты стихотворений на столах, давайте прочитаем и посмотрим, какие художественные приёмы использует автор для того, чтобы выразить своё восхищение родным краем).

Выразительное чтение стихотворений обучающимися.

«Полевые цветы»В блеске огней, за зеркальными стеклами,Пышно цветут дорогие цветы,Нежны и сладки их тонкие запахи,Листья и стебли полны красоты.Их возрастили в теплицах заботливо,Их привезли из-за синих морей;Их не пугают метели холодные,Бурные грозы и свежесть ночей…Есть на полях моей родины скромныеСестры и братья заморских цветов:Их возрастила весна благовоннаяВ зелени майской лесов и лугов.Видят они не теплицы зеркальные,А небосклона простор голубой,Видят они не огни, а таинственныйВечных созвездий узор золотой.Веет от них красотою стыдливою,Сердцу и взору родные ониИ говорят про давно позабытыеСветлые дни.

1887 г.

«Из окна»

Ветви кедра — вышивки зеленымТемным плюшем, свежим и густым,А за плюшем кедра, за балконом -Сад прозрачный, легкий, точно дым:Яблони и сизые дорожки,Изумрудно-яркая трава,На березах — серые сережкиИ ветвей плакучих кружева,А на кленах — дымчато-сквознаяС золотыми мушками вуаль,А за ней — долинная, лесная,Голубая, тающая даль.

1906 г.

Когда начинаешь читать стихотворения Ивана Алексеевича Бунина, сразу же, будто по волшебству (с которым нельзя не сравнить его творчество) оживает все вокруг.

Для своего исследования я выбрала два стихотворения поэта «Из окна» и «Полевые цветы.

Анализируя эти произведения, я почувствовала красоту родного края.

В одном произведении И. А. Бунин показывает читателю заморские цветы, которые красуются в витринах дорогих цветочных магазинов:

В блеске огней, за зеркальными стеклами,Пышно цветут дорогие цветы…

Но эти цветы не знают, что такое мороз и холод в отличие от обычных русских полевых цветов:

Их не пугают метели холодные,Бурные грозы и свежесть ночей… Бунин показывает нам истинную красоту полевых цветов. Ведь они впитали в себя вечернее небо, мерцание звезд, дыхание весеннего ветра:

Видят они не теплицы зеркальные,А небосклона простор голубой,Видят они не огни, а таинственныйВечных созвездий узор золотой.

Такие цветы не чувствовали заботы человека, только солнце ласкало их своими приветливыми лучами:

Их возрастила весна благовоннаяВ зелени майской лесов и лугов.

Во втором стихотворении поэт восхищается садом, где растут яблони, березы, клены, которые своим изяществом очаровывают:

…за балконом -Сад прозрачный, легкий, точно дым:Яблони и сизые дорожки,Изумрудно-яркая трава,На березах — серые сережкиИ ветвей плакучих кружева…

Я обратила внимание на то, что природа в стихотворениях Бунина одухотворена: «метели пугают», «весна взрастила», «цветы говорят».

В этих стихотворениях поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов, изысканных оттенков и звуков: узор золотой, изумрудно-яркая трава, сизые дорожки, голубая даль. По моему мнению, это помогло И.А. Бунину показать родную природу во всей её красоте.

Читая стихотворения, я как будто слышала звуки природы и чувствовала аромат полевых цветов и сада.

Я считаю, что поэт признается в любви к цветам, к саду, а тем самым признается в любви к своей родине. Ведь автор делится с читателем своей тоской по природе родного края:

Сердцу и взору родные ониИ говорят про давно позабытыеСветлые дни.

Эту тоску подчеркивают встречающиеся в стихотворениях многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности.

Именно так и должно быть на самом деле, ведь размышления о родине, по которой скучаешь, не могут быть бурными.

В разных частях земного шара природа отличается. Родная природа для каждого человека — своя. Например, для одних людей, природа родного края, это горы — красивые отвесные скалы, склоны, покрытые травой или лесами, загадочные камни, растения, характерные только для этих мест. Для других родной край природы — это холодное северное море, седые волны, косяки рыб. Для третьих — это море южное, теплое, с песчаными или галечными пляжами, с жарким солнцем над ними, с виноградниками, которые растут по всему побережью. Есть родная природа, природа елецкого края — простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы.

Это стихотворение написано в 1887 году, а за границу И.А. Бунин уехал лишь в 1920 г. Поэтому я полностью уверена в том, что он скучал по родному елецкому краю.

Меня поразили стихотворения Бунина своей напевностью и мелодичностью.

Работа с текстами стихотворений.

- Включимся в исследование и посмотрим, при помощи каких художественных средств автор выражает свою любовь к родному краю.

- Какие вы знаете художественные средства, которые используются в поэтической речи?

эпитеты,

олицетворения,

метафоры,

сравнения

-Давайте вспомним определения этих художественных средств.

Работа у интерактивной доски.





Задание: найдите соответствия.

ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными.

СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.

Олицетворение — перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.

МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

- Как вы считаете, что помогает поэту в своих произведениях так выражать любовь к родному краю?

Ответы обучающихся: многочисленные эпитеты (тонкие запахи, золотой узор, стыдливая красота, весна благовонная, прозрачный, легкий сад, дымчато-сквозная вуаль, стыдливая красота, изумрудно-яркая трава, бурные грозы), метафоры (кружева ветвей, ветви-вышивки….), олицетворения (о них уже говорила Вероника, но не назвала определения этого художественного средства: «метели пугают», «весна взрастила», «цветы говорят»).

Поэт использует самые изысканные художественные средства, чтобы передать свою любовь к природе. Любовь к природе – это и есть любовь к родине. Наша природа очень богатая и заслуживает того, чтобы мы ее берегли. Недаром в России 2013 год, в соответствии с Указом Президента В.В. Путина, объявлен годом охраны окружающей среды.

Проведению данного урока предшествовала подготовительная работа, в ходе которой вы должны были найти те стихотворения И.А. Бунина, где на ваш взгляд достаточно ярко отражается образ Ельца. Я предлагаю послушать стихотворения.

Ученица читает стихотворение И.А. Бунина наизусть.

«Кружево»

Весь день метель. За дверью у соседаСтучат часы и каплет с окон лед.У барышни-соседки с мясоедаПоет щегол. А барышня плетет.Сидит, выводит крестики и мушки,Бледна, как снег, скромна, как лен в степи.Темно в уездной крохотной избушке,Наскучили гремучие коклюшки,Весна идет… Да как же быть? Терпи.Синеет дым метели, вьются галкиНад старой колокольней… День прошел,А толку что? — Текут с окна мочалки,И о весне поет щегол.

-Какие символы Ельца ты нашла в данном стихотворении?

(Елецкие кружева)

Ученица. Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Елецкое кружево зародилось в богатых купеческих семьях и превратилось в Ельце в художественный промысел. Процесс плетения происходит так: мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры. Особенностью елецкого кружева является легкость, воздушность. Я думаю, что в этом стихотворении И.А. Бунин описал эпизод кружевоплетения одной елецких барышень.

Учитель. Кружевоплетение – длительный, кропотливый процесс, который требует от работницы немалого терпения. Приходится много сидеть, согнувшись, что не так уж благотворно действует на организм человека.

Физкульминутка.

Учитель. И.А. Бунин жил и работал в конце XIXв. — начале XX, но Елец является уникальной сокровищницей культуры, он не перестает волновать умы и сердца современных поэтов, таких, как С.Н. Коновалов, который тоже писал стихотворения о Ельце, его именем называется ежегодно проводимый в нашем городе конкурс чтецов.

Давайте сделаем следующую остановку и заглянем на улицу Коммунаров, дом 103б.

Федоринина Виталина, которая побывала на этой улице, расскажет, чем может быть вызван наш интерес к этому дому.

Ученица. В этом доме жил замечательный елецкий поэт Сергей Николаевич Коновалов. Тяжелая болезнь приковала его к постели. Пытаясь найти смысл своего существования, он начал писать стихи. Щедро наделенный от природы талантом, Сергей Николаевич создал произведения, проникнутые искренней любовью и гордостью к городу, землякам, Отчизне. Интерес к Ельцу, древнему как сама Русь, красной нитью проходит через всё его творчество.

Давайте обратимся к его стихотворениям и почувствуем силу любви поэта к родному городу.

Елецкая ярмарка.

Рояльная гармошка заливистою трелью

Проснувшегося города молчанье рассекла,

Давая старт короткому и буйному веселью

И будоража радостью и души, и тела.

В Ельце сегодня ярмарка, и, росами умытый,

Заранее наряженный, как молодой жених,

Стараниями управы с утра водой политый,

Он радость предвкушает! Настал желанный миг!

Цветами разукрашены торговые лабазы,

Заваленным товарам прилавкам нет конца,

Кишащий муравейник и не охватишь глазом,

Здесь собралось, наверное, не меньше пол — Ельца!

Да что там пол — Ельца-то! Не меньше половины

Всей матушки России, похоже, собралось!

-Каким предстает Елец в стихотворении С.Н. Коновалова?

(1 ученик. Веселым, праздничным; упоминается о главном музыкальном инструменте нашего города – рояльной гармошке. Её изготовляли в Ельце в прошлых веках. Сегодня, к сожалению, этот промысел, в отличие от кружевоплетения, утерян. Но сохранилась особая игра на гармони, которая получила широкую известность во всей России.

2 ученик. Елец с давних времен был купеческий город, в нём сильны традиции торгового дела. Поэтому ярмарки часто проводились и проводятся сейчас в нашем городе.)

3 ученик. А мы всем классом недавно посетили музей Народных ремёсел и видели там и рояльные гармошки, сделанные елецкими умельцами, и предметы домашнего обихода горожан начала 20 века, и знаменитое елецкое кружево.

Учитель. Образы рояльной гармошки, ярмарки в стихотворении С.Н. Коновалова — подтверждение мысли о том, что поэт очень любил свой родной город и хорошо знал его историю. С.Н. Коновалов заслуживает, чтобы знали его и помнили о нём те, кому дорога наша малая родина, её традиции, культура.

Учитель. А мы продолжаем наше путешествие. (На экране появляется СОШ №3). А вот СОШ №3. Здесь долгое время работал учителем физкультуры местный поэт, который и сейчас прославляет наш родной город в своих стихотворениях, — Ю.В. Ширяев.

(Появляется портрет Ю.В. Ширяева)

Учащийся о творчестве Ю. Ширяева. Его творчество – еще одна звезда на небосклоне елецкой поэзии. Автор многочисленных поэтических сборников, краевед, исполнитель собственных песен.

По словам самого Ю. В. Ширяева, стихи начал писать в начале 80-х годов, не придавая им серьезного значения, т.к. писал, в основном, шутливые посвящения, эпиграммы, песни для друзей. Серьезная поэзия захватила его в 1990 году, когда оставил занятия спортом.

В своих стихах поэт с невероятною любовью изображает природу, историю родного края, воспроизводит неповторимый облик древнего города. «Стоит на прошлом наш Елец», — утверждает Ю. Ширяев.

Елец Ширяева — это Елец Бунина, город с древней историей и православными традициями.

- Чтобы подтвердить эту мысль, давайте прослушаем стихотворение Ю.В. Ширяева.

Ученица читает наизусть стихотворение Ю.В. Ширяева.

Декабрь в Ельце.

Собора Вознесенского синеют купола.

Земля под первым снегом так девственно бела!

Декабрь волшебной шубой укутал мой Елец,

На крышах и заборах зимы седой венец.

Крестов в морозном небе ловлю холодный блеск,

На башенных курантах –победный звона всплеск.

Дыханье ледяное трет щеки докрасна.

Клубится, паром дышит сквозь проруби Сосна.

А за рекой Сосною сугробы намело.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст