урок краеведения в 5 классе по теме Русский народный костюм

Урок краеведения (5 класс).

ТЕМА: РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.Цель: — воспитание уважения к прошлому;

- знакомство с одеждой предков: разнообразием деталей костюма, значение, вышивкой;-сохранение русских народных традиций.

Организация на урок. Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас не обычный урок, а посиделки в школьном музее. Много лет назад на Руси в длинные зимние вечера молодые девушки и парни собирались у кого-нибудь в избе на посиделки. Посиделки, согласно В.Далю (знатоку русского языка), это «сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним вечерам под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен». Пора посиделок приходилась на самое вольное и сытое время года: полевые работы закончены, урожай собран.

Итак, речь у нас сегодня пойдёт о старине, о том, как жили — не тужили наши предки. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Почему? Расскажу такую притчу. Рос дуб. Макушка дерева высоко поднялась над корнем, но она о корне не забывала, от него получая все жизненные соки и силы. Так вот и живёт дерево тысячу лет, стоит оно и по сей день, и стоять будет пока корень не подрубили. Неужели мы с вами глупее дуба или так недальновидны, что станем забывать о своих корнях?

Актуализация имеющихся знаний.

- Сначала вспомним изученные ранее темы. Для этого разделимся на группы по 4 человека. Каждой группе выдаются карточки с заданиями.

1-ая группа:

Учащимся предлагается подобрать к термину его определение. Объединить все термины единой темой.

Водотечник

Верхнее бревно, ребро двускатной крыши, украшенное головой коня

Причелины

Планки, расположенные по обеим сторонам фасада крыши, украшенные резьбой

Охлупень

Желоб для стока воды с крыши

Курицы

Крюки под крышей, которые удерживают водотечник

2-ая группа:

По рисункам определить предметы крестьянской посуды.

На рисунках: ложки, чугунок, миска, ушат, ендова, кувшин.

3-я группа:

Отгадать загадки о предметах крестьянской утвари.

Чем дольше я верчусь,Тем толще становлюсь, (веретено)

Не бык, а бодает.Не ест, а хватает.Что схватит — отдаёт,Снова в угол отойдёт, (ухват)

Конь чёрен — в огне проворен, (кочерга)

Три братца пошли купаться.

Два купаются, третий на берегу валяется.Искупались, вышли, на третьемПовисли, (вёдра, коромысло)

4-ая группа:

Лопасть, серьги, донце, стояк, городки. О чем идет речь?

Изобразите этот предмет и подпишите его основные части.

5-ая группа:

Вставьте пропущенное слово в текст. Вспомните сказки с её участием.

_________ кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рождали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно встретить смерть и навек успокоиться. _________ нужна в любом возрасте, в любом состоянии, в любом положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома. Тепло, которым дышала ___________, было сродни душевному теплу.

(из книги «Лад» В.Белова)

Проверка выполненной работы.

На доске ответы групп: изба, посуда, утварь, прялка, печь.

Что общего во всех этих предметах крестьянской жизни? (украшения, орнамент, магические знаки).

Как крестьяне украшали свое жилище и предметы быта?

Что ещё обязательно украшали крестьяне? (одежду)

III. Основная часть.

Итак, тема сегодняшнего урока «Русский народный костюм».

Для чего мы изучаем эту тему? Какова цель нашего урока?

Русский народный костюм (презентация).

«По одёжке встречают…» — эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Нашим предкам достаточно было взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять из какой он местности, к какому роду- племени принадлежит.

Из чего же изготавливали одежду наши предки?

Самым простым и распространенным материалом были лён и шерсть. В льняной одежде летом не жарко, а зимой тепло. Льняное полотно «дышит». Оно прочное. Лён старались убрать с поля к 28 августа — Успению Божьей матери. Старались весь лён попрясть до 25 декабря, а остальную часть зимы ткань отбеливали, красили, вышивали.

Чем же красили ткани? Для окраски наши предки использовали различные растения (до 50 видов). Красный цвет давала лебеда, гречишник. Оранжевый — чистотел. Зеленый — крапива, пижма, шишки сосны. Синий — кора дуба, ясеня.

Древнейшей, самой любимой и распространённой одеждой древних славян была рубаха. Её название происходит от корня «руб»- кусок, отрез ткани — и родственно слову «рубить», имевшему когда-то значение «резать». Сначала рубаха представляла собой кусок ткани, перегнутый пополам, с отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спину и передок стали сшивать и добавили рукава. Рубаху носили все: девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины — различались они покроем и отделкой. Были рубахи повседневные и праздничные — богато украшенные вышивкой. На них языком орнамента — повторяющегося узора — были записаны все просьбы человека к Богу.

Мужская рубаха была примерно до колен длиной. Рубаха имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка). Застёгивали ворот на пуговицу. Её носили навыпуск и всегда подпоясывали, при этом поддергивая, так что получалось нечто вроде мешка. Шили её из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой.

Женская рубаха кроилась до пят или до полу, отсюда происходит слово «подол». Рубаха обязательно украшалась вышивкой. По мнению древних, вышивка — не только украшение, но и оберег. Она содержала магические знаки и символы и оберегала человека. Особенно это касается ворота. Именно ворот обильно украшался вышивкой, так как славяне верили, что через него в случае смерти вылетала душа человека. Желая этому помешать, ворот украшали охранительной вышивкой.

Показ примеров вышивки.

Рукава рубахи, как женской, так и мужской, были длинные и широкие и у запястья схватывались тесьмой. Праздничные женские рубахи имели очень длинные рукава с прорезями для рук.

Показ видов рукавов.

Рубаху обязательно подпоясывали. Женщины носили тканые и вязаные пояса, а мужчины — ремни. И мужчины и женщины привешивали к поясам множество необходимых предметов, ключи, ножи, кошели. Цвету рубахи так же придавалось огромное значение. Особенно праздничной считается красная рубаха. Как мы с вами знаем, слово «красный» изначально означает «красивый». Праздничная одежда всегда выполнялась более искусно.



Мужчины носили неширокие холщовые штаны – порты, которые завязывались на шнурке (гашнике) вокруг талии. Теперь делается понятен смысл выражения «держать в загашнике», то есть в самом укромном тайнике. Действительно, спрятанное за шнурком для штанов прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли.

Ноги оборачивали до колена онучами (узкие длинные куски ткани) и обували лапти. Раньше небыло четкого разделения на мужскую и женскую обувь. Лапти плели из лыка, берёсты или кожаных ремешков. Хорошо сплетённые лапти не промокали, даже если в них ходили по болоту. Их плели из узких полос коры в прямую или косую клетку и подвязывали верёвками, обмотанными вокруг ноги. Плетение лаптей считалось легкой работой. Лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, а летом и того меньше.

На юге России женщины поверх длинной рубахи надевали распашную юбку — понёву. Онапредставляла собой не сшитые полотнища ткани (так было удобнее ходить и работать),скреплявшиеся на талии пояском. Были они такой же длины, как и рубаха. Во время работы углыпоневы можно было подвернуть и засунуть за пояс. Впервые понёву надевали на девушку в еёсовершеннолетие, а до этого она ходила в рубахе с пояском. К понёве полагался передник, запон. По праздникам поверх понёвы или запона надевали богатую одежду — навершник.

В северных и центральных областях носили сарафан — высокую широкую юбку с лямками,украшенный тесьмой, лентами и пуговицами. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода — душегрею.

Головные уборы — обязательная деталь костюма. Без них, как и без пояса, появляться на людяхсчиталось неприличным. Отсюда выражения «распоясался» (потерял контроль над собой, ведёт себя вызывающе) и «опростоволосился» (выставил себя в нелепом виде, сказал или сделал что-тоневпопад). Очень интересен женский головной убор. По нему можно было судить о её возрасте исемейном положении. Девушки носили повязку, обруч или кокошник («кокошь» — птица, курица).Волосы в них оставались открытыми. Кокошник был красиво расшит бисером или жемчугом,украшен лентами. Замужняя женщина никогда не выходила на люди с непокрытой головой. Еёголовным убором была кика, кичка («кика» — утка) — шапочка полностью закрывающая волосы.«Рогатые кички» носили молодые женщины от замужества до рождения первого ребенка. Рожкидолжны были охранять будущую мать и её неродившегося младенца. Женщина, имеющая детей,носила особый головной убор — сороку. Главное отличие сороки — «пушки» — меховые помпоны побокам, над ушами (как височные кольца у финно-угров). Платки были распространены повсеместно. Их носили, обычно, поверх головного убора. Этнографы считают, что в женском головном уборе прослеживается идея изображения неба. «Кичка» — утка, «сорока», «кокошник» — курица — всё это «птицы небесные».

Мужчины носили шапки в виде колпаков с отворотами.

Все, что надевал на себя русский человек в старину, было наполнено для него большим магическим смыслом. Люди верили, что одежда защищает их не только от холода и сырости, ветра и жары, но и обороняет от злых духов. Вы уже знаете, что даже ткань, из которой шили одежду, изготавливалась с применением инструментов и приспособлений, на которые были нанесены магические знаки. Но и этого было мало нашим предкам.

Рубаху расшивали по подолу, рукавам, горловине и оплечьям магическим узором. Этот узор чаще всего составлялся из ромбов, кругов, крестов, волн, изображений растений, животных, птиц.Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелец.

IV. Первичное закрепление (творческая часть).



- Перед вами лежат образцы деталей русского народного костюма.

Групповая работа – роспись деталей женского и мужского костюма орнаментом.

Готовые образцы русского народного костюма каждая группа учащихся прикрепляет на магниты к доске.

-А теперь проверим, что вы запомнили. Будем отгадывать загадки.

Надену – ободом сведет.

Сниму — змеёй упадёт.Тепла не даёт,

А без него холодно. (пояс)

Лето для старания, а зима…? (для гуляния)

Сижу верхомНе знаю, на ком.Знакомца встречу

Соскочу – привечу. (шапка)



V. Заключение.

Посмотрите, какой нарядный народ у нас собрался. Они все придут к нам на следующее занятие «Народные обряды и праздники» (обращение к работам групп на доске).

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Что вас заинтересовало?_

Есть ли что-то схожее в нашей современной одежде от костюма наших предков?

Наши посиделки подошли к концу. Но от того, как относимся мы к родной старине, зависит, быть или не быть отечественной культуре. Многое люди сейчас забыли и растеряли, давайте же собирать по крохам то, что уцелело. Нам нужно помнить и беречь традиции наших предков, не забывать своих корней.

Одолевая жизни зло,

Мы чуем с предками родство.

Их золотое мастерство

Чтоб к нашим детям перешло.

Приложение 1.

Проверочная работа по теме «Русский народный костюм».

Из каких материалов шили одежду наши предки?

Чем отличалась повседневная одежда от праздничной?

Подберите к термину его определение:

Термин

Определение

1. Рубаха

А. Широкая короткая деталь женского костюма на лямках

2. Епанечка

Б. Головной убор

3. Зипун

В. Мужская верхняя одежда

4. Кичка

Г. Самая распространенная деталь народного костюма, которую носили и женщины и мужчины

Чем отличается женский костюм северных и южных областей России?

Что такое «порты» -

«онучи» -

Чем отличалась женская рубаха от мужской?

Для чего одежду украшали вышивкой?

Распределите женские головные уборы по группам: повязка, платок, обруч, кика, кокошник,сорока.

группа — незамужние девушки -

2 группа — замужние женщины -

Отгадайте загадки:Раньше в поле я рослаИ травинкою была.

Меня создали ткач и пряха.Называюсь я

Я одежду охраняю,Чистоту я соблюдаю.Я хозяйку украшаю,Красотой всех привлекаю:Вышивка отделке в тон.Называюсь я

Шерстяное полотноВкруг талии обведено.Узор вьется по подолу.Называется

Надену — ободом сведет.Сниму — змеей упадет.Тепла не дает,А без него холодно

Сижу верхомНе знаю, на ком.Знакомца встречуСоскочу — привечу